kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.ТВАРДОВСКИЙ. СТИХОТВОРЕНИЕ «РАССКАЗ ТАНКИСТА». План-конспект урока для 4 класса. УМК «Планета знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока будет интересен учителям начальных классов,работающих по УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.ТВАРДОВСКИЙ. СТИХОТВОРЕНИЕ «РАССКАЗ ТАНКИСТА». План-конспект урока для 4 класса. УМК «Планета знаний»»

Белобородова О.А.

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №4,г. Бирск

А.ТВАРДОВСКИЙ. СТИХОТВОРЕНИЕ «РАССКАЗ ТАНКИСТА».

План-конспект урока для 4 класса. УМК «Планета знаний»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о творчестве А.Т. Твардовского, способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные: создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”, воспитание чувства гордости за свой народ.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: видеоролик «Дети войны», компьютер, проектор, экран, презентация.

Учебник: Э.Э. кац, Литературное чтение: учебник для 4 класс в 3 частях. / Э. Э. Кац. – М.: АСТ : Астрель, 2020. (часть 2,с. 105-107)


Ход урока:

Дидактическая структура урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1. Организационный этап


Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно желая успехов на уроке.


2.Мотивация. Определение темы урока и постановка цели.


- Ребята, посмотрите видеоролик «Дети войны» и подумайте, почему урок мы начали с этого видео? О чём пойдёт речь на уроке?

(Просмотр видеоролика «Дети войны»)

Ссылка:https://www.youtube.com/watch?v=JB3FBe2UpZ0&feature=emb_logo

- О каком времени из истории нашей страны пойдёт разговор на уроке? (О Великой Отечественной войне)

- Что вы чувствовали, когда смотрели видеоролик?

- О чём или о ком этот фильм?(О войне, о детях войны)

-В каком году началась Великая Отечественная война? (В 1945 году 22 июня)

- В каком году она закончилась? (В 1945 году 9 мая)

-О чём пойдёт речь на уроке?

- Во время войны наравне со взрослыми воевали и дети. Они были и на передовой, и в партизанских отрядах, и в тылу врага.

- Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока.

-Что вы должны узнать и чему научиться на уроке?

(Узнать, кто такой А.Т. Твардовский. Выяснить, о чём говорится в стихотворении? Учиться выразительно читать стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим стихотворением.)

- Мы с вами познакомимся с писателем А. Т. Твардовским, будем читать его стихотворение «Рассказ танкиста».

3.Чтение и беседа о биографии А. Т. Твардовского.

О писателе (рассматривая портрет)

- Твардовский был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. В 1942 году Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста».

- Как вы думаете, если писатель был участник войны, его «Рассказ танкиста» вымысел или реальность?

- Стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения.

4.Словарная разминка.


- В стихотворении вам встретятся слова: нынче, бедовый, главарь, спросонок. Подберите к ним синонимы. (Работа со словарём в учебнике).

(Нынче – сегодня, бедовый – озорной, смелый, главарь – предводитель, спросонок – спросонья, будучи в полусонном состоянии).

5.Первичное знакомство с текстом. Беседа по содержанию стихотворения.

(Чтение стихотворения учителем . Учебник с.105-107 ). Можно прослушать в записи.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=XiSFKhlcYBM&feature=emb_logo

- Скажите, что вы увидели, услышали, почувствовали, когда читали

«Рассказ танкиста»?

- От чьего имени ведётся рассказ?(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя).

- О чём рассказал танкист?

- Назовите тему стихотворения. (Героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку).

- Какую картину вы представили?

-Прочитайте стихотворение про себя. Какие слова, непонятные выражения вам встретятся, отметьте.

Гвоздит - упорно повторяет одно и тоже.

Тыл - задняя сторона чего-нибудь.

Расчет - воинская группа, обслуживающая орудие, пулемет и другие боевые средства.

Копоть - сажа, оседающая на поверхности чего-нибудь.

- Объясните смысл слов: «Всё нынче, как спросонку»?

(Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне).

- Прочитайте слова, выражения, которые описывают трудный бой.

- Что вы узнали о танкисте, от лица, которого ведётся рассказ?

- Найдите описание главного героя стихотворения.

- Расскажите о характере мальчика. Докажите словами из текста.

(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где

пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут. Скромный – показал и убежал).

- Что его больше тревожит? Ответь словами стихотворения.

(Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения).

- Почему командир принял помощь мальчика? Посадил в танк и продолжил бой?

- Как называет мальчика танкист? Почему? (Дружище. Потому что он поможет танкистам).

- Почему мальчик, несмотря на «страшный бой», бросился помогать танкистам?

- Можно ли назвать поступок мальчика подвигом?

- Что такое по – вашему подвиг?

- Найдите точное определение в словаре.

(Значение слова Подвиг по Ожегову: Подвиг–  героический,  самоотверженный

 поступок).

6. Физминутка.

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

7.Работа в парах. Средства художественной выразительности.









-Задания на листочках:

- Какие изобразительно-художественные средства использует поэт в стихотворении? Соедините линией.

олицетворение

"душила гарь и копоть",

"шел большой пожар"







метафора

"рубашонка пузырем",

"все нынче как спросонку"

сравнения

"Пули свищут",

"А он гвоздит - не выглянуть из башен"

разговорная лексика

Нынче, спросонку, катил, угадай-ка, примостился

- Проверим, посмотрите на слайд.

олицетворение

"Пули свищут", "А он гвоздит - не выглянуть из башен"

метафора

"душила гарь и копоть", "шел большой пожар"

сравнения

"рубашонка пузырем", "все нынче как спросонку"

разговорная лексика

Нынче, спросонку, катил, угадай-ка, примостился.


8.Работа над выразительным чтение стихотворения.

- Вспомните, что значит читать выразительно?

Правила выразительного чтения стихотворения.

1. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:

-  темп (скорость)
-  интонацию

-  громкость чтения
-  жесты и мимику

2. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.

3. Обязательно соблюдай:

-  рифму (делай правильное ударение в словах);

-  стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

4. Постарайся выразить:

-  эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;

- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

5. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

Можно прослушать чтение в записи.

Ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=p1LvjKyHoME&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?v=rV6MTgiM6pI&feature=emb_rel_pause

9.Обобщение:

- Как вы думаете, почему А. Т. Твардовский начинает и заканчивает стихотворение одинаковыми словами?

- Почему он забыл спросить, как зовут мальчонку? (Был трудный бой…)

- Почему он не может себе это простить?(Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет).

- В каких словах стихотворения, по – вашему, заключена его главная мысль?

Вывод: Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.


10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Продолжите фразу:

- сегодня я на уроке узнал(а)…

- если бы я оказался(лась) на войне, то …

- я горжусь…

11.Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение «Рассказ танкиста» С.105-107

В помощь учителю .Просмотрите видеоурок (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7398/main/247508/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Белобородова Ольга Анатольевна

Дата: 13.12.2021

Номер свидетельства: 594491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства