Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "По страницам сказок Г. Х. Андерсена"»
Литературное чтение« ПО СТРАНИЦАМ СКАЗОКГ.Х. АНДЕРСЕНА»
Подготовила:
Сафиханова Наиля Фахрудиновна,
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №32, г. Сургут .
2023 Г.
Контингент - обучающиеся 2 класса
Направление воспитательной работы - литературное творчество.
Тема - «По страницам сказок Г. Х. Андерсена».
Место мероприятия в воспитательной работе -последнее занятие в цикле занятий.
Форма проведения – занятие - путешествие
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, выставка книг.
Цель:
Образовательная - расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена (соотносится с темой и содержанием урока);
Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;
Личностные УУД:
формируем положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Развивающая– развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию иллюстраций, текстов;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение находить ответы на вопросы по иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение работать в паре.
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ожидаемый результат:
Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
Методический аппарат(по Хуторскому А.В.):
Методы познания:
метод вживания, метод эвристических вопросов, метод эвристического наблюдения, метод конструирования теории, метод сравнения.
Креативные методы: метод образной картины, метод гиперболизации.
Методы организации учения.
методы самоорганизации (работа с творческими продуктами), методы взаимообучения, метод самооценки, метод проектов, методы рефлексии.
Этапы деятельности
1.
Этап мероприятия
Время
Организационный
2.
Мотивация учебной деятельности.
Виды деятельности учителя
1
3.
4.
Актуализация знаний.
2
Приветствие, зарядка
Виды деятельности учащихся
Показ фрагмента
Выполнение комплекса упражнений
2
5.
Формулирование темы и цели занятия.
6.
Изучение нового материала.
3
Выявление команд путём разгадывания загадок.
Просмотр фрагмента «Мультфильм – сказка»
Заполнение таблицы (первого и второго столбика). Формулировка проблемы.
Отгадывание загадок,
выявление личного опыта.
6
7.
Физминутка.
8.
Первичное усвоение нового материала. Работа в парах.
2
Осознание ситуации, постановка цели для решения проблемы.
Обозначение образовательного объекта в виде текста- биографии писателя.
На основе произведения Г.Х. Андерсена
9.
Проговаривание во внешней речи.
1
Чтение биографии детьми на распечатанных листах, слайдах; личностное решение проблемы.
Организация парной работы.
3
Применение знаний в нестандартных условиях.
Вживание в роль. Под музыку дети выполняют движения.
10.
Дети задают друг другу вопросы по содержанию текста, анализируют биографию писателя.
Вопросы по содержанию (биографии писателя)
10
11
Включение в систему знаний и повторение.
Приобретение новой информации, образовательного продукта.
Место образовательного продукта в общем результате.
2
Развитие эвристической ситуации на новом уровне.
Домашнее задание (по желанию учащихся)
Заполнение таблицы ( третьего столбика)
Оценка результатов.
1
Какие изменения произошли во мне.
Провести собственное исследование.
Подготовить собственное сообщение или презентацию и выступить перед классом.
Ожидаемые результаты
Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Самостоятельное решение задач (работа с текстом) повышенной сложности отдельными учениками и коллективом класса.
Умение настраиваться на предстоящее чтение нового текста, не отвлекаясь от работы в процессе самостоятельного чтения, читать, вдумываясь в содержание.
В нашей игре участвуют 2 команды, которые будут соревновать в течение всего занятия. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 жетон.
Названия команд узнаем, разгадав загадки.
1 команда.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно? Нужна ли подсказка?
Кто это девочка?
( Дюймовочка)
2 команда.
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке…
(Снежная королева)
4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Педагог: Молодцы, ребята. Вы уже догадались, по чьим сказкам мы совершим путешествие?
Кто же автор этих сказок? ( Г. Х. Андерсен)
Педагог: Вот теперь вы сможете сформулировать тему нашего занятия.
(Ответы детей ). Сказки Ганса Христиана Андерсена.
(Педагог корректирует ответы детей и сообщает тему урока).
Педагог: Тема нашего занятия: «По страницам сказок Г.Х. Андерсена».
Посмотрите на выставку книг и вспомните произведения, которые написал Г. Х. Андерсен.
«По страницам сказок Г.Х. Андерсена»
Педагог: У вас на столах лежат таблицы. Обратите внимание, таблица состоит из трёх колонок. Предлагаю вам заполнить пока только две колонки по теме урока: «знаю» и «хочу узнать». Подумайте, что вам известно об авторе? Вспомните, какие сказки данного автора вы уже прочитали? Кого из героев запомнили? (Предположения детей). Подумайте, что вам известно об авторе. ( Учитель идёт по рядам и просматривает записи детей)
Педагог: Многие из вас в колонке «хочу узнать» прописали «биографию писателя». Сегодня мы совершим путешествие не только по сказкам великого датского сказочника Г. Х. Андерсена, но и узнаем о его жизни и творчестве.
Знаю
произведения
Хочу узнать
Узнал
биографию
героев
5. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛАЗНАКОМСТВО С БИОГРАФИЕЙ
1 . Есть на свете небольшой остров Фюн, принадлежащий Дании. Наверное, мало кто знал бы об этом острове, но именно там в его главном городе Оденсе 2 апреля 1805 года родился мальчик Ганс. Жил он в маленьком, ничем не приметном доме.
Остров Фюн
Памятник Г. Х. Андерсену
2. Мать стирала чужое бельё. Она была прачкой. Отец Ганса шил башмаки. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки и читать сыну сказки.
Дом Г. Х. Андерсена
В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами. Любил сидеть в углу и играть в свою любимую игру — кукольный театр. Его отдали в школу для бедных, где учили всего 2 предметам: письму и арифметике.
3 . Когда Гансу Христиану исполнилось 11 лет его отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную.
Однажды в Оденс приехали артисты и мальчика пригласили на крошечную роль пажа. С тех пор мечта о театре не покидала Андерсена.
Четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген.
4. Благодаря помощи добрых людей, он посещал балетную и хоровую школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, изучал драматургию и поэзию. Постоянно сочинял стихи и пьесы, а позже много путешествовал.
Но не пьесами и путешествиями прославился Андерсен. Всемирно известным. сделали его сказки и сказочные истории.
6. ФИЗМИНУТКА
Педагог: А теперь, ребята, представим себя зёрнышком цветка из сказки Ганса Христиана Андерсена.
( Дети садятся на корточки, голова опущена.Звучит музыка Э. Григ«Утро»из сюиты«Пер Гюнт».
Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянулся,Взвился вверх и полетел.
Щелкни
7. Первичное усвоение нового материала
Работа в парах . (Дети задают друг другу вопросы по содержанию текста).
8. Проговаривание во внешней речи
Учитель задает вопросы по содержанию текста. И раздает жетоны за правильный ответ.
Вопросы по биографии писателя.
1.В какой стране родился Г. Х. Андерсен?
2.Чем занимались родители писателя?
3.Чем увлекался Г. Х. Андерсен?
4.Какая сказка сделала Г. Х. Андерсена всемирно известным?
5.Как он заработал первые деньги?
6.Что он купил на них?
9. Применение знаний в нестандартных условиях
(щелкни)
2 КОНКУРС«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Дополните название сказок.
«Гадкий …
«Дикие …
«Жених и …
«Стойкий …
«Новый …
«Снежная …
«Оле-…
«Принцесса …
3 КОНКУРС. «БЮРО-НАХОДОК»
Много вещей мы сегодня нашли,
Все их в сказки вернуть вы должны!
Кто из ребят нам подскажет,
Куда и кому их надо отдать?
Задание: Соедини предмет и героя сказки.
Свинопас
Стойкий оловянный солдатик
Снежная королева
Сундук
Оле- Лукойе
10.Включение в систему знаний и повторение
Педагог: А сейчас ребята, вернёмся к нашей таблице, заполненной в начале занятия. Как вы видите, мы не прописали последнюю колонку. Пришло время дописать в колонке то новое, что вы узнали на сегодняшнем занятии.
( Дети дописывают колонку «Узнал»).
Знаю
Хочу узнать
произведения
Узнал
биографию
героев
11. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течение игры вы зарабатывали жетоны. Посчитайте их. Чья команда победила? Награждение участников игры.
Как вы поняли, зачем мы проводили игру «Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена?
Можете ли вы, сформулировать цель занятия и объяснить, что было самое главное в работе ( Привлечь внимание учащихся к творчеству Г.Х. Андерсена, чтобы нам захотелось перечитать произведения Г.Х. Андерсена, посмотреть мультфильмы).
Что прошло наиболее удачно?
Что можно было бы изменить?
Что было самое интересное? Самое скучное?
Можно ли было чего-то избежать? Как?
Доволен ли ты своей работой на занятие?
Закончи предложения.
Я узнал…
Сделал открытие…
Запомнил…
Улучшил знания…
Заканчивается наше занятие, пусть в нашем классе распустится одна благородная ромашка. Я попрошу вас прикрепить лепестки ромашки, если вы получили удовлетворение от вашей деятельности, работы, то прикрепите желтые лепестки, если нет- то белые лепестки ромашки.
На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей.
Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем занятии, я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы.
12. Д/з: Если вам захочется больше узнать о самом Андерсене Г.Х. или его сказках, вы можете заняться исследованием: подготовить сообщение или презентацию и выступить перед классом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брыксина О.Ф., Овчинникова О.А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога. http:/ /www.sipkro.ru/pedsovet2005/IT_Prezent.htm
2. Материалы с сайта http://www.foxdesign.ru/. http://festival.1september.ru/articles/567276/
5. . К.Паустовский «Великий сказочник». Ханс Кристиан Андерсен «Сказки». М. «Художественная литература» 1992 г.
6. Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательных презентаций Microsoft PowerPoint. http://docs.google.com/Doc?id=dcrwjdpd_102gqsnqhdt.
6. Требования к презентации. http://www.openclass.ru/wiki-pages/31184 https://docs.google.com/View?id=dcpgmwxc_445c4x9t4ft
7. Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь).