kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения 1 класс по теме: "Знакомство с буквой ы. Л. Пантелеева "Буква "Ты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная система (программа): Начальная школа XXI века

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Цель:

познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 1 класс по теме: "Знакомство с буквой ы. Л. Пантелеева "Буква "Ты"»

МБОУ Краснопольская СШ










Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению)


Знакомство с буквой ы.

Л.Пантелеев Буква «ты»

Школа: Краснопольская СШ

Класс:1

Учитель: Капитонова И.Н.
















Краснополье 2015


Образовательная система (программа): Начальная школа XXI века

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Цель:

познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Структурные компоненты


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент.


– Как пыхтит тесто? 
Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
На самом темном чердаке живет косматый Пых. 
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг. 
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне. 
Глазенки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьев и на мышат он нагоняет страх. 
Он прибыл к нам из дальних мест, 
Он дождик пьет и ветер ест. 
Он не боится высоты, не птица он, не зверь... 

– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
– Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)

(Пых-пых.)

  1. Открытие нового знания

1. Звуковой анализ слова «рыба».
– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». 
– Какой это звук? 


– Какой фишкой обозначим звук? 
– Назовите мягкую пару. 

– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». 
– Что вы знаете об этом звуке?


 – «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». 
– Какой это звук? 


– Обозначьте соответствующей фишкой. 
– Назовите его мягкую пару.
– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». 
– Что знаете об этом звуке?

 – Звук [ы] обозначается буквой ы.

2. Знакомство с новой буквой.
– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев


Бывает эта буква

В конце и в середине.

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

Е. Григорьев


Вот топор, полено рядом –

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы,

Все мы знать ее должны.

В. Степанов


– Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]? 


– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? 

Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
ы не начинает слов –
Видно, нрав ее таков.
Т. Синицына
3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих детей:
– Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Для нечитающих детей:
– Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
– Подчеркните в словах букву ы(6 букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.

4. Игра «Будь внимателен».
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».


У кого растут усы?

У моржа и у лисы,

У бобра и у крота,

У кота и у кита.


Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.


Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)

– Кого еще вы знаете с усами? 

5. Звукобуквенный анализ слова «усы».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.



6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.
– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.



– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
У буквы ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква ы спокойно может,
Встав в конце, предметы множить:
Стол – столы, забор – заборы,
Пол – полы, узор – узоры.

– Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он превращает людоеда в мышь. Хотите ему помочь? (Дикобраз, зебра, аист, тигр, рак, кенгу- ру, уж, жираф, филин, носорог, гиппопотам, мышь.)

7. Работа по учебнику.
– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)


8. Звукобуквенный анализ слова «мышка».
– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
– Пых очень любит сказки. Отгадайте, из каких сказок эти герои.

– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).


– Что нужно поменять, кроме буквы?
9. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Задание 1.
– Закрасьте в тетради красным карандашом части рисунка, в которые вписана буква ы.
Задание 2.
– Выполните звукобуквенный анализ слов, вписывая гласные буквы.
– Что общего у слов «ноты», «рыба», «крыша»? (Количество гласных – 2, первый звук во всех словах – согласный. Последний звук во всех словах – гласный. Во всех словах все согласные твердые.)


(Рррыба.)

(Твердый согласный звук.)

(Синей.)

(Звук [р’].)
(Рыыыба.)

(Гласный, обозначим красной фишкой.)
(Рыб-б-ба.)

(Твердый согласный звук.)

(Синяя фишка.)

 ([б’].)

(Рыбаааа.)

(Гласный, обозначим красной фишкой.)



















(В середине и на конце слов.)

(В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)




































(Белка, рысь и др.)

  1. Итог

– В копилке Пыха осталось только одно задание – кроссворд. Решите его.
– С какой буквой-труженицей познакомились?
– Чем она отличается от всех остальных?
– Какой звук обозначает буква ы?
Ы живет в семействе гласных –
Звуков чистых, четких, ясных,
И, как гласная любая, –
Мы теперь о том уж знаем, –
Любит Ы к согласной встать,
Чтобы слог образовать:
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Т. Синицына

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Капитонова Ирина Николаевна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248025


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства