RКопилка уроков: «ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ?» Тема урока: ДОРОГИ ВЕЧНОСТИ - 8 класс
RКопилка уроков: «ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ?» Тема урока: ДОРОГИ ВЕЧНОСТИ - 8 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
Знакомство с творчеством Э.Вила-Лобоса.
Определение общего в стилях И.С.Баха и Э.Вила-Лобоса; определение жизненности и важности искусства прошлого на примерах музыкальных произведений урока;
2. Развитие мышления и воображения учащихся в процессе
слушания, анализа, сравнения, исполнения произведений; обогащение и рост музыкальных впечатлений учащихся;
3. Эмоционально-нравственное воспитание учащихся; расширение
кругозора; формирование мировоззрение.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1.Ф.Шуберт «В путь».
2.И.С.Бах «Ария» из сюита№3.
3.Э.Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы№5».
4.О.Митяев «Как здорово!».
5.Музыкальная викторина.
Оформление:
Портреты И.С.Баха и Э.Вила-Лобоса.
Таблица-сравнение.
Таблица «Музыкальная викторина».
Эпиграфы о музыке.
Стихи Анны Ахматовой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«RКопилка уроков: «ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ?» Тема урока: ДОРОГИ ВЕЧНОСТИ - 8 класс »
Конспект открытого урока в 8 классе ( 1четверть )
По теме: «ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ?»
Тема урока: ДОРОГИ ВЕЧНОСТИ
Разработка учителя музыки лицея №1 г.Камызяк
С.С.Сандаковой
ЦЕЛИ УРОКА:
Знакомство с творчеством Э.Вила-Лобоса.
Определение общего в стилях И.С.Баха и Э.Вила-Лобоса; определение жизненности и важности искусства прошлого на примерах музыкальных произведений урока;
2. Развитие мышления и воображения учащихся в процессе
слушания, анализа, сравнения, исполнения произведений; обогащение и рост музыкальных впечатлений учащихся;
3. Эмоционально-нравственное воспитание учащихся; расширение
кругозора; формирование мировоззрение.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1.Ф.Шуберт «В путь».
2.И.С.Бах «Ария» из сюита№3.
3.Э.Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы№5».
4.О.Митяев «Как здорово!».
5.Музыкальная викторина.
Оформление:
Портреты И.С.Баха и Э.Вила-Лобоса.
Таблица-сравнение.
Таблица «Музыкальная викторина».
Эпиграфы о музыке.
Стихи Анны Ахматовой.
КАМЫЗЯК-2005
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ + ЗАКРЕКЛЕНИЕ
- Здравствуйте, ребята!
Мы продолжаем знакомство с темой четверти «Что значит современность в музыке?" Для начала подготовим наш голосовой аппарат к пению.
(Упражнения - распевки.)
На прошлом уроке мы разучивали вокальное произведение «В путь». Исполним его.
(Исполнение хором, по группам.)
-Когда была создана эта песня? (200 лет назад)
-Кто композитор этой песни? (Ф.П.Шуберт)
-Что характерно для творчества Ф.Шуберта?
Романтическое направление, композитор вокального жанра, отражение внутреннего мира человека, выражение радости и страданий, мечтаний и надежд, задумчивости и печали; создание песен - мини-сцен.
-Является ли эта песня современной? Почему?
В песне воспевается красота и увлекательности жизни, изображается движение природы: реки, ручья; мельницы, колес; подчеркивается важность движения всей жизни как символа вечного движения, развития, стремления вперед к радости.
-Что значит «современная музыка»? Какой должна быть современная музыка?
Современная музыка – та музыка, которая и сейчас волнует людей; отображает жизнь с ее проблемами, событиями и поступками людей; волнует людей и отзывается на их радости и тревоги, пробуждает их мечты и память; воспевает любовь, добро и красоту – т.е. отображает главное содержание жизни. Музыка, выстраданная мастером, написанная сердцем, откликается на все болевые точки человечества, всегда о главном. Такая музыка воспитывает нас духовно и нравственно, обогащает нашу жизнь, делает нас лучше, чище, гуманнее.
-Современная и модная музыка – тождественные ли эти понятия?
- Д.Б.Кабалевский так определил эти понятия: (на доске)
«То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если не вечно, то во всяком случае долговечно. То, что рождено модой, - зыбко, скоропроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному».
-Русский композитор Д.Д.Шостакович подчеркнул возможности современного искусства и выделил его объекты: (на доске)
«Главным объектом искусства по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, его мечты, стремления. Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины».
- Именно такая музыка достигает совершенства и является современной.
Сейчас мы проведем музыкальную викторину. Вы должны послушать и определить композитора, название и жанр произведения (таблица).
КОМПОЗИТОР НАЗВАНИЕ ЖАНР
1. Л.Бетховен «Лунная» №14 Соната
2. П.Сигер «Все преодолеем» Песня
3. И.С.Бах «Ре минор» Токката-фуга
4. И.Штраус «Полька-Пиццикато» Танец
5. И.С.Бах «Сюита» №3 Ария
Взаимная проверка учащихся по количеству правильных ответов:
5 ответов – «5»; 4 – «4» и т.д.- сравнение по таблице «Викторина».
2.НОВАЯ ТЕМА.
На фоне звучания «Арии» из сюиты №3 И.С.Баха.
- ДОРОГИ ВЕЧНОСТИ! У каждого человека есть своя дорога. У одних она вливается в общий поток истории и оставляет свой след, у других превращается в тропинку и теряется, так и не дойдя до общей дороги. История знает имена людей, которые, несмотря ни на что, спели свою песнь жизни, не предали мечту, оставили огромный яркий след. Среди них Бах, Бетховен, Пушкин, Лермонтов, Галилей…
Многие из них были одиноки и непонятны своими современниками, их жизнь была драматична и прекрасна. Но даже сквозь века они протягивают нам руки и ведут нас вперед, учат быть людьми, дают нам опору в жизни.
Сегодня мы должны убедиться в правильности высказывания музыковеда М.Тараканова, чьи слова являются эпиграфом нашего урока (обращение к словам ).
- Какая музыка сейчас звучит?
«Ария» И.С.Баха из сюиты №3.
- Почему музыка И.С.Баха является современной?
- В чем особенность творчества И.С.Баха?
Его музыка отличается возвышенностью, неукротимой энергией, духовностью, стремлением вперед к светлой жизни; разнообразием человеческих чувств. Вся его музыка – это гимн человеку. Звучание органа, полифония, многообразие красок отличают его музыку.
На доске слова Рохлина:
«Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. В нем столько мудрости и веры в жизнь, столько человеческой и сердечной простоты, что вероятно, ему суждено еще привлекать к себе цепь будущих поколений».
-Сегодня мы еще раз встретимся с музыкальными словами: сюита, ария, полифония.
-Как вы их понимаете? (запись слов на доске).
АРИЯ – сольный номер главного героя, музыкальный портрет героя.
СЮИТА – вокально-инструментальное произведение из нескольких частей контрастных по характеру на одну общую тему.
ПОЛИФОНИЯ – склад многоголосной музыки, где все голоса важны.
ИНТОНАЦИЯ – характер, настроение музыки.
На фоне звучания «Арии» Э.Вила-Лобоса из «Бразильской бахианы №5».
- Современность музыки И.С.Баха заключена в том, что приобщает нас к общезначимому, безвременному – тому, что заложено в тайниках души и вызывает ответный отклик. И.С.Бах жил на рубеже 17 – 18 вв. Сегодня мы проводим мост через века и эпохи от баховской музыки к творчеству бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса(1887 – 1959гг.)
На фоне звучания «Арии» сообщение ученика о жизни и творчестве Э.Вили-Лобоса.
- Сейчас вы слышите «Арию» из «Бразильской бахианы №5» (запись на доске).
Все произведение представляет собой серию пьес для голоса, разных инструментов и оркестров, объединенных в 9 сюит под названием «Бразильские бахианы».
Слушание «Арии».
На фоне звучания – анализ произведения.
- Определите характер музыки. Какая у нее судьба?
Характер тревожный, напряженный, и в тоже время спокойный, безмятежный. Здесь и тревога, и страсть, и тоска.
- Куда ведет эта дорога? Что ждет впереди ее героя?
Впереди скорбь и печаль, отчаяние и безнадежность, трепет и страх.
Чтение русского текста на фоне вокализа.
«В мягком розовом сиянье, тая в чистой лазури,
Облако проплывает ночи навстречу.
Первых звезд лучи приветливо блеснули,
Голубым мерцаньем, колыхая вечер,
И луна проснулась в тишине небесной.
О, запойте, птицы, радостную песню,
Пусть прозвучит она гимном красоте природы!
В блеске звезд полночных блещут волны игриво,
Вдаль бегут золотистою лунной дорогой.
Страшной черной тенью зловещего грифа
Душу мне затмил мрак тоски жестокой.
В мягком розовом сиянье, тая в чистой лазури,
Облако проплывает ночи навстречу».
-В какой форме изложена ария? Сколько в ней частей?
Трехчастная форма: 1-3 части – вокализ – пение без слов; 2 часть – молитва.
- Какие образы переданы в музыке?
В музыке необычайно сочетаются красота и закат, жизнь и смерть, начало и конец.
Два контрастных образа.
- Где кульминация музыкального образа?
Кульминацией является 2 часть – страстная молитва.
-Какие музыкальные краски, средства выразительности использовал композитор для создания музыкального образа?
Дуэт голоса и инструмента, полифония, Четкий ритм сопровождения.
- В таблице покажем общее и различное в ариях И.С.Баха и Э.Вила-Лобоса .
( Заполняется таблица при анализе – сравнении).
И.С.Бах Э.Вила – Лобос
1685- 1750 1887-1959
ЖАНР: АРИЯ
ВИД: Инструментальная Вокально-
музыка инструментальная музыка
Четкий ритм сопровождения
СКЛАД: ПОЛИФОНИЯ
КАЧЕСТВО: Песенность Танцевальность
ИНТОНАЦИЯ: Покой Тревога
Светлая грусть Гнетущая тоска
Задумчивость Напряженность
ФОРМА: ТРЕХЧАСТНАЯ
- К какой из этих двух арий созвучны стихи Анны Ахматовой?
Чтение стихов ученицей.
«Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету не коснется,
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем.
Где-то, что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет».
( А.Ахматова).
Стихи созвучны арии Э.Вила-Лобоса.
-Стихи Анны Ахматовой совсем не о музыке Вила-Лобоса, но интонация, образы настолько сильно перекликаются, что кажется это именно об арии.
-Как вы считаете, кому посвящено произведение «Бразильские БАХианы»?
Вы, наверно догадались? Оно посвящено И.С.Баху. А почему?
Бразильский композитор 20 века видит мир так же, как и композитор 18 века. Вила-Лобос нашел в Бахе своего собеседника. Он пишет ему музыку, словно письмо другу. Мысли и чувства Баха близки Вила- Лобосу, он ощущает Баха своим современником. Он проникся в музыку Баха, которая является «художественной моделью» для его произведения, но предал ему ярко выраженный национальный характер бразильской музыки.
- А можно представить арию Баха в «Бразильских бахианах» и наоборот? Почему?
Нельзя, т.к. строй чувств, эпоха, национальность у композиторов – все разное.
3. ИТОГ УРОКА + ОЦЕНКИ:
- С каким композитором мы сегодня познакомились?
- Какое произведение слушали?
-Кто оказал влияние на творчество Э.Вила - Лобоса?
ВЫВОД: Любовь бразильского композитора 20 века к музыке Баха, верное следование его творческому кредо «возрождать, преобразовывать Духовное начало в человеке» подтвердили жизненность и современность искусства великого предшественника и одновременно обогатили музыку Бразилии.
И.С.Бах и Э.Вила-Лобос через века являются современниками, единомышленниками, спутниками на дорогах вечности.
Обращение к эпиграфу урока:
«Взаимодействие стилей, порой даже разведенных столетиям, стало характерной приметой новейшей музыки, возможно именно потому , что теперь на пороге 21 века, настало время подводить итоги многовековому развитию музыкального самопознания человечества, его совокупного художественного опыта».( М.Тараканов).