Описание кроссворда по сольфеджио.
Автор кроссворда – Звягина Татьяна Сергеевна, преподаватель музыкально - теоретических дисциплин в Детской школе искусств.
Образовательное учреждение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №48"
Название кроссворда: « Музыкальные термины по сольфеджио в виде кроссворда для учащихся 2 - 4 классов ДМШ и ДШИ»
Возрастная группа: 2 - 4 класс (8 - 10 лет)
Цель создания кроссворда: закрепление пройденного теоретического материала (музыкальных терминов) в нетрадиционной форме.
Краткая аннотация: В кроссворде представлены слова по горизонтали и по вертикали. Всего – 24 термина. Эти музыкальные термины - учащиеся школы изучают на уроках сольфеджио. Для того, что бы проверить и закрепить эти знания в интересной и познавательной форме мной был создан этот кроссворд в форме презентации. Слово, которое нужно отгадывать – выделено зелёным цветом. Нажимая левой кнопкой мыши – листаются слайды. Слова на кроссворде открываться автоматически. Презентацию можно использовать как для опроса всего класса, так и для индивидуального опроса.
Список использованных терминов.
- Бас – низкий мужской голос.
- Сольфеджио - специальные занятия, способствующие развитию музыкального слуха.
- Гармонический вид минора - вид минора, в котором повышается VII ступень.
- Размер - цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи.
- Полутон - кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками.
- Такт - отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей.
- Дуэт - ансамбль из двух исполнителей.
- Бемоль - знак, который понижает отдельный звук на полтона.
- Нота - знак, при помощи которого записывается высота и длительность звук.
- Субдоминанта - как называется четвёртая ступень лада.
- Ключ - знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и в зависимости от него и всех остальных звуков.
- Интервал - расстояние между двумя звуками, взятыми последовательно или одновременно.
- Интервал - организованная последовательность длительности звуков в музыкальном произведении.
- Пауза - Перерыв в звучании, точно отмеренный определённой длительностью.
- Дирижёр - Руководитель оркестра или хора.
- Квартет - ансамбль из четырёх певцов или исполнителей на музыкальных инструментах.
- Определить жанр музыки, прослушав музыкальный фрагмент – вальс.
- Секвенция - повторение какого-либо мелодического оборота от различных ступеней лада.
- Диез - знак, повышающий звук на полтона.
- Сколько знаков(бемолей) в тональности соль минор – два.
- Квинта - интервал, который содержит пять ступеней.
- Мелодия - музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев.
- Секунда - интервал, который содержит две ступени.
- Обращение - перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Список источников:
1. И.В.Способин. «Элементарная теория музыки» 1963г.
2. В.Вохромеев. «Элементарная теория музыки» 1962г.
3. Л.Э. Красинская. В.Ф.Уткин. «Элементарная теория музыки» 1991г.
Просмотр содержимого документа
«ОПИСАНИЕ КРОССВ»
Просмотр содержимого презентации
«кроссворд»
Музыкальные термины по сольфеджио в виде кроссворда для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.
Подготовила Звягина Татьяна Сергеевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей Муниципального образования «Город Архангельск» Детская школа искусств №48
(МБОУ ДОД ДШИ №48)
Методические рекомендации
Кроссворд предназначен для проверки теоретических знаний учащихся 2- 4 классов ДШИ и ДМШ.
Правила.
На игровом поле находится кроссворд.
Слово, которое нужно угадать, выделено зелёным цветом.
Нажимая левой кнопкой мыши - читать и перелистывать слайды.
Слова на кроссворде будут открываться автоматически.
Успехов!
14
24
7
19
9
20
15
11
1
12
18
17
8
22
3
5
13
2
21
4
23
6
16
По горизонтали-№1
Низкий мужской голос?
По горизонтали-№1
БАС
14
7
24
9
19
11
20
15
Б
С
12
А
18
17
8
22
3
13
5
2
21
4
23
6
16
По горизонтали-№2
Специальные занятия, способствующие развитию музыкального слуха?
По горизонтали-№2
СОЛЬФЕДЖИО
14
7
24
9
19
11
20
15
Б
С
12
А
18
17
8
22
3
13
5
Ж
И
Д
О
Ь
С
Ф
Л
Е
О
21
4
23
6
16
По горизонтали-№3
Вид минора, в котором повышается VIIступень?
По горизонтали-№3
Гармонический вид
14
7
24
9
19
11
20
15
Б
10
12
А
18
17
8
22
М
Ч
С
О
А
Н
И
Е
Й
И
К
Р
Г
13
5
Ж
И
Д
О
Ь
С
Ф
Л
Е
О
21
4
23
6
16
По горизонтали-№4
Цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи?
По горизонтали-№4
РАЗМЕР
14
7
24
9
19
11
20
15
Б
10
12
А
18
17
8
22
М
Ч
С
О
А
Н
И
Е
Й
И
К
Р
Г
13
5
Ж
И
Д
О
Ь
С
Ф
Л
Е
О
21
Р
М
З
Е
Р
А
23
6
16
По вертикали-№5
Кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками?
О
По вертикали-№5
полутон
14
7
24
9
19
20
15
11
12
Б
10
А
8
18
17
22
С
Н
А
О
Ч
И
Г
М
Р
Й
И
К
Е
13
П
Ж
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
Л
О
Л
21
Р
Е
З
М
Р
А
У
23
Т
О
6
16
Н
По горизонтали-№6
Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей?
По горизонтали-№6
такт
14
24
7
9
19
20
15
11
Б
10
А
12
18
17
8
22
М
Ч
О
Н
А
И
С
Г
Р
Е
К
И
Й
П
13
Ж
Л
И
Д
О
Ь
С
Ф
О
Е
Л
21
Р
М
З
Е
Р
А
У
Т
23
А
Т
Т
К
О
Н
16
По вертикали-№7
Ансамбль из двух исполнителей?
По вертикали-№7
дуэт
14
24
Д
9
19
У
Э
11
20
15
Б
10
12
Т
А
18
8
17
22
С
Н
А
Р
К
И
Й
О
М
Е
Г
И
Ч
П
13
Ж
И
Д
Л
О
Ь
С
Ф
О
Е
21
Л
Р
М
З
Е
У
А
Р
23
Т
Т
О
Т
А
К
Н
16
По вертикали-№8
Знак, который понижает отдельный звук на полтона?
Л
По вертикали-№8
бемоль
14
24
Д
19
9
У
11
20
15
Э
10
А
Б
12
Т
Б
17
18
22
Е
И
Й
С
А
Н
М
Ч
Г
Р
М
О
Е
К
И
П
О
13
Л
Д
И
О
Ь
С
Ф
О
Е
Ж
21
Л
Ь
Р
М
З
Е
А
Р
У
23
Т
Т
К
А
Т
О
16
Н
По вертикали-№9
Знак , при помощи которого записывается высота и длительность звука?
По вертикали-№9
нота
14
Д
24
Н
У
19
20
О
15
Э
11
Б
Т
Т
10
А
12
А
Б
18
17
22
Е
Й
И
М
С
Ч
И
Г
Р
А
Н
М
О
Е
К
О
П
13
Д
Ь
О
Е
С
Ф
Л
Ж
И
О
Ь
Л
21
Р
У
Е
З
М
Р
А
Т
23
К
А
Т
Т
О
Н
16
По вертикали-№10
С
Как называется четвёртая ступень лада?
О
И
А
Т
П о вертикали-№10
субдоминанта
14
Д
24
Н
19
У
Э
11
20
15
О
Т
Б
С
Т
12
А
А
У
18
17
Б
Б
Е
22
Д
М
Ч
С
О
А
Н
И
Е
Й
И
К
Р
М
Г
13
О
П
М
Ж
Л
И
Д
О
Ь
С
Ф
О
Е
Ь
Н
Л
21
Р
М
З
Е
А
Р
У
Т
Н
23
А
Т
Т
К
О
Н
А
16
По вертикали-№11
Знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и в зависимости от него и всех остальных звуков?
По вертикали-№11
ключ
14
24
Д
Н
19
У
О
15
20
К
Э
С
Т
12
Б
Л
Т
А
Ю
А
У
Б
18
Б
17
Ч
Е
22
Д
Н
А
С
М
К
И
Й
О
М
Р
Е
Г
И
Ч
П
М
13
О
Ж
Л
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
О
21
Ь
Н
Л
Р
М
З
Е
А
У
Р
Н
Т
23
К
А
Т
Т
О
Н
А
16
По горизонтали - №12
Расстояние между двумя звуками, взятыми последовательно или одновременно?
Т
Л
По горизонтали - №12
интервал
14
Д
24
Н
19
У
Э
К
20
О
15
Т
Б
А
С
Т
Е
И
В
А
Л
Н
Р
Ю
А
У
18
Ч
17
Б
Б
Е
22
Д
М
Ч
С
О
А
Н
И
Е
Й
И
К
Р
М
Г
М
13
П
О
Ж
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
Л
О
21
Ь
Н
Л
Р
М
З
Е
Р
У
А
Т
23
Н
К
А
Т
Т
О
Н
А
16
По горизонтали - №13
Организованная последовательность длительности звуков в музыкальном произведении ?
М
По горизонтали - №13
РИТМ
14
24
Д
У
Н
19
15
К
О
20
Э
Б
А
С
Т
Е
А
Л
Р
Т
Н
И
В
Ю
А
У
18
Ч
17
Б
Б
22
Е
Д
О
И
С
А
Ч
Н
Г
М
Й
И
К
Е
М
Р
О
Р
М
Т
И
П
Ж
Л
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
О
21
Ь
Н
Л
А
У
Р
Е
З
М
Р
Т
Н
23
Т
К
А
Т
О
А
Н
16
По горизонтали - №14
Перерыв в звучании, точно отмеренный определённой длительностью?
У
А
По горизонтали - №14
ПАУЗА
П
24
Д
Н
У
19
15
20
К
О
Э
В
Е
Н
Т
Л
С
Р
И
А
Т
Б
А
А
Ю
З
А
У
18
17
Б
Б
Ч
Е
Д
22
С
И
Н
Р
М
А
Ч
И
Е
Г
М
О
Й
К
О
П
Р
М
Т
И
И
О
Е
Д
Ж
С
О
Ф
Л
Ь
Л
21
Н
Ь
У
Е
З
М
А
Р
Р
23
Т
Н
Т
Т
К
А
Т
О
Н
А
16
По вертикали-№15
Руководитель оркестра или хора?
И
Ё
По вертикали-№15
дирижёр
П
Д
24
19
Н
У
20
О
Э
К
Д
Б
Е
В
А
И
Р
С
Т
Н
Т
Л
А
А
З
Р
Ю
А
У
Б
Б
18
17
Ч
И
22
Ж
Д
Е
Н
А
С
Е
М
К
Й
О
М
Р
Г
И
Ч
И
П
И
О
Т
Р
Р
М
Ж
И
Л
О
Ь
С
Ф
Д
Е
О
Н
Ь
21
Л
Р
Е
З
М
Р
А
У
23
Т
Н
А
О
Т
К
Т
А
16
Н
По горизонтали-№16
Ансамбль из четырёх певцов или исполнителей на музыкальных инструментах?
А
По горизонтали-№16
квартет
П
Д
24
19
У
Н
К
Д
Э
О
20
Б
А
С
Т
Е
А
В
Л
Р
Т
Н
И
Ю
А
З
Р
А
У
18
Ч
И
17
Б
Б
22
Е
Д
Ж
А
Н
М
Й
Е
К
И
О
М
Р
Г
И
Ч
С
П
О
Р
Р
М
Т
И
Ж
О
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
Л
Ь
21
Л
Н
Р
М
З
Е
А
Р
У
23
Т
Н
К
А
Т
Т
О
Н
Р
Т
Е
Т
В
А
К
По вертикали-№17
Определить жанр музыки?
С
По вертикали-№17
вальс
П
Д
24
19
У
Н
О
Э
Д
20
К
А
Б
С
Т
Е
А
В
Л
Р
Т
Н
И
Ю
А
З
Р
А
У
Б
18
Б
Ч
И
В
Е
А
Ж
22
Д
С
Ч
Л
Й
Н
А
И
Г
М
Р
М
О
Е
К
И
П
И
Р
Т
М
Р
Ь
О
Ж
Л
С
О
И
Ф
Е
Ь
О
Д
Н
21
Ь
Л
А
У
Р
Е
З
М
Р
23
Т
Н
К
А
Т
Т
О
Н
Р
Т
Е
Т
В
А
К
По вертикали-№18
Повторение какого-либо мелодического оборота от различных ступеней лада?
К
По вертикали-№18
секвенция
П
24
Д
19
Н
У
Э
О
20
К
Д
Б
А
С
Т
Е
И
В
А
Л
Р
Т
Н
А
Ю
З
Р
А
У
Б
С
Ч
И
Б
В
Е
Ж
А
22
Е
Д
О
Ч
Л
Н
А
И
С
Г
М
Р
М
Е
К
И
Й
П
И
Т
М
Р
Ь
В
О
Р
Е
Ж
О
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
Л
Ь
21
Н
Л
Н
Р
М
З
Е
А
У
Ц
Р
23
Т
Н
И
К
А
Т
Т
О
Я
Н
Р
Т
Е
Т
В
А
К
По вертикали-№19
Знак, повышающий звук на полтона?
Е
По вертикали-№19
диез
П
Д
24
У
Д
Н
Д
И
20
О
К
Э
С
Т
Е
Л
И
В
А
Б
Р
Т
Н
А
Р
З
А
Ю
З
А
У
С
Ч
И
Б
Б
В
Е
Ж
А
22
Е
Д
О
С
Н
А
Ч
И
Г
М
Р
М
Е
К
И
Й
Л
И
П
В
Т
М
Р
Ь
О
Р
Е
Ж
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
Л
О
Ь
21
Н
Н
Л
Ц
Р
М
З
Е
Р
У
А
Т
23
Н
И
К
О
А
Т
Т
Я
Н
Р
Т
Е
Т
В
А
К
По вертикали-№20
Сколько знаков(бемолей)
в тональности
соль минор?
В
По вертикали-№20
два
П
24
Д
У
Н
Д
И
Д
К
Д
О
Э
Н
Т
Б
А
А
С
В
Е
Т
И
Л
Р
А
З
З
Ю
Р
А
А
У
С
Ч
И
В
Б
Б
Ж
А
Е
Е
22
Д
М
Ч
О
Н
А
И
С
Г
М
Р
Е
К
И
Й
Л
П
И
Т
М
Р
В
Ь
О
Р
Е
Ж
Л
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
О
21
Н
Ь
Н
Л
Ц
Р
М
З
Е
А
У
Р
Н
Т
23
И
К
А
Т
Т
О
Я
Р
Н
Т
Е
Т
В
А
К
По вертикали-№21
Интервал, который содержит пять ступеней?
Н
По вертикали-№21
квинта
П
Д
24
Н
Д
У
Э
К
Д
Д
О
И
Т
Б
А
С
Т
Е
И
В
А
Л
Н
Р
Р
З
А
З
Ю
А
А
У
В
Б
Ч
И
Б
С
Ж
22
Е
А
Е
Д
М
Ч
С
Н
А
М
О
И
Г
Р
Е
К
И
Л
Й
П
В
Ь
О
Р
Р
М
Т
И
Е
Ж
О
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
Л
Ь
А
Т
К
В
И
Н
Л
Н
Р
М
З
Е
А
У
Ц
Р
23
Т
Н
И
К
А
Т
Т
О
Я
Н
Р
Т
Е
Т
В
А
К
По вертикали-№22
Музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев?
Д
По вертикали-№22
МЕЛОДИЯ
П
Д
24
Н
Д
У
Э
Д
И
К
Д
О
Н
Б
А
С
Т
Е
И
Т
В
А
Л
Р
Р
З
А
З
Ю
А
А
У
С
Ч
И
В
Б
Б
О
Ж
А
М
Е
Я
Е
Е
Л
И
Д
М
Ч
Л
С
О
А
Н
И
Е
Й
И
К
Р
М
Г
О
Ь
И
Р
Т
М
П
Р
В
Е
Ж
О
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
Л
Ь
А
Т
К
В
И
Н
Л
Н
Р
М
З
Е
А
У
Ц
Р
23
Т
Н
И
К
А
Т
Т
О
Я
Н
Р
Т
Е
Т
В
А
К
По вертикали-№23
Интервал, который содержит две ступени?
Н
По вертикали-№23
секунда
П
24
Д
Д
Н
У
Э
И
О
Д
К
Д
Б
А
С
Т
Е
И
В
А
Л
Р
Т
Н
З
А
Ю
З
Р
А
А
У
Б
С
Ч
И
Б
В
Е
Ж
М
О
А
Я
Е
И
Л
Е
Д
О
Ч
Л
Н
А
И
С
Г
М
Р
М
Е
К
И
Й
П
И
Т
М
Р
Ь
В
О
Р
Е
Ж
О
И
Д
О
Ь
С
Ф
Е
Л
Ь
А
Т
К
В
И
Н
Л
Н
Р
М
З
Е
А
У
Ц
Р
Е
К
А
У
Д
С
Т
Н
И
К
А
Т
Т
О
Я
Н
Р
Т
Е
Т
В
А
К
По горизонтали-№24
Перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз?
А
По горизонтали-№24
обращение
П
Д
О
Д
Б
У
Н
К
Д
И
Р
Д
Э
О
С
Б
Е
А
Т
Л
В
Р
Т
Н
И
А
Р
Ю
А
З
Щ
З
А
А
У
Б
Ч
И
В
С
Е
Б
Е
Н
И
О
Е
Л
Е
А
Ж
Д
М
Я
С
Л
М
А
И
Н
О
Г
Е
К
И
Ч
Й
И
М
Р
Е
Т
М
П
И
Р
Р
Ь
О
В
Е
Ж
И
Е
Д
О
О
Ь
Л
С
Ф
В
К
Т
А
Л
И
Н
Ь
Н
Р
М
З
Е
Ц
А
Р
У
К
Е
С
Д
А
Т
У
И
Н
А
О
Т
К
Т
Я
В
А
Е
Т
К
Р
Н
Т
Список использованных источников
- 1. И.В.Способин. «Элементарная теория музыки» 1963г.
- 2. В.Вохромеев. «Элементарная теория музыки» 1962г.
- 3. Л.Э. Красинская. В.Ф.Уткин. «Элементарная теория музыки» 1991г.
конец
Молодцы!