kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Результативность современного урока с позиции ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

: «Что мешает повышению результативности урока»?

Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? И что делать учителю?

      Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Результативность современного урока с позиции ФГОС »



Попова Галина Владимировна

МКОУ СОШ №5 г. Михайловска

учитель иностранного языка





Результативность современного урока с позиции ФГОС

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.  Если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени . Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.

И сегодня я хотела бы проанализировать проблему: «Что мешает повышению результативности урока»?

Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Мы скажем:

  • перегрузка;

  • компьютер….

Неинтересно… Можно допустить ещё одно предположение: не хотят учиться так, как мы предлагаем…

Что же делать? Думаю начать с анализа деятельности, именно, УЧИТЕЛЯ!

Зачастую на результативность урока влияют прописные истины урока, которые не соблюдаются.

Дидактические - постановка целей и задач урока, определение пути их достижения; чёткая структура урока, которая позволяет обеспечить познавательную активность учащихся и рациональное сочетание методов обучения; использование межпредметного материала; преемственность и перспективность в обучении, учёт психического состояния учителя и учащихся; создание положительных мотивов учения, атмосферы творческого сотрудничества, воспитание культуры учебного труда; воспитание средствами дидактического материала, соблюдение в классе гигиенических норм; перемена видов деятельности учащихся на уроке.

Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.

А если не используются элементарные принципы современного урока, то речь не может идти ни о повышении результативности урока, ни о простой усвояемости предложенного материала.

Однотипные формы урока не являются достоинством урока и, разумеется не определяют качество подготовки к нему преподавателя.

Нарушение структуры урока это не только нарушение рациональной конструкции урока, но и нарушение программы деятельности, продукта творчества преподавателя, отражения его педагогического почерка, важнейшего элемента культуры, средства экономии времени и сил.

На мой взгляд, проблемой является и недостаточная классификация методов обучения. На уроке иностранного языка должно быть единство методов обучения.

Слово метод своими истоками восходит к понятию «деятельность». Особенно актуально подчеркнуть в данном контексте системно-деятельностный подход на уроке иностранного языка. Деятельность может быть:

-      организована;

-      стимулирована;

-      проконтролирована.

Отсюда следует существование 3 групп методов:

I. Методы организации и осуществления учебной деятельности.

II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

III.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.  

Данное сочетание методов обучения ведет к повышению результативности современного урока.

Повышению результативности урока может мешать нарушение структуры урока. Хочу озвучить данную структуру урока:

1. Мотивация и объявление новой темы - 10% времени от общей длительности урока;

2. Закрепление (повторение) пройденного - 20% времени от общей длительности урока;

3. Изучение нового материала - 50% времени от общей длительности урока;

4. Оценивание - 10% времени от общей длительности урока;

5. Подведение итогов урока (рефлексия) - 10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.

Итак, Причины снижения эффективности и качества урока следующие:

• разный темп работы учащихся;

• разный уровень умственного развития учащихся;

• разный темп умственной работоспособности учащихся;

• пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

• перегруженность содержания учебного материала;

• дисциплина и поведение учащихся на уроке;

• конфликт между педагогом и учащимися;

• плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении):

• появление или возрастание ошибок к концу работы;

• недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.

Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение конкретным механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата. Необходимы интересные творческие задания, конкурсы, олимпиады, исследовательская деятельность, которая будет способствовать результативности обучения иностранному языку.

Что касается деятельности учителя, то есть «кнут», мало «пряников».

В классе сидят дети с разными способностями.

Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?

При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:

  • возбудить интерес,

  • пробудить желание,

  • побудить к действию,

  • придумать изюминку урока,

  • урок должен удивлять.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.

Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.

Если учитель видит проблемы своей деятельности, то у него есть возможность их ликвидировать. Используя критерии результативности урока по требованиям новых стандартов можно добиться положительного результата.

Критерии результативности урока по ФГОС раскрывают, что

 1. Цели в рамках ФГОС урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Почему современный ученик не хочет учиться?

Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно объем информации всё возрастает.

Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала?

Последние расчёты показали чудовищную перегрузку почти по всем предметам.

И ученику остается только защищаться и он защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит – это всё формы защиты. Да мы ещё по нескольку параграфов задаем от старания… Важную роль в желании учиться играет:

1. Физиологическая безопасность:

  • проветренный класс,

  • хорошее освещение,

  • достаточная кубатура,

  • сытость,

  • выспавшиеся,

  • здоровые.

2. Психологическая безопасность:

  • потребность в принятии,

  • уменьшение страха и стресса.

По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки. И здесь поможет технология положительной обратной связи. При оценке знаний + - - -+.

Другой наш бич – инфантильность детей.

Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности сегодняшних детей.

Циклы внимания представляют последовательность: 90-110 минут активной деятельности, 10-20 минут снижение внимания. Бесполезно нагружать класс, если большинство учащихся на минимуме внимания, особенно на уроках повторения, обобщения, закрепления.

Что же делать? Всеми доступными способами поддерживать внимание ученика.

Для поддержания внимания мотивированными должны быть все действия учащихся на уроке, соблюдение принципа контрастности… в звуках, движениях, эмоциях…

Отсутствие мотивов учения приводит к равнодушию ученика на уроке, полному отсутствию внимания…

Я в своей работе применяю следующие методы, для преодоления низкой мотивации к обучению:

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть

неуверенность в собственных

силах, робость, боязнь самого

дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так

может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и

находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая,

этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить

свою твердую убежденность в

том, что его ученик

обязательно справиться с

поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои

силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего,

ради кого совершается этадеятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим

товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или

совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению

конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально

пережить успех не результата

в целом, а какой-то его

отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта

часть твоей работы».



Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами Современный урок - это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога.

И всё-таки - урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой получение информации является главным. Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Результативность современного урока с позиции ФГОС

Автор: Попова Галина Владимировна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-matiematiki-chieriez-tiekhnologhiiu-diffierientsirovannogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "221504"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435338194"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Реализация  ФГОС НОО на уроках искусства»"
    ["seo_title"] => string(38) "riealizatsiiafgosnoonaurokakhiskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "303756"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457600586"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Слитное и раздельное правописание НЕ с причастиями "
    ["seo_title"] => string(57) "slitnoie-i-razdiel-noie-pravopisaniie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "126605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415199863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства