«Виды работ со словарными словами»
Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов?
Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее.
Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания.
Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, по запоминанию написания словарных слов.
Важно помнить:
1.Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2.Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.
Для запоминания слов использовать следующие задания:
1.Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
3.Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
- звукобуквенный анализ слова;
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.
4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).
11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: «Овощи», «Фрукты», «Школа» и т.д.);
- по частям речи.
13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
16. Подбор однокоренных слов.
Например: лес, лесок, лесник, лесной, лесоруб, лесоповал.
17. Восстановление деформированного текста или предложения
ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины
18. Разбор слов по составу.
19. Запись слов с разными приставками.
Например: шел, пришел, ушел, зашел.
20. Запись слов с разными предлогами.
Например: к площади, у площади, на площади.
21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
22. Образовать новое слово при помощи суффикса.
Например: береза - березка, берег - бережок.
23. Заменить одним словом.
Например: человек, который управляет трактором (тракторист),
широкая проезжая асфальтовая дорога (шоссе),
одерживать победу (побеждать).
24. Письмо по памяти.
25. Самодиктант и взаимопроверка.
26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС)
Например: кла.ный, керо.ин, шо.е, ро.а, ка.ир, ба.ейн.
27. Данные слова заменить по смыслу другими.
Например: группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ.
28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами.
Например: красное яблоко, художественная литература, драматический театр.
29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).
30. Закончить предложение однородными членами предложения.
Например: В овощном магазине можно купить.
31. Аукцион «трудных» слов.
Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.
Назови слова, имеющие в своём составе буквосочетание - оро-.
(Город, горох, воробей, дорога, ворона, корова, хорошо и др.)
Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.
32. Кроссворд «Сквозное слово».
1.Острое вирусное заболевание.
2.Столица России.
3.Тысяча килограммов - это одна…
4.Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в скорлупе.
5.То же, что и холод.
33. Отгадывание ребусов.
Зачеркни нерусские буквы.
GBZДUFPLУRГ
Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами:
- закрой глаза, представь это слово, написанным в книге;
- назови его по буквам;
- заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает";
- прочти медленно, как будешь писать;
- запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)
Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов.
Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика
1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.
2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе-ре-за.
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:
б_Е.реза - б_Е.лая, - гр_Е.бень (_Е.)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е реза
л
а
я
6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.
1. Агафонов В. В. «Неправильные правила» для словарных слов - и не только».
2. «Словарные слова в образах и картинках». Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы.
3. Парамонова Л. Г. «Как овладеть правописанием «словарных» слов».
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф.
Электронное учебное пособие «Словарные слова. 1-4 класс»
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим «Учись» позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим «Проверь себя» предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим «Контроль» позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.
5. Зегебарт Г. М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» Издательство Генезис М. - 2007 г.