kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры на уроках математики в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать, дифференцировать.

            Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность.

            Для развития познавательного интереса к математическим знаниям я использую разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения.

            Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

         Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.

            Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребёнку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают развитие произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать.

            Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребёнку, позволяя максимально развивать способности каждого. В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

            Дидактические игры особенно необходимы в обучении 6-леток. В них удаётся сконцентрировать внимание даже самых непоседливых детей. Вначале первоклассники проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, на который она направлена. Особенно они любят игры красочные, с игрушками, картинками предметов окружающей среды понятные и доступные детям 6-летнего возраста.

            Учащихся 1-4 классов больше увлекает в игре её результат. У них появляется тяга к играм соревновательного характера. Сначала они хотят одержать личную победу, затем переживают за успех или неудачу своей команды. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры команды в целом. Это дисциплинирует и сплачивает учащихся класса.

            Игровые моменты я использую на любом этапе урока. Если игра применяется во время объяснения нового материала, то в ней должны быть практические действия с предметами. Например, при знакомстве с задачами на встречное движение двое учеников выходят к доске и показывают с игрушками в руках, как двигался транспорт и где оказался через определённый промежуток времени.

 

 

            На этапах закрепления материала важно использовать игры на воспроизведение вычислительных приёмов. Для активизации детей в игре применяю средства обратной связи: веера цифр, сигнальные карточки, знаки. Важно, чтобы все участвовали в игре. Если один стоит у доски, то остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителей и т.д.

            Игре свойственны определённый ритм, темп; правила должны излагаться кратко; недопустимы замечания. Дети должны испытывать удовлетворение от своего участия в игре, своей самостоятельности и полноценности. Только тогда она достигнет своей обучающей, развивающей и воспитывающей цели.

            На этапе проверки и подведения итогов игры можно использовать методы взаимо- и самопроверки результатов.

            Я на своих уроках использую разнообразные дидактические игры. В некоторые мы играем редко, и они привлекают своей новизной, а другие повторяются многократно, но всё равно нравятся детям. Все игры я бы разделила на наглядные и словесные. Первые в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационным или раздаточным материалом и игры с игрушками или предметами. Словесные игры применяются на этапе закрепления и повторения материала, их задача состоит в систематизации и обобщении полученных знаний. Например, это игры-загадки, шуточные задачки в стихах, математические фокусы и задания на смекалку. Кроме этого, по числу участников дидактические игры делятся на коллективные, групповые и индивидуальные. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной по раздаточному материалу.

             Приведу примеры и методику проведения наиболее любимых детьми игр, применяемых на разных этапах урока в 1-4 классах.

           

Устный счёт

«Математический лабиринт» - на доске или карточке нарисован лабиринт с числами-входами и числом в центре. Вызванный ученик должен показать путь в центр, чтобы в сумме набрать данное число. Остальные ищут другие пути.

 

«Молчанка» - на доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.

 

«Головоломка» - на доске или карточке записаны примеры с пропущенными числами. Вместо одинаковых чисел нарисованы одни и те же фигуры. Нужно найти попущенные числа.

 

«Космонавты» - класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.

 

«Посади самолёт» - на доску прикреплены картинки с изображением самолётиков со значениями выражений и записаны выражения. Выбираются «лётчики», которые выходят к доске и проводят стрелку от самолётика к выражению-аэродрому.

 

«Какое число закрыто?» - учитель показывает карточку с 3 числами, где последнее является значением произведения двух первых.  Одно из них закрывается. Дети записывают или показывают закрытое число. Затем учитель открывает это число и все проверяют.

 

«Поезд» - на доску прикреплены вагоны с числами и знаками действий. Дети молча считают и называют ответ в конце последнего вагона.

 

«Кто пришёл в гости?» - на доску прикреплены выражения сверху вниз, на обратной стороне которых разрезная картинка с изображением какого-то героя. Дети начиная сверху находят значения выражений и, если решили правильно, переворачивают карточки. В результате получается целая картинка героя, который пришёл сегодня на урок к ребятам.

 

«Соберём яблоки» - на доске рисунок яблони с числом и картинки яблок с выражениями в стороне от яблони. Вызванный ученик выходит к доске и собирает яблоки, которые упали с этой яблони. Остальные проверяют, все ли яблоки собраны.

 

«Почтальоны» - к доске вызываются 3 ученика-почтальона. Они получают по 5 «писем» с выражениями разного цвета. Остальным на парты раздаются номера домов – значения выражений. По сигналу «почтальоны» начинают разносить «письма», а сидящие за партами проверяют, правильно ли им принесли «письма».

 

Новый материал

«Украсим ёлочку» - карточки с рисунками ёлочек раздаются по одной каждому учащемуся. Такая же ёлочка большего размера нарисована на доске. Под рисунком записано выражение на сложение однозначных чисел с переходом через 10. Дети должны нарисовать на верхнем ярусе ёлочки столько шаров, чему равно 1 слагаемое в выражении. На 2 и 3 ярусах нужно нарисовать столько шаров, чему равно 2 слагаемое. При этом количество шаров на 2 ярусе должно дополнять шары на 1 до 10. Посчитав все шары, дети записывают значение выражения.

 

«Найди фигуру» - у каждого ученика на партах набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Учитель показывает фигуру и предлагает детям найти и показать фигуру, отличающуюся от данной только по одному признаку (или по двум).

 

Закрепление изученного

«Засели домики» - каждому ученику (или по одной на парту) раздаются перфокарты в виде домиков с этажами, на крыше которых написано число. Надо расселить на каждый этаж по столько же жильцов, т. е. дописать второе число, чтобы в сумме с рядом стоящим  числом получилось число на крыше домика.

 

«Кто поедет на поезде?» - каждому ученику раздаются карточки вагонов с выражением. Учитель поднимает число, а учащиеся с выражением, в результате которого получается данное число должны поднять свой вагон. Они отправляются в путешествие. На следующей станции учитель показывает новое число и новые вагоны присоединяются к поезду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках математики в начальных классах »

Игра как средство  для развития  и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников  на уроках математики Башкатова С.В., учитель 4 «А» класса

Игра как средство для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках математики

Башкатова С.В., учитель

4 «А» класса

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский
  • Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
  • В.А. Сухомлинский
  • В.А. Сухомлинский
  • В.А. Сухомлинский
  • В.А. Сухомлинский
  • В.А. Сухомлинский
Цели использования игр на уроке

Цели использования игр на уроке

  • обучающие (получение знаний, умений и навыков при объяснении нового материала и закреплении); развивающие (развитие познаватель-ного интереса, произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы); воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сопереживания, воли, целеустремлённости, коллективизма).
  • обучающие (получение знаний, умений и навыков при объяснении нового материала и закреплении);
  • развивающие (развитие познаватель-ного интереса, произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы);
  • воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сопереживания, воли, целеустремлённости, коллективизма).
Виды дидактических игр по наличию наглядного материала демонстрационные и раз-даточные карточки, картинки, схемы, перфо-карты и другой иллюстративный материал Наглядные   Словесные игрушки и реальные предметы окружающей среды

Виды дидактических игр по наличию наглядного материала

демонстрационные и раз-даточные карточки, картинки, схемы, перфо-карты и другой иллюстративный

материал

  • Наглядные
  • Словесные

игрушки и реальные

предметы окружающей

среды

Виды дидактических игр по числу участников

Виды дидактических игр по числу участников

  • Коллективные
  • Групповые
  • Индивидуальные
Математический   Молчанка  лабиринт

Математический Молчанка лабиринт

Головоломка 9 5 11 8

Головоломка

9

5

11

8

Космонавты

Космонавты

Посади самолёт

Посади самолёт

Поезд

Поезд

Кто пришёл в гости?

Кто пришёл в гости?

Соберём яблоки

Соберём яблоки

Украсим ёлочку   3+8=

Украсим ёлочку

3+8=

  • 3+8=
  • 3+8=
  • 3+8=
  • 3+8=
Засели домики

Засели домики


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры на уроках математики в начальных классах

Автор: Башкатова Светлана Васильевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок математики  в совмещённых классах (2 и 4 ) "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-matiematiki-v-sovmieshchionnykh-klassakh-2-i-4"
    ["file_id"] => string(6) "196024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427991684"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок математики в 3 классе "Повторение помогает нам в учении" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-matiematiki-v-3-klassie-povtorieniie-pomoghaiet-nam-v-uchienii"
    ["file_id"] => string(6) "231570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442547983"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок по математике 2 класс по программе "Перспективная начальная школа" "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-po-matiematikie-2-klass-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "112049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408198683"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока математики. тема: "квадратный метр и квадратный дециметр" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-matiematiki-tiema-kvadratnyi-mietr-i-kvadratnyi-dietsimietr"
    ["file_id"] => string(6) "107348"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403229318"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства