Методические рекомендации по применению "Синквейна " на уроках музыки
Методические рекомендации по применению "Синквейна " на уроках музыки
Методические рекомендации по применению "Синквейна " на уроках музыки. В разработке показан прием работы с интерактивными технологиями "Синквейн", который дает возможность ученикам глубже проникнуть в образ произведения, а учителю быстро выяснить усвоение материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению "Синквейна " на уроках музыки»
Методические рекомендации по применению синквейна на уроках музыкального искусства
Криворучко Надежда Анатольевна, учитель музыки и музыкального искусства МОУ I-III ступеней « Школа № 151г. Донецка»
Цель: пропагандировать использование синквейна в урочной деятельности.
Актуальность проблемы
Увлечь музыкой, почувствовать музыку в себе, понять и разгадать ее таинственный и волшебный язык - вот задача уроков музыки.
Урок музыки - урок искусства, это означает, что музыка определяет все, что происходит на занятиях: характер общения с учениками, методы, приемы показа музыкального материала.
Уроки музыки направлены на воспитание хорошего вкуса, то есть на выработку «иммунитета» против всего «низкопробного» в музыке, на накопление мзыкального опыта (знаний о музыке, музыкантах, исполнительский опыт, слуховой запас), на развитие художественно- образного мышления. Сегодняшний день требует поиски таких форм и методов обучения, применение каких помогало бы активизации учебно – познавательной деятельности учащихся, повышало бы эффективность восприятия учащимися новых знаний, развивало бы творческую активность. Для активизации учебной деятельности учащихся одни учителя направляют свое внимание на игровые методы, другие используют разнообразные формы работы в группах, парах, а третьи проектные методы. Все эти способы принадлежат к системе интерактивного обучения, целью которого является модификация учебно- воспитательного процесса.
Интерактивное обучение основывается на основе учета человеческих взаимоотношений. В процессе обучения учащиеся активно взаимодействуют друг с другом и учителем, выполняя общие задания. При этом происходит обмен мыслями, идеями, предложениями. Учитель становится организатором совместной деятельности, дискуссий, творческого поиска. Организационные формы интерактивного обучения – работа в группах, парах, (индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы известны давно) – помогают усилить взаимодействие между учителем и учениками. Применяя различныеметоды и приемы, стимулируется эмоциональная и мыслительная деятельность учащихся, и направляется на обогащение музыкального образа, жизненного содержания произведений.
Инттерактивные технологи обучения – это такой творческий процесс взаимодействия учителя и учеников, вовремя котрого происходит активное общение, свободный обмен мыслями, предложениями в атмосфере заинтересованности и открытости, результатом котрого является общее разрешение поставленнях задач.
Краткие теоретические сведения
Что же такое синквейн?
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов. Нас будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления.
Дидактический синквейн
1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка— два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка— одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Изучить этот приём работы и использовать его можно на всех предметах и во внеклассной работе.
Методические особенности работы с синквейном
Синквейн развивает способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. В своей работе я использую этот метод развития нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята глубоко погружаются в музыку, проводят анализ, ищут ответы. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей умения находить наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.
В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
Практическая часть.
Пример составления синквейна.
Составление синквейна на произведение Сен – Санса «Лебедь» из сюиты«Карнавал животных»
1 строка—тема синквейна «Лебедь» (заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь).
2 строка— два слова (чаще всего прилагательные или причастия) – нежный, изящный / грациозный… / (они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта).
3строка—плывет,парит,манит/очаровывает, завораживает…/-(образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта).
4 строка— автор передал красоту и грациозность лебедя (фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту). 5 строка—нежность (одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта).
Составление синквейна на произведение Д. Шостаковича. Эпизод нашествия из I ч. Седьмой симфонии (Ленинградской).
1. Тема (1 существительное) - Нашествие
2. Описание темы (2 прилагательных) - бездушная, разрушительная ( дикая, механическая)
3. Описание действия (3 глагола) - уничтожает, разрушает, сметает
4. Отношение автора к теме (фраза из 4 слов)- нарисовал картину безжалостного нашествия
5. Синоним к теме - Нападение (Вторжение)
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.
Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?
Работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Прослушав музыкальное произведение на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а, как правило, так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.
Сегодня уже невозможно учить традиционно: в центре учебно - воспитательного процесса должен быть ученик. От его творческой активности на уроке, умения убедительно мыслить, обосновывать свои мысли, умения общаться с учителем, учениками класса зависит успех в осмысленном восприятии школьной программы.
Задача учителя – не предлагать свою точку зрения, и не заставлять учащихся склоняться к своим мыслям, а развивать критическое мышление школьников, т.е. учить возможности самостоятельно анализировать информацию; формировать умение видеть ошибки в ответах товарищей; аргументировать свои мысли, изменять их, если они неправильные; стремиться к поиску оптимальных решений; выбирать свою позицию относительно других вопросов.
Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия.