УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
В 3 КЛАССЕ
ТЕМА : РОЛЬ ВИТАМИНОВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА.
Автор разработки: Панарьина Ольга Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории, Тульская обл., г. Узловая
ЦЕЛИ: а) ознакомление уч-ся с ролью витаминов в жизни человека.
б)развитие логического мышления и коммуникативных навыков при работе в группах, монологической речи при ответе на
поставленный вопрос.
в)формирование здорового образа жизни
ЗАДА ЧИ: а) умение соотносить влияние витаминов на
определенный орган, умение правильно составлять меню.
б)совершенствовать умения вести диалог и монолог, обосновывать свои выводы.
в)воспитание желания участвовать в коллективно творческом деле, использование в жизни знаний о здоровом питание.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с продуктами, плакат с изображением внутреннего строения человека и ролью витаминов на эти органы, карты-схемы недостатка витаминов А, В, С, Д., карточки с заданиями, продукты, подносы, магниты, 4 карточки с изображением витамина А, В, С, Д.
ХОД УРОКА.
1. ОРГ. МОМЕНТ.
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Прошу тихо сесть. На сегодняшнем уроке вы как обычно узнаете много нового и интересного. А именно о РОЛи ВИТАМИНОВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА. Класс разбит на четыре группы.
2. ПРОВЕРКА Д/3.
А сейчас проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Поиграем в игру «Витаминка»
Правила игры. Каждая группа отвечает за свой витамин. Раздаю карточки с продуктами. Детям нужно отобрать только те продукты, в которых содержится их витамин и прикрепить эти карточки виде «ромашки» у доски.
Проверка правильности выполнения задания идет детьми. Группа А проверяет В, а группа Д группу С.
-Ребята, встретились ли вам такие продукты, которые содержат несколько витаминов?
-Какой вывод можно сделать из сказанного?
З.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А сейчас мы с вами совершим экскурс в прошлое. Начнем с витамина С,
Его называют витамином жизни. Как вы думаете почему?(Ответы уч-ся) Если его нет в пище, люди болели цингой. До недавнего времени цинга была бичом путешественников, если они были лишены свежих овощей и фруктов. Малейший ушиб вызывал у них на коже кровоизлияние, зубы шатались и выпадали, десны кровоточили, люди быстро теряли вес и в конце концов, совершенно истощенные умирали. Только фрукты и овощи могли их спасти от смерти. А наши известные мореплаватели Челюскин, Лаптев обязательно брали с собой лук. Египтяне считали лук божественным растением. Его приносили в жертву богам, клали в гробницы фараонов, считая, что даже в загробной жизни лук помогает человеку.
Итак, витамин С повышает сопротивляемость организма заболеваниям и способствует укреплению зубов.
Витамин А. Дошедшие до нас древнейшие источники медицины говорят о том, что у некоторых людей еще в те времена наблюдалась странная болезнь: днем, при ярком свете, эти люди видели хорошо, а с наступлением сумерек почти совсем теряли зрение. Эту болезнь назвали ночной или «куриной» слепотой. Показываю иллюстрации Еще за 1500 лет до н. э. древние китайские врачи рекомендовали больным употреблять в пигцу печень. Многим это помогало, но только в 30-х годах нашего века было установлено, что в печени и в жирах содержится специальное вещество названное витамином А. Многочисленные исследования подтвердили, что витамин А очень важен для большинства жизненных функций организма. Он участвует в окислительно восстановительных реакциях, в обмене белков, углеводов и минеральных солей, воздействует на деятельность желез внутренней секреции. Но самую главную роль витамин А выполняет в жировом обмене, в формировании костного скелета, в стимуляции процессов роста организма, в повышении защитных свойств кожи и слизистых оболочек различных органов человека, в том числе и глаз.
Витамин А содержится главным образом в жире печени трески, морского окуня, в сливочном масле, яичном желтке, молоке, сливках, сметане.
В продуктах растительного происхождения витамин А находится в виде каротина — желтого пигмента, которому морковь обязана своим цветом. Каротин, попадая в организм человека, превращается там в витамин А.
Особенно много каротина в моркови, тыкве, шпинате, салате, томатах, абрикосах, персиках. Суточная потребность организма в витамине А—1,5—2,5 мг.
Витамин D. В 1650 г. английский врач Глиссон описал болезнь, наблюдавшуюся у детей в графствах Дорсет и Сомерсет. Он назвал ее рахитом.
При рахите происходит искривление костей ног и грудной клетки, дети отстают в развитии и часто болеют инфекционными болезнями. Показываю иллюстрации
Теперь мы знаем, что рахит развивается при недостатке в организме витамина D. Он регулирует обмен кальция и фосфора. Если этого витамина не хватает, из организма выводится большое количество солей кальция и фосфора. Костная ткань, которая является почти единственным местом их накопления, быстро начинает терять кальций и фосфор. Кости от этого становятся мягкими, искривляются и легко ломаются. Витамин D повышает всасывание кальция и фосфора из кишечника и предупреждает, таким образом, расход этих солей из костной системы.
Человек получает витамин D двумя путями: с пищей и из собственной кожи, где он образуется под действием ультрафиолетовых лучей. Вот почему, если дети растут без солнца, у них, как правило, развивается рахит. Наиболее богаты витамином D рыбий жир, печень трески, камбалы и других рыб. Много его в икре, желтках яиц, печени, молочных продуктах.
Витамин Вх, или тиамин,— первое вещество, с которого началось изучение витаминов. История этого витамина связана с изучением болезни бери-бери.
Впервые эту болезнь подробно описал японский военно-морской врач Такаки. Он высказал предположение, что бери-бери появляется от недостатка в пище какого-то вещества. Это его предположение подтвердили Эйкман и Функ, который и выделил из рисовых отрубей витамин В* или тиамин.
Сейчас Bj— один из наиболее изученных витаминов. Влияние его на организм очень разносторонне. Тиамин необходим нам для нормальной функции нервной системы, регулирования тканевого дыхания и всех видов обмена веществ — белкового, углеводного, жирового и минерального. При его недостатке страдают сердечно-сосудистая система и железы внутренней секреции, повышается восприимчивость к инфекции и понижается сопротивляемость организма. Такое широкое действие тиамина позволяет с успехом применять его при лечении многих болезней.
Витамин Вх в большом количестве содержится в дрожжах, в неочищенных зернах риса, ржи и пшеницы, а также в бобовых растениях и в продуктах животного происхождения — мясе, печени, мозге, яичном желтке.
Ржаной и пшеничный хлеб из муки грубого помола—очень хороший источник витамина Вх. Суточная потребность в нем организма—2—Змг.
Витамин В2, или рибофлавин, содержится главным образом в дрожжах, печени, почках, яйцах, а также в некоторых плодах и овощах (хотя содержание его в овощах и плодах невелико).
Относительно богаты витамином В2 такие напитки, как чай, кофе, какао.
От недостатка в пище рибофлавина нарушаются окислительно-восстановительные процессы, происходит неполноценный обмен белков, жиров и углеводов, появляются расстройства центральной нервной системы, нарушается обмен веществ в роговице и сетчатке глаза, от чего страдает зрение, возникают болезни кожи и слизистых оболочек. Суточная потребность в рибофлавине — 3—5 мг.
Наша повседневная пища содержит достаточное количество рибофлавина, и только при некоторых заболеваниях потребность в нем организма повышается.
4. ФИЗ. МИНУТКА.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Влево, вправо наклонись
Окончательно проснись
Сбрось с себя ночную лень-
Впереди рабочий день.
Надо к вечеру успеть-
Помидорам — покраснеть,
Баклажанам — посинеть,
Дыне с тыквой — пожелтеть.
Надо к ужину поспеть.
5.3АКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
А) Итак, дети уже разделены по группам, где каждый ученик играет свою роль(спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, подведение итогов, назначение докладчика. Секретарь ведет записи и одновременно высказывает свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.
Проверку глубины знаний, с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении вопросов, очень эффективным будет метод карусели. Детям раздаются карточки с вопросами. Каждой группе свой вопрос (см. приложение).Затем происходит перемещение всех групп по кругу. Ученики активно обсуждают вопросы, соглашаясь или нет с ответами предыдущих групп.
Б)СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ ЗДОРОВЬЯ, (творческая работа)
Дети принесли продукты: овощи, фрукты, крупы. Составляют экибану здоровья. Затем происходит презентация от каждой группы.
6. ИТОГ УРОКА.
Подведем теперь итог:
Чтоб расти — нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так.
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины — просто чудо!
Столько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними отвернут.
Вот поэтому всегда
Для вашего здоровья
Полноценная еда —
Важнейшее условие.
-Что же вы понимаете под словом «полноценная еда» ?
7. Д/ЗАДАНИЕ.
Составить меню — здоровья для родителей.