kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационно-коммуникационных средств обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационно-коммуникационных средств обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных средств обучения»

Использование информационно-коммуникационных средств обучения


В начале 2009 года в Кремле состоялось первое заседание совета по развитию информационного общества при

президенте России. Указ о его создании был подписан в ноябре 2008 г. Открывая заседание Дмитрий Медведев

подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без ИТ: «это касается и научно-технической

сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». За последние

годы, по словам президента, информационные технологии и информационные услуги стали достаточно

существенной статьей российского несырьевого экспорта, достигнув уровня приблизительно в $1 млрд. Говоря

о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев Д.А.подчеркнул, что нужно начинать

массовое обучение школьных учителей новым технологиям.

Под информационными технологиями будем понимать процессы накопления, обработки,

представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в

которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:

 техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);

 программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);

 предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

 методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Информация – все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о

конкретном объекте.

Информатизация — 1) процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации,

основанный на использовании ИКТ; 2) процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах

социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности

использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей

граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.

Информационная технология (ИТ) – система процедур преобразования информации с целью

формирования, организации, обработки, распространения и использования информации. Основу современных

ИТ составляют:

- компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

- хранение больших объемов информации на машинных носителях;

- передача информации на любое расстояние в ограниченное время.

Информационные технологии обучения - совокупность методов и технических средств сбора,

организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и

развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую

совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль

знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики,

занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в

которых находят применение средства информатизации образования.

Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два

явно выраженных подхода к определению ИТО. В первом из них предлагается рассматривать ее как

дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраеваемых) в

системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения),

представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов

(данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной

деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения

в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.

Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе

обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование

информационных средств в обучении).

ИТО следует понимать как приложение ИТ для создания новых возможностей передачи и восприятия

знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.

В научно-методической и популярной литературе часто встречается термин новые информационные

технологии (НИТ). Это достаточно широкое понятие для различных практических приложений.

Прилагательное "новое" в данном случае подчеркивает новаторский, то есть принципиально отличающийся от

предшествующего направления технического развития. Их внедрение является новаторским актом в том

смысле, что кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в организациях, учебных

заведениях, быту и т.д.

 Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, можно создать прекрасно

оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае

можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с

бумажных носителей в компьютерный вариант и т.д.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

 она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование,

воспроизводимость, целеобразования, целостность);

 она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;

Эволюция информационных технологий

Информатизация в Российской Федерации — организационный социально-экономический и научнотехнический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и

реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,

общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Появление первого печатного станка и книгопечатания (1445 г.) произвело первую информационную

революцию.

Этапы информационной эволюции:

I этап продолжался до начала 60-х годов XX века. Эксплуатировались ЭВМ первого и второго

поколений. Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных

ресурсов. Цель – максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в

машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных процессах, разработка библиотек

стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков и Ассемблера. Достижением в

технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов и появление первых

управляющих программ реального времени и пакетного режима.

II этап длился до начала 80-х годов. Выпущены мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших

интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда

программиста. Цель – разработка инструментальных средств программирования. Появились операционные

системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном

режиме. Разработаны языки высокого уровня, пакеты прикладных программ, системы управления базами

данных, системы автоматизации проектирования, диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии

программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети. Появилась наука – "Информатика".

III этап продолжался до начала 90-х годов. В конце 70-х годов был сконструирован персональный

компьютер, что произвело вторую информационную революцию. Информация становится ресурсом наравне с

материалами, энергией, и капиталом. Появилась новая экономическая категория – национальные

информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых

ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания экспортируются

посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент.

Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением

номенклатуры производимых изделий.

IV этап - 90-е годы XX века. В этот период разрабатываются информационные технологии для

автоматизации знаний. Цель – информатизация общества. Появились машины с параллельной обработкой

данных – транспьютеры; портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим; графические

операционные системы; новые технологии: системы мультимедиа; гипертекст; объектно-ориентированные

технологии. Телекоммуникации становятся средством общения между людьми. Созданы предпосылки

формирования общего рынка знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества

по культуре, искусству, народонаселению, науке и т.д. Внедряются дистанционное обучение,

автоматизированные офисы, всемирные каталоги изделий. Страны становятся зависимыми от источников

информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Наступает этап информатизации общества.

Информатизация общества – совокупность взаимосвязанных политических, социальноэкономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к

любым источникам информации, кроме законодательно секретных.

Информатизация общества — 1) изменение жизни общества на основе все более полного использования

достоверной, исчерпывающей и своевременной информации во всех общественно значимых видах человеческой

деятельности.

Информатизация общества обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося

интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, научной, производственной

и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными и

производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию

трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступность источников достоверной информации для любого члена общества; визуализацию представляемой информации; существенность

используемых данных.

В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического

способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования

кибернетических методов и средств.

В Информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная

культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к

системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Информатизация образования

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и

практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ,

ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей

Основные цели информатизации образования:

• повышение эффективности образования (информатизация образования должна привести к более

эффективному выполнению социального образовательного заказа);

• повышение гибкости и доступности образования (информатизация образования должна сделать

образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения

социального образовательного заказа);

• развитие информационной культуры (развитие общих навыков использования информационных

технологий, как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их

деятельности).

Важнейшие задачи информатизации образования

1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе

современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих

учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации

познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов

информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной

подготовки специалистов различного профиля.

Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной

культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется,

во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в

различных видах деятельности;

в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной

(образовательной) деятельности;

в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Основные направления информатизации образования:

• информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

• информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

• информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

• информатизация как создание информационного пространства (информационной среды)

учебного заведения.

Этапы информатизации образования

Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и

компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования

(условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование информационно-коммуникационных средств обучения

Автор: Прокопьева Ольга Владимировна

Дата: 06.03.2024

Номер свидетельства: 646838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства