Мониторинг образовательного процесса в начальной школе
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе
Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мониторинг образовательного процесса в начальной школе»
«Мониторинг образовательного процесса в начальной школе».
Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты (слайд 2), причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, (слайд 3) была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.
(Слайд 4)Измерительные инструменты:
Мониторинг
Контрольные срезы
Психологическая диагностика
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг. (слайд 5)
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Слайд 6
Функции мониторинга
Диагностическая – определение уровня развития того или иного
умения
- отслеживание динамики развития ОК по
показателям и в целом
Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных
задач (что такое «хорошо»)
Контрольная – критерии успешности работы учителя
Задачи мониторинга
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения начальной школе.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения. Слайд 7
Периодичность
В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Затем мониторинг проводится в конце 2 класса (уже по 16 показателям), увидеть динамику развития УУД у каждого ученика, поставить задачи работы на третий год обучения. И так далее, вплоть до конца 4 класса.
Мониторинг метапредметных УУД.
Мониторинг в 1-ых классах проводился в сентябре прошлого года. Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни.
Психологическая готовность стала в последние годы «стартовым» показателем школьной жизни первоклассников. И это очень хорошо. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребёнок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, усваивать новый материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Поэтому для определения перспектив обучения конкретного ребёнка в классе предполагается оценка целого ряда показателей.
Слайд 8 Стартовая готовность – это совокупность умений (т.е владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог. Нужны определённые стартовые умения. Речь идёт не об умении читать или считать. Речь идёт о различных способностях метапредметного характера.