kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретическое обоснование вопроса обучения нотной грамоте детей младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 значение и положение нотной грамоты в определенные  образовательные моменты, специфику профессионального роста в данной системе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретическое обоснование вопроса обучения нотной грамоте детей младшего школьного возраста»»








СТАТЬЯ



«Теоретическое обоснование вопроса обучения нотной грамоте детей младшего школьного возраста»










ВВЕДЕНИЕ

Решая проблему воспитания будущего поколения – детей физически развитых, нравственно богатых, культурных, необходимо уделять внимание музыкальному развитию, возрастанию интереса к музыке. Проблема совмещения музыкального, эстетического развития с обучением – одна из проблем музыкальной педагогики. 

Актуальность исследования. В современном мире заметно увеличилось количество детей, увлеченных современными электронными средствами. Дети младшего школьного возраста предпочитают проводить время за компьютером, телефоном, заменяя ими живое общение. В результате такого образа жизни меняются ценности и идеалы, изменяя нравственную сторону личности. Образование как процесс, участвующий в становлении личности ребенка, не может не реагировать на сложившиеся обстоятельства. Важную роль во всестороннем развитии детей играет эстетическое воспитание. Музыкальное воспитание обогащает внутренний мир ребенка, помогает раскрыть его творческие качества и музыкальные способности.

Для развития духовной сферы ребенка и его творческих способностей, музыка дает ни с чем несравнимые возможности, особенно в детстве – наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Основной проблемой общей музыкальной культуры является отсутствие музыкальной грамотности, и конкретно – знания нотной грамоты.

Современное поколение придает небольшое значение чтению нотного текста, в результате чего все сводится к пассивному общению только с тем материалом, который преподносят средства массовой информации. Знание нотной грамоты и практическое ее применение дает детям возможность анализировать содержание музыкального произведения через понимание музыкального языка, что повышает осмысленность восприятия и выразительность исполнения, развивает музыкальное мышление.

Зрительная опора на нотную запись способствует более точному интонированию, а наглядный материал, отражающий ритмические и звуковысотные рисунки, выраженные в форме нотной записи, обеспечивает органичность усвоения нотной грамоты по принципу от слышания – к знаку.

Степень изученности темы. Основные методические принципы обучения нотной грамоте начали закладываться в отечественной системе музыкального образования с последней трети 19 века. Базовые положения были определены специалистами дореволюционного периода И. Ивановым, А. Кастальским, Н. Виташевским, Н. Брянским, Д. Зариным, А. Карасёвым, А. Пузыревским, Н. Кашкиным, А. Масловым, П. Мироносицким, А. Никольским, С. Миропольским, С. Смоленским.

Среди современных методистов решением вопросов в музыкальной педагогике занимались Л. Безбородова, Ю. Алиев, Т. Бакланова, Т. Надолинская, В. Никешин, Б. Рачина.

На основе трудов перечисленных авторов сформировалось направление развития методики обучения нотной грамоте, которая, тем не менее, не сложилась в единую, гармоничную музыкально-педагогическую систему. Этим требованиям в большей мере соответствует методика И. Гейнрихса «Обучение пению по нотам в начальной и средней школе», посвященная конкретно изучению нотной грамоты в общеобразовательной школе. Но в настоящее время она не может в полной мере использоваться, так как рассчитана на более высокий, чем у современных школьников, исходный уровень развития музыкальных способностей.

На наш взгляд, в современных условиях снижения уровня развития музыкальной культуры назрела необходимость создания иной, комплексной методики обучения нотной грамоте, направленной не только на формирование комплекса элементарных знаний, но и на решение проблемы музыкальной культуры подрастающего поколения. В настоящее время обучение нотной грамоте в сфере общего музыкального воспитания на уроках музыки в основном ушло из педагогической деятельности. Значительно меньше уделяется этому внимание и в теории музыкального образования.

Сложившееся противоречие и обусловливает актуальность темы данной работы.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении и обобщении методов обучения нотной грамоте детей младшего школьного возраста в контексте общего музыкального образования.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

  1. Произвести анализ музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по теме исследования.

  2. Провести исторический анализ становления и развития нотной грамоты.

  3. Выявить особенности детей младшего школьного возраста.

  4. Рассмотреть предлагаемые методы обучения нотной грамоте и выявить наиболее эффективные из них с учетом возрастных особенностей.

Методологическую основу настоящего исследования составили труды по теории музыки В. Вахромеева, А. Островского, содержащие подходы к изучению лада, а также Л. Красинской. Помощь в раскрытии вопроса оказали работы педагогов П. Мироносицкого, Н.Гродзенской, Г. Ригиной. Организационной основой деятельности стала методология педагогического исследования, разработанная в трудах Э. Абдуллина.

Методы, примененные в работе: анализ и синтез, сравнение, изучение музыкально-педагогического опыта.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы, 6 приложений.



ПАРАГРАФ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОПРОСА ОБУЧЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Многозначность трактовки термина «нотная грамота»


Нотное письмо явилось результатом неустанного стремления создателей и исполнителей музыки привести услышанный мир звуков к уникальному триединству – вижу-слышу-воспроизвожу.

Что такое нотная грамота. Удивительно, но точного ответа на этот вопрос нет. Чаще можно встретить, что нотная грамота – это часть музыкальной грамоты.

Понятие «грамота» (от греч.Grammata – чтение и письмо) в толковых словарях определяется как: 1. умение читать и писать 2. официальный документ, устанавливающий или удостоверяющий что-либо [2].

В психологии «грамотность» – это состояние образованности, способность читать и писать [3].

В некоторых источниках понятие «грамота» подразумевает знание правил грамматики или элементарные, начальные сведения, знания в какой-либо области, а также (устар) – письменные знаки, буквы, письмена. Из этого можно сделать вывод, что знать нотную грамоту - это значит уметь грамотно записать и прочитать музыкальный материал.

Нотная грамота – от слова «нота» – (знак, метка) – графическое изображение звука, один из основных символов современной нотации [4].

В шеститомной «Музыкальной энциклопедии» под редакцией Ю.В. Келдыша

даётся следующее определение рассматриваемому понятию: нотное письмо или иначе нотация – это система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки[16].

В данной энциклопедии также указывается, что слово нотация произошло от латинского notatio, что значит записывание, обозначение. Значение слова нотация в словаре трактуется как «письменная фиксация музыки».

Понятию нотное письмо даётся отдельная формулировка. Нотное письмо – это европейская система нотации, сложившаяся к 17 веку. По версии Википедии «Музыкальная нотация» (от латинского «нота» – знак) – система фиксации музыки с помощью письменных знаков (графем). Таким образом, нотное письмо является важным основополагающим элементом в мировой музыкальной сфере звукозаписи [16].

Исходя из того, что нотная запись состоит из различных символов и знаков, целесообразно рассмотреть это в контексте семиотики.

В Большом психологическом словаре под ред. Б.Г. Мещерякова семиотика – (от греч. sema – знак) – наука о знаках и знаковых системах. Известно, что изучением знаковых систем как средства выражения смысла, т. е. правил интерпретации знаков и составленных из них выражений, занимается раздел семиотики семантика [22, с. 458]. Соответственно, в области изучения музыкальной семантики обязана рассматриваться и такая знаковая система, как нотная запись, так как именно она отражает содержание музыки и помогает его раскрывать.

Первым в России представил музыкальный язык сквозь призму семиотических понятий Ю. Кон. Исследованиями применения к музыке семиотического подхода занимались такие специалисты как: Арановский М.Г., Медушевский В.В., Раппопорт С.Х., Бонфельд М.Ф., Назайкинский Е.В., Малышев И.В., Холопова В.Н., Кудряшов А.Ю., и мн.др.

Опираясь на классификацию американского философа Ч.Пирса, который разработал классификации знаков, чешский ученый Я. Йиранек в музыкальной знаковой системе выделил следующую типизацию знаков:

– иконические знаки: предметно-изобразительные художественные средства; – знаки-индексы: интонационно-выразительные, экспрессивные элементы;

– условные знаки или символы: монограммы или темы с устойчиво закрепленными за ними значениями [11].

В.Н. Холопова в своих трудах выстраивает следующую систему[11]. По её мнению, к иконическим знакам можно отнести эмоциональную выразительность художественных средств, передачу напряжения, кульминации, волны роста и спада. К знакам-индексам – выразительные средства, передающие зримую предметность окружающего мира, общность тембра звучания и типа. К знакам-символам относятся знаки, воплощающие конкретные художественные идеи. Они включают в себя понятийно-музыкальные и словесные обозначения. Таким образом, нотную грамоту, как искусственную знаковую систему, можно отнести к типу символических знаков.

Мы будем рассматривать понятия «знак» и «символ» не как взаимоисключающие, а как взаимосвязанные категории, помогающие создавать, познавать и понимать текст. В музыке носителем подобных символов выступает нотный текст, с помощью которого исполнитель понимает и переживает музыкальное произведение.

По словам С. И. Савшинского, в нотном тексте записываются не музыкальные звуки, а их словесное обозначение (до, ре и т. д.), т. е. понятия, обозначающие акустические явления (высоту, силу звуков), не длительность, а условный знак длительности [20, с. 23].

Чтобы правильно прочитать нотный текст нужно, в том числе, иметь представления об истории возникновения его составляющих. В разные исторические периоды использовались различные средства для «фиксации музыки», а значение нотаций и их соотношение с самой музыкой принципиально отличались от современных [17, с. 35]. Подчеркнем, что термин «нотация» является в определенной мере условным: он не связан исключительно с письмом нотами, а охватывает все исторические системы записи музыки.

К предыстории нотации относятся такие знаковые системы, как хейрономия, пиктография и идеография. Хейрономия – это система фиксации музыки, которая произошла от символических движений рук, свойственных восточным танцам. Отдаленное представление о хейрономии можно составить по искусству современного дирижирования. Традиция пиктографической записи музыкальных звучаний – передача сообщения при помощи рисунка – существовала в Древнем Египте. В Древнем Вавилоне были обнаружены глиняные таблички с клинописью, содержащие идеографическую – слоговую запись музыкальных звуков: стихотворный текст снабжался дополнительными знаками, предписывающими соответствующее музыкальное сопровождение.

Следующим этапом было буквенное нотное письмо. Буквенная система обозначения звуков применялась в Древней Греции. Хотя эта система фиксировала только высоту звуков, но не их длительность, она удовлетворяла музыкантов того времени, поскольку музыка древних греков одноголосна и мелодия была тесно связана с поэтическим текстом. В этот период появились термины, которыми мы пользуемся и сегодня: «нота», «гамма». Уже в 6 веке для обозначения звуков, наряду с греческими, стали применяться и буквы латинского алфавита. К 10 веку способ обозначения звуков латинскими буквами всецело вытеснил прежний. Латинский алфавит и в наши дни остается общепринятым алфавитом музыки [23, с. 107—109].

С 9 века в церковных певческих книгах применялись невмы – графические фигуры, состоявшие из запятых, точек, штрихов, дуг в разных комбинациях и фиксирующие большей частью направление мелодического движения.

Б. Штейнпресс отмечает, что невмы – это своего рода музыкальная стенография. Посредством знаков графически изображается направление мелодии вверх или вниз и закрепляются определенные мелодические обороты [25, с. 70].

По сравнению с буквенной нотацией невменное письмо имело важное преимущество – мелодическая линия изображалась в нем очень наглядно. Однако оно обладало и серьезными недостатками – поскольку точная высота звуков не фиксировалась.

Попытка усовершенствовать нотное письмо привели к появлению линий. Они были введены для более точного обозначения соотношений музыкальных звуков по высоте. Приблизительно с X в. стали пользоваться четырехлинейной системой, которая до сих пор применяется в григорианском пении.

Современная нотация основана на нотоносце Гвидо Аретинского с добавлением пятой линии, введенной в XIV в. Постепенно невменные знаки были заменены квадратными нотными головками, обозначавшими лишь одну высоту звуков. Из невм византийского типа произошли русские невменные, так называемые крюки. В дальнейшем, кроме обозначений звуков и их высоты появилась необходимость фиксации ритмических факторов. Эту проблему исправила новая «мензуральная» (от слова «мензура» – мера движения) нотация.

Ритмические отношения звуков обозначались в ней формой нотных головок, размещенных на нескольких линейках нотоносца. Появилась тактовая черта. Был открыт путь к современной нотации. Таким образом, после многовековых исканий в процессе развития самого музыкального искусства было выработано современное нотное письмо.

Преимущество современного нотного письма заключается, прежде всего, в наглядности обозначения звуковысотного положения нот и их метро-ритмических соотношений. Постепенно добавился целый свод обозначений, фиксирующих приемы громкостной динамики, способы звукоизвлечения, темповые колебания. В нотах появилось много словесных указаний, подсказывающих исполнителю характер музыки. Кроме того, наличие ключей, позволяющих использовать нотный стан для записи различных диапазонов музыкального звукоряда, даёт возможность ограничиться 5-линейной нотной системой.

По определению Е. Либермана, современный нотный текст – это семиотическая система, с помощью которой композитор объективирует (т. е. делает доступной людям) свою внутреннюю психическую творческую деятельность, свои художественные идеи [13, с. 34].

Составными элементами современного нотного письма являются: 5-линейныйнотоносец, ключи, нотные знаки; различные элементы нотных знаков, выражающие относительную длительность звуков; знаки альтерации при ключе и знаки альтерации при нотах; обозначение метра; дополнительные знаки, предписывающие увеличение длительности звука (точка, фермата, лига); объединение нескольких нотных станов в одну систему. Применяется и развитая система дополнительных значений – темповых, динамических, а также указывающих на привлечение тех или иных приемов исполнения, характер выразительности и другие (см. Приложение 1).

Нужно отметить, что «классическая» нотация с ее ключами, диезами и бемолями давно уже не отвечает требованиям современного развивающегося музыкального языка. Она, например, не рассчитана на запись музыки, предназначенной для синтезатора, поэтому в сфере электронной музыки, а также в современной звукозаписи используется язык компьютера – своеобразный цифровой код музыки. В итоге современную систему нотации нельзя назвать универсальной, а тем более совершенной.


    1. Становление и развитие методики обучения нотной грамоте


В данном параграфе мы проследим значение и положение нотной грамоты в определенные образовательные моменты, специфику профессионального роста в данной системе.

Но для начала необходимо упомянуть о самом первом трактате 17 века по теории музыке – «Мусикийской грамматике» Николая Дилецкого, создателя произведений в партесном стиле, который является первоосновой русской музыки Нового времени. «Мусикийская грамматика» содержит значительный круг вопросов – от нотной записи и сольмизации до предмета формы. Центральное место в сочинении занимает система мажора и минора, заключающая отклонения и модуляции, а также объяснение и описание квинтового круга, указания по использованию тональностей со многими ключевыми знаками. В связи с этим частный раздел посвящен методологии транспозиции. Особого внимания заслуживает создание Дилецким музыкальной терминологии. Введенные им понятия, заложили основы музыкальной теории более позднего времени и ее терминологического аппарата. 

Первый период 19 века отмечен ростом интереса специалистов к теме внедрения методики обучения нотной грамоте в общее образование и активными опытными экспериментами.

Методические разработки того времени являются богатым наследием и ориентиром для всех последующих создаваемых методик по обучению нотной грамоте.

Второму периоду присущи перепады в разработках, следствием чего были постоянные смены ориентиров в музыкальном образовании.

В послереволюционный период главным ориентиром и целью эстетического воспитания становится именно музыкальное образование. Наряду с уроками первого плана стал и урок пения. Разработка принципов, содержания, форм и методов обучения проводится коллективами методистов и педагогов специальных государственных организаций. Активное участие в этой деятельности принимали Б. Асафьев, Н. Брюсова, А. Кастальский,В. Каратыгин, Н. Ковин, М. Койранская, М. Румер, В. Шацкая, С. Шацкий, Ю. Энгель, Б. Яворский.

Массовое внедрение недоработанных западных принципов свободного воспитания и идей, связанных с раскрытием творческих способностей детей в жизни нарушило систему учебного процесса, снизило значение уровня знаний и навыков [14].

В результате этого нотная грамота как теоретический фундамент хорового пения потеряла значимость. Наблюдался заметный спад в использовании методик обучения нотной грамоте, в связи с отрицанием имеющейся методической базы. Осознание необходимости теоретических знаний как базы для формирования умений и навыков произошло в методических кругах в конце 1920-х — начале 1930-х годов Работа над созданием методик по теории музыки в результате разделила смысловое значение понятий нотная грамота и музыкальная грамота.

Музыкальная грамота определяется как комплекс знаний и навыков, которые позволяют разбираться в строении музыкальной речи, анализировать литературу, различать музыкальные формы, средства музыкальной выразительности, пользоваться музыкальными инструментами.

К параметрам нотной грамоты причисляется изучение ритмических составляющих, освоение записи всех значимых понятий, знаков и основных обозначений.

Кроме всего прочего, в учебных планах указывался статус и положение нотной грамоты в образовательном аспекте, а также определен уровень её познания воспитанниками. Однако эти положения зачастую оставались разделом методики и не получали распространения в школьной практике в силу укоренившегося в предшествующее десятилетие подхода.

В последующие годы значительно повысилась планка для уровня изучения нотной грамоты и освоению всей теоретической области в целом.

Использование новых принципов в практической деятельности подтвердило, что качественно усвоенная нотная грамота помогает полнее раскрыть сущность музыкального материала, в отличие от людей, не владеющих музыкальными знаниями.

С середины 1950-х годов принцип обучения нотной грамоте стал обязательной частью программ и методик.

Методические работы высококлассных специалистов в своей области, как О. Апраксина, В. Белобородова, Е. Гембицкая, Н. Гродзенская, Д. Локшин,М. Румер, О. Солоникова, Н. Шереметьева, стали отправными точками, ориентирами для дальнейшего подъема уровня развития подходов к обучению.

В 1960 — 70-х годах внимание было направлено в область развития музыкального слуха. В опоре на нотную запись происходит изучение ладовых принципов, закрепляется способ пения по нотам. Эти положения использовали в своей работе А. Бандина, Т. Беркман, П. Вейс, И. Гейнрихс, К. Грищенко,Е. Давыдова, Т. Дябло, Д. Огороднов, Г. Ригина, М. Румер и др.

Следующий этап отмечен введением в область музыкального воспитания программы «Музыка», разработанной коллективом педагогов под руководством Д. Кабалевского. Опираясь на музыкально-педагогические позиции Б. Асафьева, Д. Кабалевский определил чуткое восприятие музыки как базу для остальных видов музыкальной деятельности.

Учитывая свободную направленность программы, учителя сузили масштабность работы, сделав основным направлением обучения слушание музыки. Эти обстоятельства, с учетом многих недоработок уменьшали процесс освоения нотной грамоты и вынуждали отказываться от пения по нотам. Такое отрицательное положение еще более осложнилось к девяностым годам [15].

В результате перекраивания общего содержания музыкального образования, появились многочисленные программы с разъяснением путей решения образовательных установок. С течением времени, в связи с разрастающимся техническим потенциалом и внедрением его в систему музыкального воспитания, стали менее востребованы традиционные методы работы.

В настоящее время для существующих методических центров не является приоритетом обновление и создание методик по обучению нотной грамоте.

Результатом этих негативных факторов является отсутствие современной комплексной теоретико-методической базы в исследуемой области.

Конечно, любые методики должны разрабатываться с учетом всех особенностей детского возраста, которые мы характеризуем в следующем пункте.


1.3. Психо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста


Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успешному выполнению этой жизненно важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность.

Уже в возрасте 7-10 лет ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что он отличается от других и переживает свою уникальность, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников. Игра в младшем школьном возрасте не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, продолжает развивать психические функции ребёнка.

В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить. У ребёнка возникает потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ним недавно. Это говорит о силе впечатлений, неповторимого внутреннего условия приобщения к учению.

Ребёнок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Стиль общения учителя с детьми непосредственно определяет их поведение, тем самым, влияя на активность ребёнка.

Относительно к младшему школьному возрасту, наглядно-образное мышление является основным видом мышления детей. У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание, им трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Наиболее ярко воображение проявляется в творчестве: в сочинении рассказов, рисовании. Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребёнка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям, проявления незаурядных способностей могут оказаться лишь чем-то временным.

Важным возрастным условием роста способностей в младшем школьном возрасте является сила нервной системы, о которой судят по способности выдерживать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему. Занятия музыкой приучают ребёнка к ежедневному систематическому труду, воспитывают усидчивость и терпение, способствуют формированию мировоззрения, моральных качеств, эстетического вкуса, обогащают внутренний мир ребёнка.

Изучение нотной грамоты и ее написание помогают исправить нарушения пространственного восприятия. Если у ребёнка есть такие проблемы, значит, он пишет зеркально, например «э» вместо «е», «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги, слова в предложении, а новое предложение пишет с маленькой буквы. Ребёнок, знающий азы нотной грамоты, этих затруднений не испытывает: он твёрдо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью – перед ним стоят ноты, где ясно обозначены партии левой и правой руки (верхняя строчка – правая рука, нижняя строчка – левая рука), а значит в ребёнке закреплено и такое понятие, как «вверху - внизу». Развивается мелкая моторика рук, что позволит хорошо и быстро двигаться пальчикам при письме. Ребёнок, играющий на инструменте и легко читающий по нотам, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко может выразить развёрнуто мысль при написании сочинения, у него более красивая и грамотная речь. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации, помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей, улучшает концентрацию внимания и кратковременную память.

Как и изучению азбуки, навыкам чтения, изучение нотной грамоты лучше начинать как можно раньше, начиная с донотного периода (добуквенного) с постепенным вовлечением в звуковой мир.

Музыка для большинства детей – опыт радостный, захватывающий и праздничный. То, что музыка прекрасна и развивает ребенка, никто не спорит. А вот взгляды на то, как обучать детей музыке, отличаются.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Козлова Наталья Геннадьевна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства