kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе "Что такое суффикс?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с понятием «Суффикс» как частью слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Что такое суффикс?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова





Урок русского языка в 3 классе



Учитель - Балашова

Маргарита Валентиновна





Данков

2016 г.



Тема урока: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Цели урока:
знакомство с понятием «Суффикс» как частью слова

Задачи:

  •  познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове, образовывать с помощью суффиксов новые слова;

  • актуализировать знания о составе слова и роли морфем;

  • определять роль суффикса в слове;

  • обогащать и расширять словарный запас учащихся;

  • активизировать познавательную деятельность;

  • развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;

Планируемые результаты (предметные): познакомятся с новой значимой частью слова – суффиксом, научатся находить его в слове, наблюдать над ролью и значением суффикса в русском языке.

Познавательные УУД

Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

понимать и преобразовывать информацию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обосновывать выбор собственного решения; подводить итог своей деятельности;

Формирование УУД (метапредметных):

регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу,; организовывают и контролируют свою работу, в паре; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; прогнозируют результат собственной деятельности; целеполагание и планирование своей деятельности; контролируют и оценивают свои действия ;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют продуктивно взаимодействовать со сверстниками; умеют договариваться и приходить к общему мнению;

личностные – осознают свои возможности в учении;

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, тесты, таблица разбора слова по составу.


Ход урока


I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Помогите мне?

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

Пусть сегодня для вас всех, 
На урок придёт успех! 
Я желаю вам удачи, 
И успешности в придачу!

II. Элементы чистописания.

«Красиво писать – красоту творить» - гласит народная мудрость.

Вспомним правила посадки при письме.

Прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

1.) 1 строка

Определить букву, которую будут писать на минутке чистописания.

В слове «знанием» она обозначает согласный, звонкий, парный, твёрдый и мягкий звуки.

Показывает образец письма на доске: н Н Нн

-Сравните с образцами и оцените свою работу.

2.) 2 строка: находка, навесной, написать.

Кто скорее всех узнает,

что слова объединяет?

Их внимательно прочтите, что в них общего, найдите. Назовите слово, где букв больше, чем звуков.

3.) 3 строка:

Записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его.


III . Актуализация знаний . 1. Фронтальная работа

  • Что является значимой частью в слове?

  • Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое.

  • Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. Какой смысл в каждом предложении, Я всем и сразу расскажу.(Окончание)

  • Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово, и добавка, Называюсь я… (приставка)

  • Часть я очень главная, В слове я живу. Без меня нет смысла Ни розе, ни ежу. (Корень)

  • Без окончания, часть слова. Называюсь я… (основа)

  • Слова объяснение Словарь зовет...

  • Если корень выделяем, Окончанье обведем. Наши действия — не вздор, По составу то... ( разбор)

2. Словарная работа. Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить непроверяемые орфограммы. Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.

( Осина)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!

(Орешник)

Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
Яблоня)

Самопроверка: Береза, осина, рябина, орех, яблоня. IV. Самоопределение к деятельности.

Почему рябина названа именно так?

Прочитайте текст и дайте ответ.

Круглый год украшают рябины наши леса, села и города. В парках городов красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-желтые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», – говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков. 

Почему же рябина названа именно так?

Найти однокоренные слова в тексте.

Рябина, рябые, рябь, рябчики.

Цветения, соцветия, цветы.

Пестрота, пестра.

Разобрать слова первой строки по составу: Рябина, рябые, рябь, рябчики.

Что заметили? ( В словах рябина, рябчики после корня и перед окончанием есть еще несколько букв)

Кто знает, как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием?

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

- О какой части слова мы будем сегодня говорить?

- Что вы хотите узнать о суффиксе?( Что такое суффикс?

Где находится суффикс? Для чего служит суффикс?)

- Какие задачи мы поставим на уроке? Постановка проблемы. Мы должны понять :

Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Что образуют суффиксы? Почему суффикс - значимая часть слова? На какие группы по значению делятся суффиксы? Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке. V. Работа по теме урока. 1. Открытие нового. СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

2.Формулировка правила:  - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

-Какая это часть слова ? ( Значимая, изменяющаяся)

После чего стоит? После корня.

Перед чем стоит? Перед окончанием.

Для чего служит? Для образования новых слов.

Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.46. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?

Верное правило получилось у нас?.

Работа в группах. Ответить на вопросы и создать эталон.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое суффикс?

  2. Где стоит суффикс?

  3. Для чего он служит?

Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов. 3.  Устная работа. 1.) Игра «Побудь волшебником». Слова: нос, дом, мост, рот. -Превратить слова в названия маленьких предметов. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? - Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова? Превращение слов: кот, слон, хвост, дом в очень большие предметы. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? - Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова? Прочитайте в учебнике вывод.

2). Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик.
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.
Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! – закричал –Ик.
- Тортишко, - промолвил – Ишк.
- Тортище – сказал - Ищ.
- Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.

Какую роль играют суффиксы в речи ? Какой оттенок вносит суффикс ИК в слова? Какой оттенок вносит суффикс ИЩ в слова? Какой оттенок вносит суффикс ИШК в слова?

3.) История о суффиксе – Чик.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
Что делает со значением слов суффикс ЧИК?

4.) История о суффиксе – Ёр.
Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.

Физкультминутка

4. Работа в парах Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс. Голосок, лисица, солнышко, стульчики, котёнка, хвостиком, школьники. Проверьте свою работу по эталону.

5. Самостоятельная работа разноуровневая.

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок – ____________ ,

диванчик – _____________ , учитель – ___________ ,

маленький – ___________ , осенний – ___________ ,

медвежонок – __________, стульчик – ___________,

котище – ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

Сладенький, вкусненький, тортик.

Бежала, смотрели, писала.

Пленник, мостик, странник

Каменщик, бурильщик, учитель.

Самопроверка 6. Работа в группах.

Составить алгоритм нахождения суффикса в слове.( С помощью карточки)

Составьте алгоритм.

  1. Подобрать _________________ слова.

  2. Найти ________, ___________.

  3. Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

Устная проверка.

7. Устная работа «Разгадай шараду».

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.( Оценка)

Корень с дорогой роднится

В сборе приставка таится,

Суффикс, как в слове дневник

Целым же в космос проник .(Спутник)

VI . Рефлексия.

(Работа в парах.)

- Прочитайте слова.

Стульчик, огород, рябинка, охотник, перелет, прицеп.

- Разделите их на две группы. (1) Стульчик, рябинка, охотник; 2) огород, перелёт, прицеп.)

- По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.)

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

- Какая часть слова так о себе рассказывает:

«С моей помощью происходят превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три»

Тест по теме: «Суффикс».

Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

VII . Задание на дом.

По выбору на карточках:

1.Замени словосочетание одним словом, однокоренным выделенному, запиши его. Выдели суффиксы.

Маленькая гора - ______Житель гор – ______ Детеныш льва – _____Самка льва - ________

2.Подбери однокоренное слово, походящее к схеме:

Море –_____Вьюга – ___Хлопок –___Окно -______




Использованная литература:

1.Дмитриева О.И. « Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс М. Вако 2014 г.

2. Дорофеева Г.В.»Большая книга заданий по русскому языку»М.Эксмо 2013 г.

3. Мисаренко Г.Г. «Закрепляем трудные темы» 3 класс М.2013г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе "Что такое суффикс?"

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 03.08.2016

Номер свидетельства: 338511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-imien-sushchiestvitiel-nykh-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "153267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420988739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства