Развитие логического мышления у младших школьников
Развитие логического мышления у младших школьников
Краморова Е.В.,
учитель начальных классов
начальной школы - детского сада №67 ОАО «РЖД», г. Челябинск
Развитие логического мышления у младших школьников
на занятияхфакультатива «Математика и логика»
На совещаниях по преемственности в обучении между начальной школой и средним звеном неоднократно отмечалась недостаточная математическая подготовка учащихся начальных классов, отсутствие навыка решения нестандартных задач. Часто учащиеся неплохо решают типовые задачи, но теряются при решении логических, занимательных задач. Для решения в какой-то степени этой проблемы мною разработан и веду в 3 -4 классах факультатив «Математика и логика».
В современной начальной школе на первый план выдвигают цели развития личности ребёнка на основе формирования его учебной деятельности, при этом не уменьшая внимания к усвоению младшими школьниками предметных знаний. Математика представляет большие возможности для развития логического мышления учащихся, однако эти возможности не реализуются сами собой.
Решение проблемы развития во многом зависит от той деятельности, которую выполняют учащиеся в процессе обучения. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в мыслительных операциях анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.
Общепризнанно, что математические задачи являются важнейшим средством формирования у школьников системы математических понятий, ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения предмета, одним из средств их математического развития. Для обучения школьников способам поиска путей к решению логических задач в занятия факультатива ввожу раздел «Нестандартные задачи».
Решение нестандартных задач на занятиях факультатива позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлении несложных математических закономерностей, высказывать идеи, догадки, предположения, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в дедуктивных рассуждениях. Решение задач на смекалку, задач-шуток вызывает оживление в классе, пробуждает интерес к умственной работе, проявляет у учащихся находчивость и воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления у младших школьников»
Краморова Е.В.,
учитель начальных классов
начальной школы - детского сада №67 ОАО «РЖД», г. Челябинск
Развитие логического мышления у младших школьников
на занятияхфакультатива «Математика и логика»
На совещаниях по преемственности в обучении между начальной школой и средним звеном неоднократно отмечалась недостаточная математическая подготовка учащихся начальных классов, отсутствие навыка решения нестандартных задач. Часто учащиеся неплохо решают типовые задачи, но теряются при решении логических, занимательных задач. Для решения в какой-то степени этой проблемы мною разработан и веду в 3 -4 классах факультатив «Математика и логика».
В современной начальной школе на первый план выдвигают цели развития личности ребёнка на основе формирования его учебной деятельности, при этом не уменьшая внимания к усвоению младшими школьниками предметных знаний. Математика представляет большие возможности для развития логического мышления учащихся, однако эти возможности не реализуются сами собой.
Решение проблемы развития во многом зависит от той деятельности, которую выполняют учащиеся в процессе обучения. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в мыслительных операциях анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.
Общепризнанно, что математические задачи являются важнейшим средством формирования у школьников системы математических понятий, ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения предмета, одним из средств их математического развития. Для обучения школьников способам поиска путей к решению логических задач в занятия факультатива ввожу раздел «Нестандартные задачи».
Решение нестандартных задач на занятиях факультатива позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлении несложных математических закономерностей, высказывать идеи, догадки, предположения, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в дедуктивных рассуждениях. Решение задач на смекалку, задач-шуток вызывает оживление в классе, пробуждает интерес к умственной работе, проявляет у учащихся находчивость и воображение.
При работе над задачей повышенной трудности целесообразно рассмотреть различные способы её решения. Полезнее одну задачу решить несколькими способами, чем несколько однотипных задач одним.
И не следует связывать инициативу детей, отвергая предположенное ими оригинальное решение только потому, что оно не соответствует стандарту. Важно поощрять поиск различных способов решения задач, а не стремиться навязывать своё. Рассматривая выполнение математических задач несколькими способами, учитель должен ориентировать учащихся на поиски красивых, изящных решений. Но интерес к задаче, уверенность в том, что она «по силам», являются необходимыми предпосылками для развития логического мышления.
В процессе решения каждой задачи целесообразно различать четыре ступени:
- понимание постановки задачи;
- составление плана решения;
- осуществление плана;
- изучение полученного решения – «взгляд назад».
Значительные возможности для развития логического мышления представляет работа по формированию вычислительной культуры учащихся, умение производить устные и письменные вычисления. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет большую ценность. При устном счёте развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, развивается умение наблюдать, сравнивать, обобщать, появляется инициатива, потребность к самоконтролю и, в целом, повышается культура вычислений. Формированию логического мышления, его гибкости служат задания на установление числовых закономерностей:
4, 6, 9, 13, 18, …
1, 4, 9, 16, 25, 36, …
16, 12, 9, 7, …
4. 2 5 7 14 9 5
6 1 7 24 9 5
1 4 ? 21 7 ?
5.
Работу по формированию вычислительных навыков учащихся можно сделать увлекательной, показав им красоту и изящество устных вычислений.
Некоторые приёмы устных вычислений:
1.Для умножения на 5, 25, 125, нужно сначала разделить на 2, 4, 8, а затем умножить соответственно на 10, 100, 1000.
26 * 5 = 13 * 10 = 130,
36 * 25 = 9 * 100 = 900,
64 * 125 = 8 * 1000= 8000.
2. Для умножения на 11 необходимо записать последнюю цифру числа из единиц, затем последовательно, справа налево, записать суммы соседних двух цифр множимого и, наконец, первую цифру множимого.
35 * 11 = 385,
11 = 3894.
4.Приём «дополни до 100». Умножение чисел, близких к 100, но меньше 100.Допустим, требуется перемножить 92 и 96. Определяем дополнения до 100 каждого множителя и подписываем под числом. Из любого множителя вычитаем дополнение другого множителя- это первые две цифры произведения. К этому числу приписываем произведение дополнений.
4.Приём «лишь 100».
Используя подобные приёмы, замечаем, что учащиеся более вдумчиво подходят к решению даже стандартных задач. Радует то, что ребята могут увидеть проблему с новой, необычной стороны. А это один из показателей творческой личности. Приведу примерную тематику занятий факультатива «Математика и логика» на учебный год в 4 классе:
1.Истинные и ложные высказывания 1 ч
2.Задачи на установление логических связей между
множествами:
1 способ- путём логических рассуждений,
2 способ- табличный 3 ч
3.Задачи, решаемые с помощью «графа» и логическим
квадратом 2 ч
4.Решение задач методом исключения с применением
таблиц 1 ч
5.Комбинаторные задачи:
а) задачи на перестановку,
б) способ решения «дерево возможностей» 2 ч
6.Принцип Дирихле:
а) задачи на выбор предметов,
б) задачи на доказательство 2 ч
7.Задачи «туда – обратно» 2 ч
8.Графический способ решения. 2 ч
9.Способ «лишний ящик». 2 ч
10. Задачи «из общего – отдельное». 2 ч
11.Задачи на взвешивание и переливание. 2 ч
12.Задачи, решаемые с конца. 2 ч
13. Задачи, решаемые с помощью составления уравнений. 2 ч
14. Разные задачи на внимание и смекалку. 2 ч
15.Числовые закономерности. 3 ч
16.Приёмы устных вычислений 4 ч
В процессе занятий развиваются гибкость мысли, быстрота и критичность ума, которые являются базой для усвоения математики на более высоком качественном уровне.
При проведении занятий факультатива можно использовать следующую литературу:
Ф.Ф. Нагибин. Математическая шкатулка. М. Просвещение,
Б.А. Кордемский. Удивительный мир чисел. –М:. Просвещение,
Л.В. Овсянникова. Математика и логика. Челябинский дом печати, 1994г.
Е.А. Дышинский. Игротека математического кружка, М., 1972г.