Сценарий внеклассного мероприятия «Наши пернатые друзья»
Предмет: классный час или окружающий мир
Класс: 1-2
Продолжительность занятия: 45 минут
Необходимое оборудование: компьютер и мультимедиапроектор.
Технологический сценарий занятия: покадровое представление медиапродукта и последовательная взаимосвязь кадров.
Медиаприложение: текст в редакторе Word
Структура презентации:
1 слайд - тема занятия
2 слайд – станция №1 «Почтовый ящик»
3 слайд – письмо синицы и её иллюстрация
4 слайд – письмо скворца и его иллюстрация
5 слайд – письмо совы и её иллюстрация
6 слайд – письмо кукушки и её иллюстрация
7 слайд – письмо грача и его иллюстрация
8 слайд – письмо поползня и его иллюстрация
19 слайд – станция №2 «Птичьи разговоры»
10 слайд – изображение и крик утки
11 слайд – изображение и карканье вороны
12 слайд – изображение и крик гуся
13 слайд – изображение и крик совы
14 слайд – изображение и писк синицы
15 слайд – изображение и пение соловья
16 слайд – станция №3 «Птичьи профессии»
17 слайд – изображение дятла
18 слайд – изображение иволги и её крик
19 слайд – изображение ласточки и её гнезда
20 слайд – изображение поползня
21 слайд – изображение совы
22 слайд – изображение соловья
23 слайд – изображение птиц в природе
24 слайд – правила друзей птиц
25 слайд- стихотворение Муса Джангазиева
26 слайд – использованные ресурсы
Слайды запускаются по щелчку.
Целесообразность использования медиапродукта:
1.Недостаточное количество наглядных пособий по теме занятия.
2.Аудиовизуальные средства и аудиозапись голосов птиц, используемые на занятии, ярко, красочно, наглядно сообщают информацию через систему образов, что эмоционально воздействует на обучающихся и активизирует их деятельность, оказывает благоприятное воздействие на детей с низким уровнем работоспособности.
3.Развитие наглядно – образного мышления за счёт повышения уровня наглядности.
Цели и задачи:
1.Познакомить учащихся с многообразием пернатых.
2.Научить выделять признаки сходства и различия у птиц.
3.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Данную игру можно провести в форме викторины или игры – КВН. Каждое задание игры продублировано визуально на презентационном экране и иллюстрировано. На слайдах предусмотрены эффекты анимации. Сначала детям предлагается иллюстрированный вопрос или прослушивание аудиозаписи с голосами птиц. Как только играющий даёт ответ на экране появляется иллюстрация и правильный ответ. Иллюстрацию можно использовать как подсказку, если ребёнок или команда затрудняется ответить. В игре могут принимать участие ребята из одного класса, а могут из параллели. За каждый правильный ответ выдаются жетоны. По окончанию игры победители определяются по количеству жетонов.
Ход занятия.
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня тема нашего классного часа спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
- Правильно! Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать. Поэтому мы с вами сегодня проведём познавательную игру «Наши пернатые друзья» (слайд №1) и ещё раз вспомним тех птиц, которые живут рядом с нами. А также проверим ваши знания о пернатых. В игре будет участвовать 3 команды. Прошу занять места за игровыми столами. (Приветствие команд)
3.Игра «Наши пернатые друзья»
Начинаем нашу игру. И попадаем с вами на станцию №1 «Почтовый ящик» (слайд №2)
- Ребята, на наш адрес пришли письма. Угадайте, кто их написал.
Письмо №1 (слайд №3).
1. У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?
Письмо №2 (слайд №4).
2. Мы спешили к вам, ребята. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов
Письмо №3 (слайд №5).
3. Каких только небылиц про меня не рассказывают! Даже считают, что я накликаю беду. А на самом деле я очень полезная птица. Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 т зерна
Письмо №4 (слайд №6).
4. Многие не любят нас, потому что мы губим чужих птенцов. И всё-таки мы очень полезны: уничтожаем множество опасных гусениц, даже таких которых не едят другие птицы.
Письмо №5 (слайд №7).
5. Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач
Глянцевитый
чёрный …
Письмо №6 ( слайд №8).
6. Меня называют «смотритель леса». Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое.
- Молодцы! Авторов писем нашли.
Ребята, а вы знаете, что птицы разговаривают друг с другом и с нами? Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
- Синь – синь! – посвистывает синица.
- Чи – чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
- Гра – гра! - представляется грач.
- Сквор – сквор! – поют скворцы.
- Ку –ку! Ку- ку! – зовёт кукушка.
И теперь мы переходим к следующей станции, которая называется «Птичьи разговоры» (слайд №9). Ваша задача узнать, кто из птиц как разговаривает. А записи голосов птиц помогут вам в этом.
Команда №1 – скажите, кто из птиц крякает? (слайд №10)
Команда №2 - кто из птиц каркает? (слайд №11)
Команда №3 – какие птицы любят гоготать? (слайд №12)
Команда №1 – скажите, кто из птиц ухает? (слайд №13)
Команда №2 - кто из птиц пищит? (слайд №14)
Команда №3 – какие птицы любят свистеть? (слайд №15)
- Команды справились со вторым заданием. Молодцы! А сможете ли вы, ребята, узнать птиц по характерному признаку, по их делам?...
И мы отправляемся на следующую станцию «Птичьи профессии» (слайд №16)
Команда №1 – Птица – плотник. Кто это? (слайд №17) Почему вы так считаете?
Команда №2 – Какую птицу называют «лесной кошкой»?(слайд №18) Почему? Послушайте, как кричит иволга.
Команда №3 – Птица – строитель. Кто это? (слайд №19)Почему вы так думаете?
Команда №1 – Птица – акробат. Кто это? (слайд №20).Почему её так называют?
Команда №2 – Какую птицу называют «ночным хищником»? (слайд №21) Почему?
Команда №3 – Пернатый солист. Кто он? (слайд №22) Ещё раз послушайте, как поёт соловей.
- Хорошо мы справились и с этим заданием! Действительно, у каждой птицы есть своя профессия. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. (слайд №23) Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. А что мы с вами, ребята можем сделать для птиц? Какие «Правила друзей птиц» должны выполнять, чтобы птицы не погибали?
( Команды называют по одному правилу, затем появляется слайд №24 по щелчку и дети ещё раз повторяют «Правила друзей птиц»)
3.Заключительная часть.
- А теперь попросим команды подсчитать количество жетонов. (Победители получают Диплом и медали «Лучшим знатокам птиц», а остальные команды получают медали «Знатокам птиц» и Благодарность за участие.)
- Закончить нашу игру я бы хотела словами Муса Джангазиева: (слайд № 25)
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поёт весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей.
Берегите птиц!
- Спасибо всем за игру. До свидания!
Список использованной литературы
1. Классные часы в 1-4 кл/ авт.-сост. И.В, Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с.
2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с., - ил. – (Серия: «Мои первые уроки»).
3. Наглядное пособие «Я познаю мир» - «Птицы», «Перелётные птицы»