Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
УМК «Начальная школа XXI»
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Вид урока: урок-практикум.
Педагогические цели урока:
создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в корне слова и гласных звуков в корне слова.
Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями.
Метапредметные УУД:
регулятивные: адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности;
познавательные: умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки;
коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулируют простые выводы.
Образовательные ресурсы: 1) Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. – М: Вентана – Граф, 2013.
2) Пишем грамотно: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1 / М. И. Кузнецова и др. – М: Вентана – Граф, 2014.
3) Учебная презентация.
4) Интерактивная доска.
5) Сигнальные карточки.
6) Тест «Правописание гласных и согласных в корне слова» ( созданный в системе голосовавния Mimio Studio)
7) ЦОР
1.Мотивация
1. Психологический настрой «Всё в твоих руках».
- Наш урок мне хочется начать восточной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Его ученик захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
- Как вы понимаете выражение мудреца «Все в твоих руках»?
- Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное.
2. Работа с пословицей.
- Прочитайте девиз нашего урока:
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Мы каждый день узнаем что-то новое.
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
- А где получают новые знания?
- В школе, в колледже, институте, из книг, фильмов, интернета.
- Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями?
- Внимательность, сосредоточенность, усидчивость, трудолюбие?
- Какое у вас сегодня настроение? Покажите смайликами.
- Хорошее, спокойное, готовы работать на уроке.
- У нас с вами необычный урок. Мы все успеем с вами сделать и покажем хорошие знания, потому что он называется…(Дети читают на доске: Урок по теме : )
- Чтобы определить тему нашего урока, сначала давайте покажем свои знания и проверим домашнюю работу.
2. Проверка домашнего задания.
- Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?
- Как выполняли домашнее задание?
- По группам.
- Давайте проверим. Откройте рабочие тетради «Пишем грамотно» на странице 54, найдем упражнение №6.
- Первая группа, какое задание вам было необходимо сделать?
- Какие подобрали проверочные слова?
- Чему вы учились, выполняя это домашнее задание?
- На какое правило были подобраны слова?
- Если вы согласны с выполнением домашнего задания, покажите сигнальной карточкой.
- Вторая группа ребят, какое у вас было задание?
- Упражнение № 3 на станице 52.
- Что вы, ребята делали?
- Выписывали слова, в которых надо было проверить написание безударных гласных звуков в корне слова и подбирали проверочные слова.
- Зачитайте слова.
- Чему вы учились, выполняя это задание?
- Если вы согласны с выполнением домашнего задания, покажите сигнальной карточкой.
- Какое правило надо знать, чтобы проверить безударный гласный в корне слова? Вставьте в правило пропущенные слова. (ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0578f723-7748-4125-8e41-bb248a9516aa/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BIP_042%5D.swf )
Словарная работа.
- Все дети любят играть. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру “Умники и умницы” и вспомним словарные слова.
1. Как называется зимняя стужа?
ветер
мороз
одежда
температура
2. Письменная принадлежность для рисования и черчения:
пенал
книга
карандаш
тетрадь
3. Назовите противоположное слово к слову “деревня”:
город
село
район
столица
4. Загадка:
В теплой избе
Дед - лесник
Летом ходит,
Зиму спит. (Медведь)
Дети записывают словарные слова в тетрадь.
- Как называются слова, которые вы записали в тетрадь? Чем отличаются безударные гласные в этих словах от слов, которые писали дома? (Не проверяются ударением.)
Представление разных точек зрения на решение проблемы. (ЦОР диалог персонажей по теме http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a669d-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_44.swf
)
-Все ли согласные звуки можно обозначать буквами по слуху?
- Могут ли согласны звуки стоять в слабой и в сильной позиции?
-Какой признак объединяет ещё словарные слова, которые вы записали? (Парные согласные на конце слова – это слабая позиция.)
- Вспомните правило правописания парных согласных в корне слова и восстановите последовательность. (ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/31516862-4eeb-4161-bc8c-c72e55fe32b1/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_045%5D.swf )
3. Постановка учебной задачи.
- Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?
- Итак, тема нашего урока … (Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова).
- Какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока?
- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова и слова с написанием парных согласных в корне и на конце слов.
Постановка проблемной ситуации.
-Ребята , а как вы думаете, зачем надо учиться правильно писать?
- Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, - сказал товарищам Дима. – Колька принесёт».
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал Дима?
- Как правильно записать это слово?
С м…чом – мяч – с мячом
С м…чом – меч – с мечом
-Чтобы в жизни с вами не произошло такой истории, вот поэтому и надо учиться грамотно писать.
4. Физминутка. (Музыкальная).
5. Включение в систему знаний и повторение.
1. Игры на правописание парных согласных ( на выбор учителя одна из игр). (ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0939addf-b101-427a-88e7-89e17df681b4/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_047%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb781c19-7188-4e5f-b86f-5675f15c2b4a/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_048%5D.swf )
2. Самостоятельная работа по карточке.
- Вставьте пропущенные буквы в слова 1 –го и 2-го столбиков.
Самостоятельное выполнение.
I ВАРИАНТ
Р…КА ДОРО…КА
З…МА ХЛЕ…
В…ЛНА ОШИ…КА
Л…НЕЙКА САПО…
ТР…ВА РУКА…
II ВАРИАНТ
Н…РА УКА…КА
СТР…ЛА ШАР…
В…СНА БЕРЁ…КА
С…ВА НАРЯ…
СТР…НА СУГРО…
- На какое правило были подобраны слова?
- Чему сейчас учились?
- Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании, безударного гласного в корне?
- Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
То его немедленно
Ставь под ударение.
- Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании, парного согласного в корне?
- Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд на льды –
Будешь грамотным и ты.
3. Взаимопроверка (Работа в парах).
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, если есть ошибки, то исправьте карандашом.
- Есть ли ребята, которые выполнили без ошибок? Покажите карточки.
- Кто допустил одну ошибку?
- На какое правило были подобраны слова?
- Чему сейчас учились?
4. Дифференцированная работа.
Работа с текстом, в котором допущены орфографические ошибки.
Снег укутал диревья. Дуп в мохнатой шабке. На ветках бирёз белый иней. Ёлочька спряталась в сугроп. Не страшен диревьям холот и марос!
- Найдите слова, в которых допущена ошибка на безударную гласную, проверяемую ударением.
- Найдите слова, в которых допущена ошибка на написание парной согласной.
- Были ли слова, в которых допущены ошибки на другое правило?
- Назовите эти слова
5. Подбор слов для проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» (Работа в парах.)
- Вставьте пропущенные буквы. Докажите свое мнение.
Я гнала гусей на пру...,
Поломала тонкий пру....
Прекрасный куст душистых ро…,
Под солнцем в нашем парке ро …
На грядках зеленеет лу..,
Похожи грядки теперь на лу...
6. Тест с использованием системы голосования Mimio Studio.
1) Выбери правильный ответ:
Для проверки написания безударной гласной в корне слова надо:
А) изменить слово
Б) поставить ударение
В) изменить слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение.
2) Могут ли слова с безударной гласной Е в корне проверяться буквой Ё?
А) да
Б) нет
3) Укажи проверочное слово к слову СНЕГУРОЧКА:
А) снеговик
Б) снег
В) снежинка
4) Укажи слово, которое имеет безударную гласную в корне слова:
А) дождь
Б) окна
В) звезда
Г) море
5) Выберите правильный ответ:
Для проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слов надо:
А) подобрать парный согласный
Б) изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук
В) изменить слово так, чтобы согласный стал звонким.
6) Укажи проверочное слово к слову СЕТКА:
А) сетки
Б) сеточка
В) сеть
7) Укажите. в каком слове на месте пропусков необходимо писать букву Д:
А) пря…ки
Б) у..ка
Г) ко...
Д) медве..ь .
- Для чего мы проводили тест?
- Чтобы проверить, как мы научились проверять буквы гласных и согласных в корне слова.
- Ребята, а чем бы вы пополнили свои сундучки знаний сегодня?
6. Рефлексия. («Все в твоих руках»)
Быстро время пролетело
И идет к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведем всему итог.
- Мне бы хотелось , чтобы каждый из вас оценил свои старания, свой труд. (На листе бумаги дети обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.)
Большой – сегодня на уроке я научился …
Указательный – я очень хорошо работал
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – мне было интересно узнать о
Мизинец – для меня было недостаточно …
- Мне тоже хочется поблагодарить вас за отличную работу!
7. Д/З : р.т. №7 с.59-60