Методическая работа "Сценическое волнение и способы его преодоления."
Методическая работа "Сценическое волнение и способы его преодоления."
Оглавление
Вступление.
Определение сценического волнения.
Типы нервной системы и их реакция на стресс.
Методы преодоления волнения перед выступлением.
Заключение
Вступление.
Процесс обучения в музыкальной школе построен таким образом, что публичные выступления являются неотъемлемой его частью. Это и академические концерты, и родительские собрания, конкурсы разного уровня, фестивали. Перед каждым выступлением ведется большая подготовительная работа – репетиции, прослушивания, консультации. Вот наступает момент, когда подводится итог все предшествующей работе – момент концертного выступления. Здесь на первый план выходит очень сложная проблема – сценическое волнение.
Я, как концертмейстер, имеющий большую нагрузку и большой опыт концертных выступлений постоянно сталкиваюсь с этим состоянием. Волнуются перед выходом на сцену все: и великие музыканты, и актеры, и олимпийские чемпионы. Скрипач Д. Ойстрах страшно переживал перед каждым выступлением. Он говорил: «Каждая крыса в большом зале консерватории знает не только, как я сыграл, но и как я должен был сыграть.» Некоторые превосходные исполнители из-за невозможности справиться с повышенным эстрадным волнением были вынуждены отказаться от концертной деятельности. Среди них Г. Роде (был разбит параличом), А. Вьетан. Вот как вспоминает о своем первом выступлении французский дирижёр Ш. Мюнш: «По эстраде я шел с таким чувством словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела. Я плыл по не реальному, как сон миру и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение.»
Что же говорить об учениках, детях, которые не так часто выходят на сцену. Им нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность и утвердить себя как артиста.
Определение сценического волнения.
По мнению психологов, сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским философом Г. Селье в 1939 году для описания адаптационного синдрома к усложнённым условиям жизни и труда. Сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях сродни переживаниям человека в экстремальной ситуации – потеют руки, дрожат; учащённо бьется сердце, срывается дыхание.
Как правило, малыши любят выступать. Но как только они начинают осознавать, что их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зале, многие испытывают психологический дискомфорт. Мнение большинства психологов сходится в том, что первые проявления симптомов сценического волнения дают о себе знать в возрасте 10-11 лет. Но в последнее время (по моим наблюдениям) дети быстрее развиваются, раньше взрослеют и страх сцены у них проявляется в более раннем возрасте.
Типы нервной системы и их реакция на стресс.
Анализируя эту проблему, можно отметить, что многое зависит от психологии исполнителя, типа его нервной системы.
В экстремальной ситуации несдержанность холериков усиливается. Они увлеченно играют, если пьеса нравится и могут сыграть на концерте лучше, чем на репетиции.
Сангвиники быстро увлекаются, но рано остывают. Играют ярко, хвастливо, но не склонны к глубине. На критику не обижаются, быстро забывают.
Флегматики – трудоголики. Уравновешенны, настойчивы, но мало эмоциональны. Замечания принимают деловито, не спорят. Часто находятся в режиме «замедленной съемки».
Меланхолики – мало работоспособны, быстро утомляются, на замечания реагируют болезненно эмоционально. Переживает неудачи долго.
Методы преодоления волнения перед выступлением.
Эти личностные качества, безусловно, от части влияют на особенности адаптации к публичным выступлениям. Ведь удачный выход на сцену зависит от готовности и желания играть, а кроме того, от прочности сценических навыков – опыта. В этом помогут как долгосрочные, постоянные меры, так и конкретные, локальные меры, к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену.
К долгосрочным мерам в первую очередь относится выбор программы. При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в концертных выступлениях необходимо предусматривать срок, предполагаемый для освоения материала – технических трудностей, ритмических особенностей, образной стороны произведения. На мой взгляд, для концертных выступлений необходимо выбирать пьесы со сложностью 50% возможностей и потенциала ученика, а не те, которые будут исполняться на пределе технических, физических и эмоциональных возможностей. Во вторую очередь, не выставлять на концерты недоученные (сырые) произведения, так как одной из основных причин сценического волнения является страх забыть текст. То, что на едине с собой кажется выученным, на деле таковым не является, потому, что сами себе мы легко прощаем остановки, поправки, которые пышным букетом вылезают при игре на публике. Выученная пьеса – это та, которая ученик может сыграть с любого места. Еще лучше, если он может последовательно воспроизвести ноты и аппликатуру в уме. Я в своей практике использую следующий метод: в очень медленном темпе пройти текст без эмоций с начала до конца удобно сидя на стуле. Это даст возможность активизировать внимание, думать над каждой следующей нотой, не допускать игры по инерции. При этом не должно быть никакого мышечного и эмоционального напряжения. Если дискомфорт возникает в каком-либо месте нотного текста, необходимо это место проучить отдельно, проверить по нотам, добиться свободы его исполнения.
Еще одна причина сценического волнения – страх большого пространства, боязнь публики (что скажут, как отреагируют, как оценят). На мой взгляд это происходит от нехватки репетиций в зале, от недостаточного количества выступлений в концертах разного уровня. Необходимо, даже на стадии недоученности произведения, играть в зале. Пусть это исполнение будет по нотам, с ошибками. Очень полезно приглашать на репетиции публику, родителей, друзей.
В последние часы перед выступлением имеет поведение юного музыканта. Оно не предопределяет стопроцентный успех выступления, но влияет на комфорт и позитивный настрой. Во-первых, в день выступления необходимо полноценно выспаться, чтобы не чувствовать усталость. Во-вторых, важно спланировать режим питания таким образом, чтобы к выходу на сцену не быть сытым, но в тоже время не испытывать чувство голода. И то и другое притупляют ощущения. В-третьих, надо ограничить время последнего занятия. В день концентра возможны репетиции, но они не должны быть трудоемкими. Отработка технических трудностей и многократное проигрывание материала, на мой взгляд, в день концерта малоэффективно. Лучше психологически настроить ребенка на то, чтобы он не думал о неудаче, как о катастрофе, после которой мир перевернется и его никто больше не будет любить. А поддержать физиологическое состояние юного артиста помогут следующие методы:
Вытянуть руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянуться, бросить тело в низ, встряхнуть руками.
Это помогает снять парализующей эффект волнения.
При волнении рефлекторно увеличивается частота дыхания (волнуясь мы дышим поверхностно). Так как все в организме связано, при сознательном контроле дыхания изменится и психологическое состояние. Научившись контролировать дыхание и управлять им, мы научимся контролировать такие чувства как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожность. Вот несколько упражнений:
«дыхание квадратом» - сделайте вдох через нос, выдержите пузу, выдохните через нос и снова пауза. Упражнение делается на четыре счета (вдох – 1, 2, 3, 4; пауза – 1, 2, 3, 4).
«дыхание на счет» - сделайте вдох через нос на 1, 2, выдох через нос на 3, 4, 5, 6. Пауза. Повторить 3-5 раза. Далее увеличивается продолжительность вдоха и выдоха. Вдох – на 1, 2, 3, 4 и выдох – 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Повторить 5-7 раз.
Те же упражнения можно делать, вдыхая носом и выдыхая ртом.
Если перехватило дыхание – сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с гласной «У». Например, «Ух», «крУг», «пУх».
Непосредственно перед выходом на сцену необходимо избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет), проверить внешний вид, поправить прическу.
Заключение.
Это только некоторые средства борьбы с волнением на сцене, которые я использую в своей практике. Конечно универсальных рецептов не существует и каждый выбирает свой проверенный способ подготовки к выступлению. Главное, чтобы, выходя на сцену юный музыкант верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать позитивное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не мучением. Однако надо не забывать, что у страха перед сценой тоже есть положительная сторона. Тревога указывает на то, что музыканту важен результат. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.
Использованная литература:
Н. И. Голубовская «О музыкальном исполнительстве». Ленинград, Музыка, 1985
Ш. Мюнш «Я- дирижер». Государственное музыкальное издательство, 1960
Л. А. Баренбойм «Музыкальная педагогика и исполнительство». М.:Музыка, 1974
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа "Сценическое волнение и способы его преодоления."»
Методическая работа
Сценическое волнение и способы его преодоления.
Бушуева С. А.
преподаватель фортепиано, концертмейстер
детская музыкальная школа им. С. В. Рахманинова, г. В. Новгород
Оглавление
Вступление.
Определение сценического волнения.
Типы нервной системы и их реакция на стресс.
Методы преодоления волнения перед выступлением.
Заключение
Вступление.
Процесс обучения в музыкальной школе построен таким образом, что публичные выступления являются неотъемлемой его частью. Это и академические концерты, и родительские собрания, конкурсы разного уровня, фестивали. Перед каждым выступлением ведется большая подготовительная работа – репетиции, прослушивания, консультации. Вот наступает момент, когда подводится итог все предшествующей работе – момент концертного выступления. Здесь на первый план выходит очень сложная проблема – сценическое волнение.
Я, как концертмейстер, имеющий большую нагрузку и большой опыт концертных выступлений постоянно сталкиваюсь с этим состоянием. Волнуются перед выходом на сцену все: и великие музыканты, и актеры, и олимпийские чемпионы. Скрипач Д. Ойстрах страшно переживал перед каждым выступлением. Он говорил: «Каждая крыса в большом зале консерватории знает не только, как я сыграл, но и как я должен был сыграть.» Некоторые превосходные исполнители из-за невозможности справиться с повышенным эстрадным волнением были вынуждены отказаться от концертной деятельности. Среди них Г. Роде (был разбит параличом), А. Вьетан. Вот как вспоминает о своем первом выступлении французский дирижёр Ш. Мюнш: «По эстраде я шел с таким чувством словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела. Я плыл по не реальному, как сон миру и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение.»
Что же говорить об учениках, детях, которые не так часто выходят на сцену. Им нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность и утвердить себя как артиста.
Определение сценического волнения.
По мнению психологов, сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским философом Г. Селье в 1939 году для описания адаптационного синдрома к усложнённым условиям жизни и труда. Сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях сродни переживаниям человека в экстремальной ситуации – потеют руки, дрожат; учащённо бьется сердце, срывается дыхание.
Как правило, малыши любят выступать. Но как только они начинают осознавать, что их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зале, многие испытывают психологический дискомфорт. Мнение большинства психологов сходится в том, что первые проявления симптомов сценического волнения дают о себе знать в возрасте 10-11 лет. Но в последнее время (по моим наблюдениям) дети быстрее развиваются, раньше взрослеют и страх сцены у них проявляется в более раннем возрасте.
Типы нервной системы и их реакция на стресс.
Анализируя эту проблему, можно отметить, что многое зависит от психологии исполнителя, типа его нервной системы.
В экстремальной ситуации несдержанность холериков усиливается. Они увлеченно играют, если пьеса нравится и могут сыграть на концерте лучше, чем на репетиции.
Сангвиники быстро увлекаются, но рано остывают. Играют ярко, хвастливо, но не склонны к глубине. На критику не обижаются, быстро забывают.
Флегматики – трудоголики. Уравновешенны, настойчивы, но мало эмоциональны. Замечания принимают деловито, не спорят. Часто находятся в режиме «замедленной съемки».
Меланхолики – мало работоспособны, быстро утомляются, на замечания реагируют болезненно эмоционально. Переживает неудачи долго.
Методы преодоления волнения перед выступлением.
Эти личностные качества, безусловно, от части влияют на особенности адаптации к публичным выступлениям. Ведь удачный выход на сцену зависит от готовности и желания играть, а кроме того, от прочности сценических навыков – опыта. В этом помогут как долгосрочные, постоянные меры, так и конкретные, локальные меры, к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену.
К долгосрочным мерам в первую очередь относится выбор программы. При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в концертных выступлениях необходимо предусматривать срок, предполагаемый для освоения материала – технических трудностей, ритмических особенностей, образной стороны произведения. На мой взгляд, для концертных выступлений необходимо выбирать пьесы со сложностью 50% возможностей и потенциала ученика, а не те, которые будут исполняться на пределе технических, физических и эмоциональных возможностей. Во вторую очередь, не выставлять на концерты недоученные (сырые) произведения, так как одной из основных причин сценического волнения является страх забыть текст. То, что на едине с собой кажется выученным, на деле таковым не является, потому, что сами себе мы легко прощаем остановки, поправки, которые пышным букетом вылезают при игре на публике. Выученная пьеса – это та, которая ученик может сыграть с любого места. Еще лучше, если он может последовательно воспроизвести ноты и аппликатуру в уме. Я в своей практике использую следующий метод: в очень медленном темпе пройти текст без эмоций с начала до конца удобно сидя на стуле. Это даст возможность активизировать внимание, думать над каждой следующей нотой, не допускать игры по инерции. При этом не должно быть никакого мышечного и эмоционального напряжения. Если дискомфорт возникает в каком-либо месте нотного текста, необходимо это место проучить отдельно, проверить по нотам, добиться свободы его исполнения.
Еще одна причина сценического волнения – страх большого пространства, боязнь публики (что скажут, как отреагируют, как оценят). На мой взгляд это происходит от нехватки репетиций в зале, от недостаточного количества выступлений в концертах разного уровня. Необходимо, даже на стадии недоученности произведения, играть в зале. Пусть это исполнение будет по нотам, с ошибками. Очень полезно приглашать на репетиции публику, родителей, друзей.
В последние часы перед выступлением имеет поведение юного музыканта. Оно не предопределяет стопроцентный успех выступления, но влияет на комфорт и позитивный настрой. Во-первых, в день выступления необходимо полноценно выспаться, чтобы не чувствовать усталость. Во-вторых, важно спланировать режим питания таким образом, чтобы к выходу на сцену не быть сытым, но в тоже время не испытывать чувство голода. И то и другое притупляют ощущения. В-третьих, надо ограничить время последнего занятия. В день концентра возможны репетиции, но они не должны быть трудоемкими. Отработка технических трудностей и многократное проигрывание материала, на мой взгляд, в день концерта малоэффективно. Лучше психологически настроить ребенка на то, чтобы он не думал о неудаче, как о катастрофе, после которой мир перевернется и его никто больше не будет любить. А поддержать физиологическое состояние юного артиста помогут следующие методы:
Вытянуть руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянуться, бросить тело в низ, встряхнуть руками.
Это помогает снять парализующей эффект волнения.
При волнении рефлекторно увеличивается частота дыхания (волнуясь мы дышим поверхностно). Так как все в организме связано, при сознательном контроле дыхания изменится и психологическое состояние. Научившись контролировать дыхание и управлять им, мы научимся контролировать такие чувства как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожность. Вот несколько упражнений:
«дыхание квадратом» - сделайте вдох через нос, выдержите пузу, выдохните через нос и снова пауза. Упражнение делается на четыре счета (вдох – 1, 2, 3, 4; пауза – 1, 2, 3, 4).
«дыхание на счет» - сделайте вдох через нос на 1, 2, выдох через нос на 3, 4, 5, 6. Пауза. Повторить 3-5 раза. Далее увеличивается продолжительность вдоха и выдоха. Вдох – на 1, 2, 3, 4 и выдох – 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Повторить 5-7 раз.
Те же упражнения можно делать, вдыхая носом и выдыхая ртом.
Если перехватило дыхание – сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с гласной «У». Например, «Ух», «крУг», «пУх».
Непосредственно перед выходом на сцену необходимо избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет), проверить внешний вид, поправить прическу.
Заключение.
Это только некоторые средства борьбы с волнением на сцене, которые я использую в своей практике. Конечно универсальных рецептов не существует и каждый выбирает свой проверенный способ подготовки к выступлению. Главное, чтобы, выходя на сцену юный музыкант верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать позитивное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не мучением. Однако надо не забывать, что у страха перед сценой тоже есть положительная сторона. Тревога указывает на то, что музыканту важен результат. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.
Использованная литература:
Н. И. Голубовская «О музыкальном исполнительстве». Ленинград, Музыка, 1985
Ш. Мюнш «Я- дирижер». Государственное музыкальное издательство, 1960
Л. А. Баренбойм «Музыкальная педагогика и исполнительство». М.:Музыка, 1974