kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведениями и. Бунина «Матери» и  А. Плещеева «В бурю»; развитие навыка выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитание любви и уважение к маме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению по теме И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю»»

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»










Технологическая карта урока

литературного чтения






Выполнила студентка 45 гр.

Сулейменова Жанель

Проверила: Метликина С.Д.

Отметка:

Дата: 9.04.2019










Челябинск, 2019

Дата: 9.04.2019 г. ФИО студента: Сулейменова Жанель Амантаевна

Школа: МКОУ Комсомольская СОШ ФИО учителя: Метликина Светлана Дмитриевна

Класс: 2 ФИО руководителя практики: Кондратьева Ирина Ивановна


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведениями и. Бунина «Матери» и А. Плещеева «В бурю»; развитие навыка выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитание любви и уважение к маме.

Планируемые результаты:

• Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

• Личностные: формировать положительное отношение к учению; воспитывать трудолюбие; уметь развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Оборудование: Литературное чтение: 2 класс: В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – М.: Просвещение, 2012., учебная презентация.





















Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой


12:15-12:16

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Парная форма работы

- Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Итак, ребята, внимание! Начинаем работать

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесн.: слово учителя

Словесн.: подводящий

диалог

12:16 – 12:18

Фронтальная форма работы

- Ребята, а сейчас отгадайте загадку.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

Молодцы! А почему мы именно на уроке чтения заговорили о маме?

Читают. Отвечают.






Мы познакомимся с произведением о маме.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;


III. Постановка учебной задачи

Словесн.: слово учителя

Словесн.: подводящий

диалог

12:18 – 12:20

- Откройте свои учебники на стр. 116 и 117. Скажите, какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим?

И. Бунин «Матери» и А. Плещеев «В бурю».

Ставят цели

1) Познакомиться с биографией писателей и поэтов и их произведениями

2) Познакомиться с произведениями о мамах

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесн.: слово о поэте.

12:20 – 12:23

Фронтальная форма работы.

- Сначала мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Матери». Давайте познакомимся с биографией автора.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 149 лет назад. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”.

-Итак, сколько лет назад жил Иван Алексеевич Бунин?

-Где родился Иван Алексеевич Бунин?

Слушают слово об авторе

















149 лет назад.

В городе Воронеж.

П: осмысление читаемого текста

Практич: слушание

Т


Словесн.: ответы на вопросы

12:23 – 12:25

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

- А теперь познакомимся с замечательным стихотворением «Матери».

Слушайте внимательно и подумайте, какие чувства выразил поэт в стихотворении. (аудиозапись)


Слушают стихотворение.



Отвечают на вопросы, рассуждают.

Анализируют.

Чувство любви и нежности, ласки к родной маме. Мама - это защитница и заступница, самый родной человек. Он сравнивает образ матери с ангелом.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

Практич.: словарно-лексическая работа

Практич: чтение стихотворения

Нагляд.: презентация

12:25 – 12:30

Словарно-лексическая работа. Фронтальная форма работы

- А теперь прочитайте стихотворение про себя. Молодцы! Встретились ли какие-то непонятные, незнакомые вам слова?

Лампадка – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Ребята, прочитайте это слово про себя.

- Прочитаем хором по слогам.

- А теперь прочитаем плавно с выделением ударного слога

Ребята, а как вы понимаете вот эти слова?
Кроткий

- Прочитайте это слово про себя.

- Прочитаем хором по слогам.

- Прочитаем плавно с выделением ударного слога.

Полушепот

- Прочитайте это слово про себя.

- Прочитаем хором по слогам.

- Прочитаем плавно с выделением ударного слога.

Очаруешь


- Прочитайте это слово про себя.

- Прочитаем хором по слогам.

- Прочитаем плавно с выделением ударного слога.

Сумрак

- Прочитайте это слово про себя.

- Прочитаем хором по слогам.

- Прочитаем плавно с выделением ударного слога.

- Ребята, а для чего мы с вами поработали над этими словами?

Определяют лексическое значение слов


Да. Лампадка




Лампадка.

Лам-пад-ка

Лам-пад-ка



-покорный, смирный

Кроткий.

Крот-кий

Крот-кий

Тихая речь

Полушепот.

По-лу-ше-пот

По-лу-ше-пот

-произвести неотразимое впечатление

Очаруешь

О-ча-ру-ешь

О-ча-ру-ешь

-неполная темнота

Сумрак

Сум-рак

Сум-рак

Чтобы был понятен смысл стихотворения.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации


Словес.: учебный диалог

12:30 – 12:33

Языковой анализ содержания

- Ребята, с кем или чем автор сравнивает образ своей мамы?

- Докажите словами из текста. Прочитайте.


- Ребята, найдите те строчки, где идет перечисление действий мамы. Прочитайте.


- Найдите слова, которые описывают голос мамы. Прочитайте эти слова.


С ангелом.


«Ангел-хранитель над тобой», «Не ты ли ангелом была?»


Ты перекрестишь, поцелуешь, напомнишь, очаруешь

Милый, кроткий

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.


Практич.: чтение по цепочке.

Практич.: ответы на вопросы

12:33 – 12:36

Работа над выразительностью стихотворения. Фронтальная, индивидуальная и парная формы работы.

- Давайте поработаем со стихотворением. Как вы думаете, что мы будем сейчас делать?


- Прочитайте про себя первое четверостишие. Как его надо читать:

- С какой силой голоса?

- Какой должен быть темп?

- С каким настроением? Почему?


Что означает запятая?

Что означает двоеточие?




Что означают кавычки?


Что означает восклицательный знак?


Что значит многоточие?



- Хорошо мы определили, как надо читать. Прочитайте в паре это четверостишие.

Первый вариант читает, затем второй вариант читает. Получилось?

- Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте второе четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?


Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте третье четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?


Что означает вопросительный знак?


Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Поднимите руку, кто хочет прочитать стихотворение?

Давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?



Работают над выразительностью чтения, выбирать правильную интонацию



Средней

Средний

Автор читает с грустью, с тоской о детстве

Не большая пауза

Употребляется для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными отношениями

Употребляется для выделения прямой речи

Знак ставится для выражения сильного чувства

Это значит, что действие не закончилось, что – то будет дальше.

Читают в паре




Анализируют (сила голоса, темп, настроение)


Читают второе четверостишие


Средней, средний

Автор читает тоже с грустью, он вспоминает свою маму




Читают третье четверостишие


Средней, средний

Автор читает с грусть, с тоской о детстве

Для выражения вопроса или сомнения

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.


Практический

12:35 – 12:36

Разминка для глаз

Не поворачивая головой, посмотрели влево, вправо. (4 раза)

Закрыли глазки, приложите ладно к глазам. Откройте глаза и быстро поморгайте.

Динамическая пауза

Встали, подтянулись. Наклоны головы влево и вправо.

Наклоны вперед.

Присели.

Прыжки.

Молодцы. Присаживайтесь.

Повторяют движения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

Словесн.: слово о поэте.

12:36 – 12:38

Фронтальная форма работы.

Алексей Николаевич Плещеев родился 200 лет назад - поэт, переводчик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.
- Итак, сколько же лет назад жил А. Н. Плещеев? 

- А для кого он писал? Хорошо, молодцы!

Слушают слово об авторе








200 лет назад

Для детей и для взрослых

П: осмысление читаемого текста

Практич: слушание

Т


Словесн.: ответы на вопросы

12:38 – 12:40

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

- А теперь познакомимся с замечательным стихотворением «В бурю». Слушайте внимательно и подумайте, какова главная мысль стихотворения? О чем переживает мама? Что ее волнует? (аудиозапись)


Слушают стихотворение.



Отвечают на вопросы, рассуждают.

Анализируют.

Главная мысль в том, что мать всегда оберегает и переживает за ребенка, даже, когда он спит. Мама переживает, что буря может буря может разбудить ребенка.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

Практич.: словарно-лексическая работа

Практич: чтение стихотворения

Нагляд.: презентация

12:40 – 12:42

Словарно-лексическая работа. Фронтальная форма работы

А теперь прочитайте стихотворение про себя. Молодцы! Встретились ли какие-то непонятные, незнакомые вам слова?

Раскаты - длительный гул, разносящийся далеко вокруг.

Ребята, прочитайте это слово про себя.

- Прочитаем хором по слогам.

- А теперь прочитаем плавно с выделением ударного слога.

Определяют лексическое значение слов


Да. Раскаты



Раскаты

Рас-ка-ты

Рас-ка-ты

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации


Словес.: учебный диалог

12:42 – 12:43

Языковой анализ содержания

Почему стихотворение, которое называется «В бурю» начинается с таких строчек?

Что мы можем рассказать о маме. Прочитайте.



Какая буря? Прочитайте.


Потому что это стихотворение о маме.

Нежная, колыбель качает, поет песню, успокаивает, охраняет, обещает солнце и любовь.

Сердитая, злая, в стекло стучит, тревожит сон.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.





Практич.: чтение по цепочке.

Практич.: ответы на вопросы





































Практич.: чтение по цепочке.

Практич.: ответы на вопросы

12:43 – 12:50

Работа над выразительностью стихотворения. Фронтальная, индивидуальная и парная формы работы.

Давайте поработаем со стихотворением. Как вы думаете, что мы будем сейчас делать?


- Прочитайте про себя первое четверостишие. Как его надо читать:

- С какой силой голоса?

- Какой должен быть темп?

Хорошо мы определили, как надо читать. Прочитайте в паре это четверостишие.

Первый вариант читает, затем второй вариант читает. Получилось?

- Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте второе четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте третье четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте четвертое четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте пятое четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте шестое четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте седьмое четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте восьмое четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте девятое четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

- Самостоятельно прочитайте десятое четверостишие и в паре определите силу голоса, темп и настроение.

- Какая будет сила голоса? Какой темп?

- С каким настроением будем читать? Почему?

Кто хочет прочитать вслух с правильной силой голоса, темпом и настроением? (читают 1-2 ребенка). Хорошо, давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?

Поднимите руку, кто хочет прочитать стихотворение?

Давайте проанализируем. Кто хочет прокомментировать?



Работают над выразительностью чтения, выбирать правильную интонацию



Средней

Средний, спокойный








Читают второе четверостишие


Выше средней, нужно показать как буря выла. Средний темп. Боевое настроение. Чтобы показать голосом бурю


Читают третье четверостишие


Выше средней и на понижение. Средний. Боевое. Чтобы показать действия бури.



Читают четвертое четверостишие


Высокая. Средний. Тревожное. Чтобы показать действия бури.




Читают пятое четверостишие


Средняя. Средний. Спокойное. Мама успокаивает ребенка




Читают шестое четверостишие


Средняя. Средний. Волнительное. Мама поет колыбельную




Читают седьмое четверостишие


Средняя. Средний. Волнительное. Мама поет колыбельную




Читают восьмое четверостишие


Средняя. Средний. Волнительное. Мама поет колыбельную.




Читают девятое четверостишие


Средняя. Средний. Спокойное. Мама успокаивает ребенка.




Читают десятое четверостишие


Средняя. Средний. Спокойное. Мама успокаивает ребенка






П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.



































П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.



V. Первичное закрепление во внешней речи

Практич.: выразительное чтение

12:50 – 12:53

Индивидуальная форма работы

- Давайте попробуем прочитать эти стихотворения выразительно. Выберите одно стихотворение, которое хотите прочитать выразительно. Вам 2 минутки на подготовку (2-3 ученика)

Выразительно читают стихотворение на выбор

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П: смысловое чтение

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесн.: ответы на вопросы

12:53 – 12:54

Фронтальная форма работы

- Какое из прочитанных стихотворений больше всего понравилось вам? Почему?

- Чем понравилось?

- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы поставленных целей?

Отвечают на вопросы.




1)Познакомиться с писателями и поэтов и с их произведениями.

2) Познакомиться с произведениями о мамах

Да.

П:построение рассуждения;

осуществление синтеза;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулир. выводов

12:54 – 12:55

- Сейчас на экране вы видите предложения, дополните их:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Было интересно…

  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…

Отвечают на вопросы

П: построение речевого высказывания

Р: осуществление итогового контроля



Откройте дневники, запишите домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворений. По же­ланию выучить любое из них.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейменова Жанель Амантаевна

Дата: 12.05.2024

Номер свидетельства: 650361


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства