Проверочная работа 5. К разделу «Из детских журналов»
Прочитай текст, выполни задание.
Наши любимые писатели
Сто с лишним лет назад в Санкт – Петербурге родился мальчик, которого назвали Даней. Даня Ювачёв. Как все маленькие мальчики тогда, он носил короткие штанишки и матроску.
Но прошло каких-нибудь пятнадцать лет – и он стал одеваться как иностранец: спортивная кепочка, особого покроя пиджак, брюки до колен – бриджи, короткие чулки – гольфы. А себя он называл уже не Даней Ювачёвым, а с фамилией на иностранный лад - ……
Задание: ты узнал, о ком идёт речь? Запиши слева имя, а справа – фамилию писателя.
DДSAWHSLИИLЛ WSXVAPMLSDCL
_________________ _____________________
За 85 лет «Мурзилку» прочитали сотни миллионов ребят. Среди них были когда-то и ваши мамы и папы. Впиши в клетки кроссворда по горизонтали имена пап, если отчества их детей такие:
1
М
2
У
3
Р
4
З
5
И
6
Л
7К
8
А
Дмитриевич
Александровна
Григорьевич
Кузьминична
Викторович
Анатольевна
Николаевич
Владимировна
Прочитай стихотворение, впиши недостающие слова.
Самый вкусный пирог
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ___________________
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый ________________
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ___________________
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ________________
Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту ____________
Когда же гости подошли, то даже крошек ____________________
Проверочная работа 5. К разделу «Из детских журналов»
Прочитай текст, выполни задание.
Наши любимые писатели
Сто с лишним лет назад в Санкт – Петербурге родился мальчик, которого назвали Даней. Даня Ювачёв. Как все маленькие мальчики тогда, он носил короткие штанишки и матроску.
Но прошло каких-нибудь пятнадцать лет – и он стал одеваться как иностранец: спортивная кепочка, особого покроя пиджак, брюки до колен – бриджи, короткие чулки – гольфы. А себя он называл уже не Даней Ювачёвым, а с фамилией на иностранный лад - ……
Задание: ты узнал, о ком идёт речь? Запиши слева имя, а справа – фамилию писателя.
DДSAWHSLИИLЛ WSXVAPMLSDCL
_________________ _____________________
За 85 лет «Мурзилку» прочитали сотни миллионов ребят. Среди них были когда-то и ваши мамы и папы. Впиши в клетки кроссворда по горизонтали имена пап, если отчества их детей такие:
1
М
2
У
3
Р
4
З
5
И
6
Л
7К
8
А
Дмитриевич
Александровна
Григорьевич
Кузьминична
Викторович
Анатольевна
Николаевич
Владимировна
Прочитай стихотворение, впиши недостающие слова.
Самый вкусный пирог
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ___________________
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый ________________
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ___________________
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ________________
Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту ____________
Когда же гости подошли, то даже крошек ____________________
Проверочная работа 6. К разделу «Люблю природу русскую. Зима».
Прочитай стихотворение, впиши пропущенные слова.
Ёлка
Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идёт, скоро праздник ______________________!
Мягко светятся иголки, хвойный дух идёт от _________________
Ветви слабо шелестят, бусы яркие __________________________
И качаются игрушки – флаги, звёздочки, ____________________
И верхушку украшая, там сияет, как всегда
Очень яркая, большая, пятикрылая _________________________.
Проверь, внимательно ли прочитана тобой «Новогодняя быль»
Её написал:
а) С.Маршак б) С.Михалков в) Н.Сладков
Ёлочка росла недалеко от:
а) леса б) города в) дома лесничего
Однажды она познакомилась:
а) с зайцем б) с лисой в) с волком
Про Новый год Ёлочке рассказала:
а) ворона б) сорока в) сова
5)В страхе и беспокойстве Ёлочка прожила:
а) весну и лето б) лето и осень в) осень и зиму
6) Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря б) 31 декабря в) 1 января
7)Ёлочку:
а) срубили б) нарядили в) срубили и нарядили
Кто автор этих строк?
«…Иней рассыпает по ветвям берёз…» ________________________
«Зайчата бросились вперёд и прыгнули на ёлку». _________________________________________________________
«С горки – ух, на горку – ух!»_______________________________
Проверочная работа 6. К разделу «Люблю природу русскую. Зима».
Прочитай стихотворение, впиши пропущенные слова.
Ёлка
Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идёт, скоро праздник ______________________!
Мягко светятся иголки, хвойный дух идёт от _________________
Ветви слабо шелестят, бусы яркие __________________________
И качаются игрушки – флаги, звёздочки, ____________________
И верхушку украшая, там сияет, как всегда
Очень яркая, большая, пятикрылая _________________________.
Проверь, внимательно ли прочитана тобой «Новогодняя быль»
Её написал:
а) С.Маршак б) С.Михалков в) Н.Сладков
Ёлочка росла недалеко от:
а) леса б) города в) дома лесничего
Однажды она познакомилась:
а) с зайцем б) с лисой в) с волком
Про Новый год Ёлочке рассказала:
а) ворона б) сорока в) сова
5)В страхе и беспокойстве Ёлочка прожила:
а) весну и лето б) лето и осень в) осень и зиму
6) Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря б) 31 декабря в) 1 января
7)Ёлочку:
а) срубили б) нарядили в) срубили и нарядили
Кто автор этих строк?
«…Иней рассыпает по ветвям берёз…» ________________________
«Зайчата бросились вперёд и прыгнули на ёлку». _________________________________________________________
«С горки – ух, на горку – ух!»_______________________________
Проверочная работа 7. К разделу «Писатели - детям».
Допиши названия стихотворений и укажи их авторов.
«__________________горе». Автор __________________________
«Кот и ________________». Автор __________________________
«Сила ________________». Автор __________________________
«Вовка - _________________». Автор _______________________
«Мой __________________». Автор _________________________
«Мы не __________________». Автор _______________________
Почему произведения писателей К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто, Н.Носова объединены в один раздел? Найди ответ на странице 68 учебника и допиши своё мнение.
Почему произведения писателей К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто, Н.Носова объединены в один раздел? Найди ответ на странице 68 учебника и допиши своё мнение.
Внимательно прочитай два текста и выполни задания.
Текст 1.
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипят на Земле вода, все другие жидкости, а лучи солнца сожгут всё живое. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха – самое большое пять минут.
Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Ведь это движение воздуха! Без ветра облака всегда стояли бы над морем или рекой. Значит, дождь без ветра мог бы идти только над водой.
(«Что такое? Кто такой?», т.1)
Текст 2.
Как-то утром наше окно распахнул весёлый ветерок. Он потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу-ночник. Разозлился, что не получилось, и разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки, пускал бумажных голубей… Но чаще всего запускал змея.
(Л.Сергеев)
Задания:
Найди верное утверждение.
а) Оба текста объясняют, почему дует ветер.
б) В обоих текстах рассказывается о ветре, но по-разному.
в) В обоих текстах описывается ветер.
Вставь в утверждения номера текстов так, чтобы утверждения оказались верными.
а) В тексте ___ можно почувствовать отношение героя к ветру.
б) В тексте ___ автор рассказывает о воздухе.
в) Текст ___ научный, а текст ___ художественный.
В художественном тексте подчеркни слова, которые рассказывают, что делал ветер-проказник.
Прочитай стихотворение. Ответь на вопрос и выполни задания.
Порванная тропинка
Моет туча синюю тайгу,
Сбросив с плеч цветное коромысло.
От дождя промокла и раскисла,
Порвалась тропинка на лугу.
В лужицах – разрывах облака,
Светит солнце, и летают птицы,
Золотые усики пшеницы
Тенькают о чашечку цветка…
Тёплый ветер дует-подувает,
Не спеша тропинку зашивает.
Т.Белозёров
Вопрос и задания:
Какое это стихотворение по настроению?
а) грустное, печальное
б) лирическое, душевное
в) радостное, торжественное
Перечитай внимательно стихотворение и попробуй объяснить следующие выражения.
Запиши фамилии известных тебе авторов, которые писали стихи о детях._________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
Стрелками соедини начало и конец пословицы.
Какова голова - ……. а)…будешь с пирожком.
Не ленись за плужком - ….. б)… наберёшь кузовок.
Собирай по ягодке -…. в) … такова и речь.
Отметь скороговорку.
1) Клим из Клина ехал в Крым.
Ким из Крыма ехал в Клин. Л.Ульяницкая
2) Бедность учит, а богатство портит.
3) гречневая каша – матушка наша,
А хлебец ржаной – отец родной.
Допиши предложение.
С.Михалков – русский поэт, а Ш.Перро - _______________________
Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.
1) коли хочешь к себе добра, то никому не делай зла.
2) лесом шёл, а дров не видел.
3) Глаза страшат, а руки делают.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ПРОЧИТАННОГО
1 четверть
Вариант 1. Прочитай стихотворение, ответь на вопросы.
Весна в степи
Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?
Пробудись, пришла,
Пришла пора прежняя;
Уберись в цветы,
В бархат зелени;
Изукрась себя
Росы жемчугом;
Созови гостей
Весну праздновать.
Посмотри кругом:
Небо ясное
Голубым шатром
Пораскинулось.
Золотой венец
Солнца красного
Весь в огнях горит
Над дубравою.
Новой жизнию
Веет тёплый день,
Ветерок на грудь
Тебе просится. (55 слов) (И.Никитин)
Вопросы:
Как ты понимаешь выражение?
Уберись в цветы, в бархат зелени.
С чем автор сравнивает голубое небо?
Какую картину тебе хочется нарисовать?
Вариант 2. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
На даче
Каждый вечер вся наша семья усаживалась на крыльце. Мы тих вели беседу. Иногда мама напевала чудную песенку. Постепенно становилось всё темнее и темнее. На небе появилась бледная луна, а затем и звёзды. Луна становилась всё ярче и ярче. Жёлтый свет спокойно лился на садовую дорожку.
Вдруг все замерли. На лунной дорожке появился гость, потом другой, третий. Первый был самый глупый, неопытный. Он быстро бежал к кошкиной миске с молоком. Скоро раздалось сладкое причмокивание. Большие ежи на минуту остановились и решили обойти стороной наше крыльцо. Так безопаснее. Мы были рады ночным гостям и с любовью наблюдали за их путешествием по дачному участку.
Было тихо, прохладно, но мило и спокойно. (109 слов)
Вопрос и задания:
Каким ты себе представляешь маленького ежонка? Используй слова из текста.
Придумай заголовок к первой части рассказа, ко второй части.
Вспомни случай из твоей жизни летом на даче, в деревне. Расскажи его кратко.
2 четверть
Вариант 1. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
Идёшь по лесу и слышишь только шорох да писки. Но за тобой глаза следят невидимые, уши слушают, а самих зверей и нет. Но они тут!
Почему их не видно? Да прячутся они слишком хорошо! Вот схоронился зайка за белой шапкой пня-великана. Вот блеснули и погасли среди кустов волчьи разбойничьи глаза. А вот огненная красавица лисичка быстро смела свои следы со снежного наста своим изумительно пушистым, сказочно- чудесным помелом. И вновь только шорохи да писки…
(73 слова) (По Г.Снегирёву)
Вопросы и задания:
Каким ты себе представляешь писателя, который рассказывает в своих произведениях о природе, животных? Опиши его.
Что сумел подслушать и подсмотреть Г.Снегирёв в зимнем заснеженном лесу?
С какой интонацией ты будешь читать первый абзац текста?
Какие слова и выражения помогли автору показать всю красоту русской природы, нашей Родины? Выбери и прочитай.
Вариант 2. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
Новогодние блины
Однажды в канун Нового года зайчата Пушинка и Прыгун поджидали в гости свою тётушку.
Пушинка стала печь блины. Последний блин Пушинка легонько подкинула на сковородке, и он ловко прилепился к потолку.
В это время зазвонил колокольчик. На пороге стояла тётушка в новой шляпке. Эта шляпка была дивным сооружением с лентами и цветами.
Прыгун и Пушинка восхищались тётушкой: «Ах, тётушка! Ах, тётушка!»
Все пили душистый малиновый чай и беседовали о новостях в Волшебном Лесу. Вдруг часы пробили полночь. Холодный уже блинчик отклеился и нежно упал на шляпку тётушки. Зайчата не знали, что и предпринять!
По дороге к тётушкиному дому зайчата пытались снять блинчик, но безуспешно. Вдруг раздался шелест крыльев и весёлое чириканье. Птички в один миг растащили весь блин, и все с облегчением вздохнули. А тётушка была счастлива и спокойна: «Какой милый Новый год!». (135 слов) (По В.Сутееву)
Вопросы и задания:
Расскажите, как зайчата готовились отпраздновать Новый год.
Какая неожиданность чуть было не испортила праздник?
Как прошёл Новый год в семье зайчат? Какие слова служат этому подтверждением?
3 четверть
Вариант 1. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
Малыш и Карлсон
Однажды Малыш сидел в своей комнате и грустно думал о том, какой он одинокий. Потому что у папы, например, была мама. И у мамы был папа. Даже брат с сестрой всегда гуляли вместе. Только у Малыша никого нет. Сколько раз он просил, чтобы ему купили собаку! И что же? Ровно столько раз ему отказывали. Не нужно объяснять, как одиноко человеку, когда у него нет собаки.
И вот в эту минуту Малыш увидел Карлсона. Сначала он растерялся. В воздухе перед ним висел человек, который летает без самолёта, просто сам по себе.
- Садитесь, пожалуйста, - испуганно сказал Малыш.
Человек сказал, что его зовут Карлсон, который живёт на крыше, и предложил:
- Давай побалуемся… И начал медленно облетать комнату. (120 слов) (А.Линдрен)
Вопросы и задания:
О чём говорится в первой части этой замечательной истории?
Что за друг появился у Малыша? Каким был этот смешной Карлсон?
Прочитай книгу целиком, и ты обязательно подружишься с её героями.
Вариант 2. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
Счастливый малыш
Вова и мишка тихо сидели в густой траве. Вдруг в кустах послышался шум – кто-то тяжело прошёл и выбрался к воде.
Вова осторожно приподнялся и прижал палец к губам: неподалёку стояла лосиха – горбоносая, высокая, стройная.
Медленно двигая головой, она слушала лес. Тонкие ноздри её жадно ловили запахи.
Не отрывая губ от воды, она напилась и спокойно повернула голову к лесу. Из кустов выбежал длинноногий лосёнок. Он обнюхал песок, вошёл по колено в воду и начал пить.
- Гляди, и хвоста у него нет! – зашептал Мишка. Чувство восторга переполняло его.
- Щёлкнуть бы фотоаппаратом, вот это дело! – думал Вова. Лосиха медленно поплыла, лосёнок устремился за ней… (104 с лова) (В.Архангельский)
Вопросы и задания:
Что удивительного увидели мальчики, сидя на берегу реки?
Опиши мать-лосиху и её малыша.
Из каких слов видно, что лосиха заботилась о своём малыше?
Как она приучала малыша к самостоятельной жизни?
4 четверть
Вариант 1. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
Яблоко (рассказ мальчика)
По улице шла старушка с корзинкой. В корзинке были яблоки, красные, жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!
Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.
Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:
- Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
- Петрик…
- Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
- Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
- Съешь! Это из моего сада.
Яблоко- то, что в кармане, - прямо жгло мне ногу.
- Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я… А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал? (123 слова) (Ем.Буков)
Вопросы и задания:
Расскажи, какое событие произошло с мальчиком?
Какие слова подобрал автор, чтобы показать, что мальчик опасался, боялся чего-то?
Почему угощение старушки произвело на мальчика такое впечатление?
Что ты думаешь по поводу поступка мальчика?
Вариант 2. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
Беляк
По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку - беляка. Выскочил со своего лежбища трусливый зайка. Сел, слушает. Страшно ему, робкому. Много у него в лесу врагов: вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь…
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок – тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Почти весь год в страхе живёт зайчишка – беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью ни днём не спит робкий беляк.
Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.
Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.
Зароется он в снежный сугроб – никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.
(143 слова) (И.Соколов – Микитов)
Вопросы и задания:
Расскажи о жизни зайчишки в лесу.
Почему рассказ называется «Беляк»?
Какое время года приносит зайцу – беляку покой и радость? Прочитай отрывок текста о спокойной жизни зайчишки.
Вариант 3. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
Как катер научился плавать
Однажды к Чёрному морю привезли маленький катер. Огромный кран поднял его в небо и опустил на воду – плюх!
- Ой, сейчас утону! – подумал катер и ухватился за железную цепь. А цепь крепко держалась за железный якорь. А железный якорь цеплялся за камень. А камень врос в дно у самого берега.
Катер глядел на море и боялся. Вдруг он увидел серебряную рыбку.
- Давай поплывём наперегонки! – сказала рыбка
Тогда катер тихонько шепнул железной цепи:
- Может, попробуем?
А железная цепь сразу скомандовала по-морскому:
-Есть! – и отцепилась от камня.
Катер сильно качнуло, и он… поплыл. Он плыл за серебряной рыбкой. Потом он обогнал и рыбку.
Катер стал плавать возле больших кораблей: «А я умею плавать! А я умею плавать!»
А самый большой корабль на чистом морском языке сказал: «Молодец!» (128 слов) (По Г.Баллу)
Вопросы и задания:
Как ты думаешь, что здесь правда, а что вымысел?
Какой отрывок текста тебе особенно понравился?
Найди в тексте морские команды. Кто их отдавал и кто отвечал?
Объясни, почему в конце некоторых предложений поставили не точку, а вопросительный и восклицательный знаки.
Ключи к тестам
№ теста
Вариант
А1
А2
А3
А4
В1
В2
С1
1
1
2
3
2
-
4
1
4
2
1
3
2
-
2
2
3
2
1
2
3
3
-
2
-
4
2
1
2
1
-
4
-
2
3
1
3
1
4
-
2
-
4
2
4
4
3
-
3
-
3
4
1
3
4
1
3
4
-
1
2
1
3
4
2
3
-
4
5
1
4
2
1
3
3
-
2
2
3
4
1
3
1
-
1
6
1
4
3
1
-
3
4
4
2
4
1
2
-
3
1
1
7
1
4
3
4
1
3
2
4
2
1
2
1
3
3
4
3
8
1
4
1
2
-
3
-
3
2
3
1
1
-
2
-
2
9
1
3
4
2
-
1
-
3
2
1
4
3
-
1
-
1
10
1
1
3
1
2
3
-
4
2
3
4
1
2
4
-
2
11
1
1
3
4
-
2
-
1
2
3
2
4
-
3
-
4
12
1
3
2
1
-
3
-
1
2
3
4
4
-
2
-
1
Ответы к проверочным работам
Проверочная работа 1. К разделу «Устное народное творчество»
Устное народное творчество.
1) «У страха глаза велики», 2) «Лиса и тетерев», 3) «Каша из топора», 4) «Петушок и бобовое зёрнышко», 5) «Гуси – лебеди», 6) «Лиса и журавль».
Бытовые, волшебные, о животных.
«Гуси – лебеди».
Проверочная работа 2. К разделу «Люблю природу русскую. Осень.»