Урок №4
Тема: Особенности морали (« Ты о людских пороках не кричи!»)
Цели:
1. Воспитывать у учащихся умение жить в коллективе, уважать других людей; учить доброму отношению друг к другу;
2. Повышать культурный уровень учащихся;
3. Пробуждать и укреплять у учащихся внимательное и бережное отношение к окружающим людям.
Оборудование: книги с басней И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», иллюстрации к этой басне.
Ход урока
- Организация деятельности учащихся.
Известный восточный поэт XIIIв. Саади прожил очень долгую жизнь и многое повидал на своем веку. Его стихи полны мудрости.
Дорогу правды сам найти старайся,
К ошибкам ближнего не придирайся
И о чужих пороках не кричи.
Сам на себя взгляни и замолчи…
Некоторые ребята очень любят поговорить о недостатках своих товарищей. Иногда заносчиво, насмешливо, хотя сами далеки от совершенства. И кто захочет с таким насмешником дружить?
Недаром говорят в народе: «Скалозубы не бывают любы!»
Такому «разоблачителю» вряд ли поможет обиженный в трудную минуту!
А вы, ребята, сталкивались с такими людьми? Расскажите.
- Работа по теме урока.
Ø Работа над басней.На эту тему известный баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Зеркало и Обезьяна». Давайте прочитаем эту басню.
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть".-
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
____________
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Какова же мораль этой басни?
(«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборатиться?».)
- А что же такое мораль?(понятие)
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.
Работа над стихотворением.
Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый Индюк». (Учитель читает стихотворение).
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: - эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости - поучиться
Веж- ли- вос- ти!
Я и сам,- кричал индюк,- Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример замечательных манер:
Даже когда спит она, видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, осел! Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!" Ты не будь свиньей, свинья,-
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло!
Как ни бился он, однако так никто и не пришел -
Ни корова, ни собака, ни хавронья, ни осел!
Посинел индюк от злости: - не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды все они - балды-балды!
И добавил с высоты своего величия:
- Не усвоили, скоты, правила приличия!
Как этот Индюк высмеивает всех! А в результате – в гости к нему «так никто и не пришел – ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!».
Ø Зачитывание учеником строк из «Домостроя»
В старину наши предки строго следили, чтобы домашние не осуждали других людей, хозяевам рекомендовалось и от слуг того же требовать: «Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели – о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай, и не знай, и не ведай того…» (Домострой. – М.: Сов. Россия, 1990 – с.149).
Ø Зачитывание строк из Библии
Для наших предков и нормы морали имели силу божественных заповедей: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите, такою и вам будут мерить.» (Библия. Ев. Мф 7,2.).
В старину, вообще боялись очернить человека, нанести «урон чести и славе» другого. В общении всегда нужно быть тактичным, а к себе в десять раз требовательным, чем к другим.
- Так что ж, теперь и замечание никому не сделай, на недостатки не укажи!?
( Суждения детей)
Ø Вывод учителя.
-Замечания делать можно, но лучше наедине, а не прилюдно. А если какой-то неэтичный поступок обсуждается в коллективе, то сначала нужно отметить хорошие, добрые поступки этого человека, а затем указать на его недостатки. Этим вы смягчите его вину.
-Нужно всегда поступать в соответствии с золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Одно дело – сделать замечание по поводу неэтичного поступка (тактично и уместно), другое – иметь привычку осуждать других, сплетничать или просто упражняться в остроумии по адресу робких, безответных ребят.
Вот такой совет Честерфилд давал своему сыну:
«Ты должен тщательным образом скрывать свое презрение к человеку, каким бы справедливым оно не было, если не хочешь нажить в нем непримиримого врага…. Если ты наделен остроумием, то употреби его на то, чтобы понравиться, а не на то, чтобы кого-то обидеть». И далее отец сыну советует придерживаться проверенного опытом жизни библейского изречения: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». (Честерфилд. Письма сыну. // Воспитание школьников. – 1994. - №4 – с.40)
- Релаксация ( слушание муз.произ. П.И. Чайковского « Времена года. Весна»)
- Что вы представили, слушая музыку?
- Знакомство с новыми понятиями – материальная и духовная культура.
1. Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Материальная культура — это результат созидательной, практически-преобразовательной деятельности людей. Это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.
Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:
К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.
Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия, выделяют следующие подвиды духовной культуры:
Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.
В современном языке понятие «культура» употребляется в основном, в широком и узком значениях.
Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:
1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;
2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;
3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.
Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.
Ø Работа с пособием.
Ø Беседа.
- Как вы понимаете слова «материальная культура» и «духовная культура»?
Ø Работа в группах .
- Сопоставьте образцы материальной и духовной культуры.
Образцы материальной культуры
Образцы духовной культуры
Собор Василия Блаженного
Молитвы
Картины художников
Музыкальные произведения
театры
спектакли
библиотеки
Произведения Л.Н. Толстого
Ø Проверка задания
- Итог урока.
Поэт и переводчик Борис Заходер в стихотворении «Сова» тактично намекает:
Мудрейшая птица на свете – Сова!
Все слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
Выучите, пожалуйста, наизусть эти мудрые стихи и вспоминайте их, когда вам захочется посудачить «о пороках ближнего своего».