Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).
в) Минутка чистописания. (3 мин)
в) Словарная работа. (7 мин)
4. Первичное усвоение материала. (5 мин)
УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид работы |
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин) Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю психологическую готовность у учащихся. |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | - Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи! Каждой минутой трудясь дорожи! - Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Самое удивительное в мире, это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение. Спасибо. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно? - Давайте настроимся на активную работу. Составление плана урока. Итак начнём работать. (Слайд 1) | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки Учащиеся высказывают свои предположения | Фронтальная работа |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (1 мин) Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации. |
Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД | - Время нам нельзя терять, Новую часть речи мы будем изучать. Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. - Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным). - Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными, писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. | Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя. | Фронтальная работа |
3. Актуализация опорных знаний. (14 мин) Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. а) Определение темы и задачи урока (3 мин) |
Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД | А сейчас внимание, Необычное задание. Какая тема урока у нас? Разберемся мы сейчас. (Слайд 2) - У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ. - О чём этот рассказ? (О мальчике) - Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один) - Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я») -Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово? (место имени существительного) (Слайд 3) - К какой части речи относится это слово? (Местоимение) На центральную доску прикрепляются карточки: - О происхождении этого слова расскажет Никита Ковалёв . - Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. – Какое открытие для себя сделали? Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. Оно о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Оно отдается делу сполна: Местоимение заменяет имена! - Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется? - Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться. - Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). (Слайд 4) - Сформулируем задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. - Молодцы! |
Учащиеся читают рассказ. Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
Учащиеся читают слово из выделенных букв. Ученик рассказывает о происхождении слова.
Учащаяся отвечает на вопрос и читает стихотворение. Ученица читает стихотворение. Учащиеся читают задачи на с. 51 учебника. Учащиеся открывают учебник на с.52. Учащиеся отвечают на вопросы. | Фронтальная работа |
б) посадка учащихся (1 мин) |
Регулятивные УУД (контроль) Коммуникативные УУД | -С темой разобрались, За работу все взялись! - Напомнить вам, следим за своей посадкой. (Слайд 5) - Скажите, как мы пишем в тетрадях? - Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. - Открываем тетради, записываем дату, классная работа. - Ребята, какое время года на улице? (Весна). - Запишем число. | Учащиеся садятся правильно при письме.
| Фронтальная работа Индивидуальная работа |
в) Минутка чистописания. (3 мин) г) Словарная работа (7 мин) |
Личностные УУД Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция) Коммуникативные УУД Познавательные УУД | Чтоб проверить у всех старание, У нас минутка чистописания. - Мы будем сегодня прописывать букву «пэ» (Слайд 6) - Дайте характеристику звуку. (Звук «п». Буква «пэ». Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким) (Слайд 7) Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать. (Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.) - Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах. па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр - Обратите внимание на соединение букв, нижнее, верхнее, верхнее, верхнее, верхнее. верхнее, нижнее, верхнее. Словарная работа (Слайд 8) – Кто догадался, что нас ожидает? – Словарные слова. -Записываем слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. (Слайды от 9 до 13) (Слайд 14) – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу. Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит. - Почему эти слова называются словарные. (В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить) Потрудился славно класс. А сейчас гимнастика для глаз. (Слайд 15) - Молодцы! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают буквы.
Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику. Учащиеся прописывают буквы. Учащиеся проверяют правильность написания пропущенных букв в словарных словах. Взаимопроверка, оценивание работы. | Фронтальная работа и Индивидуальная работа |
4. Первичное усвоение нового материала.(5 мин) Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивный УУД (коррекция, самооценка) Коммуникативные УУД
| - Давайте вспомним задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. (Слайд 16) - Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике) - Прочитайте правило. Назовите личные местоимения? (Слайд 17) - У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Если это группа лиц? - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица) Перечислим еще раз все личные местоимения. Я и Мы, Ты и Вы, Он, Она, Оно, Они – Все слова отличные, Важные и личные Это без сомнения Все местоимения. - Спасибо. - Работа в парах. У вас на столе карточки. (Слайд18) Задание: 1) Задание к данному тексту. Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения. (Слайд19) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Проверка. - Кто прочитает получившейся текст. (Слайд 20) Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное) - Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) (Слайд 20) -Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Слайд 21) | Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя. Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52. Учащиеся показывают карточки с местоимениями.
Учащийся читает стихотворение. Работа в парах. Записывают получившиеся предложения в тетрадь. Учащиеся записывают текст в тетради. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют физминутку. | Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа |
5. Первичная проверка понимания нового материала. (6 мин) Цель: уметь решать учебно-познавательные задачи с помощью выбора способа и средств их реализации. |
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (контроль, саморегуляция)
| Давайте убедимся все друзья, Что без местоимений нам нельзя! - Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи. Работа в группах. (Слайд 22) Задание: 1)Прочитайте текст. 2)Подумайте какие местоимения надо употребить? 3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения. «Интересная загадка! Какие местоимения употребить» Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету. « Проверка» (Слайд 23) Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету. -Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения. Вывод: Местоимение-это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них. | Работа в группах (учащиеся сидят уже в группах).
Учащиеся читают получившийся текст.
Учащиеся подводят итог. | Фронтальная работа |
6. Первичное закрепление.(5 мин) Цель: Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (планирование, саморегуляция)
| - Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. - Игра «Открой секрет» (Слайд 24) Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. - Проверка. (Слайд 25) Проведение тестирования. (Слайд 26) 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет 4. Укажите местоимение: (Слайд 27) а) ель б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка. Проверка: (Слайд 28) 1. б) 2. а) 3. в) 4. в) 5. в) 6. б) | Учащиеся пишут в тетрадях слова.
Учащиеся выполняют задания тестирования индивидуально, оценивают работу.
| Индивидуальная работа |
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (3 мин) Цель: зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (контроль) | - Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110. (Слайд 29) - Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы). | Учащиеся читают задание, определяют план выполнения упражнения. | Фронтальная работа |
8. Рефлексия. (5 мин) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; оценить собственную деятельность на уроке; |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД
| -Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Отдохнём одну минуту, Восстановим зоркость глаз, И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Ни печали, ни тревог, Потрудились славно дети, Завершается урок! -Открываем глазки. Вот и кончился урок, Подвести пора итог. (Слайд 30) - Как называется часть речи. с которой мы познакомились? - Почему так называется эта часть речи? - Как отличить местоимение от других частей речи? - Какова роль местоимения в нашей речи? Заполняют таблицу: Самоанализ работы (достижения за урок) (Слайд 31) Утверждения | Поставь знак «+» или «?» | 1) Тема урока мне понятна. | | 2) Я достиг цели урока. | | 3) Я умею верно использовать местоимения в речи. | | 4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. | | 4) Мне необходимо поработать над… | | - Урок окончен. (Слайд 32) | Учащиеся участвуют в беседе.
Учащиеся выполняют самоанализ своей работы, определяют достижения за урок.
| Фронтальная работа Индивидуальная работа |