Музыкальное воспитание умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Музыкальное воспитание умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Музыкальное воспитание умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в деле формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
Особенностью музыкального воспитания является специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта и подготовка к самостоятельной жизни. Данная работа представляет определённую сложность, которая связана как с особенностями эмоционально - волевой сферы умственно отсталых детей, так и с особенностями музыкального воздействия, о чём упоминалось выше.
В начальных классах коррекционной школы основными видами музыкальной деятельности учащихся являются:хоровое пение т.к. «хоровое пение представляет собой одно из высших музыкальных проявлений, важнейший атрибут музыкальной культуры. Своей огромной силой единения, создавая могучий коллективный организм, оно включает индивид в социальное достояние Родины»,-писал бразильский композитор Вила-Лобос.
слушание музыки (выбор произведений для слушания должен основываться
на принципе коррекционной направленности и доступности).
-беседы о содержании (с элементами проблемного изложения материала в
виде проблемных вопросов, обращение к ассоциативным образам разной
модальности).
- игра на простых музыкальных инструментах (шумовых и звуковысотных).
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ученика, развивать высшие психические функции (мышление, воля, память, мотивация)
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности, создание благоприятных психологических условий для обучения.
Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, интонирование звуков, умение чувствовать характер музыки, адекватно реагировать на музыкальные переживания, умение различать средства музыкальной выразительности, исполнительские навыки.
Исходя из цели музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед учителем музыки на уроках.
Образовательные задачи (формировать знания о музыке, музыкально-эстетический словарь, ориентировку в средствах музыкальной выразительности, организовать музыкально-исполнительскую деятельность).
Коррекционные задачи (корригировать отклонения в интеллектуальном развитии, нарушения звукопроизносительной стороны речи, способствовать самовыражению, преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, укреплению эмоционального тонуса для активизации познавательной активности).
Развивающие задачи (совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку, исполнительские навыки).
Моделирование как приём обучения
Развитие музыкальности учащихся коррекционной школы не является самоцелью. В процессе реализации специальных образовательных задач учитель музыки ведёт работу по формированию компонентов учебной деятельности, а, следовательно, корригирует и развивает высшие психические функции. Специфика предмета предполагает выбор адекватных методов и приёмов, которые позволяют решать поставленные задачи.
В данной работе раскрыты коррекционные возможности использования приёма моделирования при формировании вокально-хоровых навыков.
Особое место с одной стороны и возможность использования авторских технологий с другой стороны занимает работа над исполнительским мастерством учеников в процессе работы над песней. Здесь просто необходимо найти нечто прекрасное к чему мы стремимся: это может быть модель «Дерево», «Цветок», «Музыкальные краски», «Дом». Эмоциональность и логичность музыкального искусства связаны с понятиями «красота» и «правильность» (красиво петь -правильно петь).
Моделирование, основывающееся на принципе аналогии, предполагает использование личного опыта, его актуализацию и, как следствие, формирование познавательной мотивации. Модель позволяет, в силу своей доступности и наглядности (опоры на уже имеющиеся знания и опыт, графическое, материальное воплощение), понимать и удерживать учебную задачу, планировать и контролировать свою деятельность. Таким образом, моделирование эффективно способствует формированию компонентов учебной деятельности.
Для младших школьников большое значение имеет внешняя привлекательность модели, в основе которой может находиться образ предмета, образы движений, чувств.
Для формирования вокально-хоровых навыков в работе используется нетрадиционная модель работы над песней «Музыкальное дерево», где крона - это символ красоты песни, а корни - средства музыкальной выразительности (компоненты: дыхание, дикция, мелодия, ритм, характер, мимика). Такая модель понятна и близка детям, вызывает у них речевую активность при обсуждении. Образ красивого могучего дерева с корнями отражает сам процесс развития исполнительского мастерства, в котором заложены условия получения хорошего результата («надо трудиться, заботиться о дереве, а без корней оно погибнет»). Каждый элемент модели несёт особую смысловую нагрузку и предполагает выполнение определённых правил красивого, грамотного исполнения песни. Ниже предлагаются ряд упражнений, которые используются в комплексе с опорой на представленную символическую модель дерева:
При работе над ритмом песни используется упражнение-игра «Умное эхо», суть которого заключается в формировании умения дифференцировать ритмический рисунок по заданному образцу из ритмического потока.
Для работы над дыханием наиболее приемлем приём «Парус» или «Поющая листва», которые помимо ассоциативной связи с определенным зрительным образом содержат в себе компенсаторные механизмы (речь с движением опора на кинетические и кинестетические ощущения). Данное сочетание позволяет в одном упражнении учитывать различные исходные данные детей и их компенсаторные возможности, что в наибольшей степени реализует индивидуально-дифференцированный подход в условиях фронтальной работы.
Звуковысотное представление мелодии формируется наглядно с помощью модели нот на фланелеграфе, что также способствует формированию абстрактных музыкальных понятий о высоте звука за счет наглядно-символической схемы, доступных пониманию умственно отсталого ребенка.
Логоритмическое упражнение «Киселёк» способствует коррекции системных речевых нарушений, в частности просодической стороны речи, способствует формированию экспрессии за счет различных сочетаний координированной работы анализаторов, активно воздействующих на речевое продуцирование ребенка. Кроме того, речь с движением оказывает благоприятное воздействие на формирование выразительной и произносительной стороны речи, вырабатывает коммуникативные навыки, оказывает положительное влияние на всю эмоциональную сферу.
Таким образом, сочетание различных приемов музыкального воздействия с логопедическими играми и педагогическими технологиями способствует коррекции имеющихся личностных и поведенческих отклонений умственно отсталых учащихся в условиях коррекционно-образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальное воспитание умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида.»
Особенности музыкального воспитания умственно отсталых детей вспециальной (коррекционной) школе VIII вида.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в деле формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
Особенностью музыкального воспитания является специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта и подготовка к самостоятельной жизни. Данная работа представляет определённую сложность, которая связана как с особенностями эмоционально - волевой сферы умственно отсталых детей, так и с особенностями музыкального воздействия, о чём упоминалось выше.
В начальных классах коррекционной школы основными видами музыкальной деятельности учащихся являются:хоровое пение т.к. «хоровое пение представляет собой одно из высших музыкальных проявлений, важнейший атрибут музыкальной культуры. Своей огромной силой единения, создавая могучий коллективный организм, оно включает индивид в социальное достояние Родины»,-писал бразильский композитор Вила-Лобос.
слушание музыки (выбор произведений для слушания должен основываться
на принципе коррекционной направленности и доступности).
-беседы о содержании (с элементами проблемного изложения материала в
виде проблемных вопросов, обращение к ассоциативным образам разной
модальности).
- игра на простых музыкальных инструментах (шумовых и звуковысотных).
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ученика, развивать высшие психические функции (мышление, воля, память, мотивация)
Целью музыкального воспитанияявляется овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности, создание благоприятных психологических условий для обучения.
Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, интонирование звуков, умение чувствовать характер музыки, адекватно реагировать на музыкальные переживания, умение различать средства музыкальной выразительности, исполнительские навыки.
Исходя из цели музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед учителем музыки на уроках.
Образовательные задачи(формировать знания о музыке, музыкально-эстетический словарь, ориентировку в средствах музыкальной выразительности, организовать музыкально-исполнительскую деятельность).
Коррекционные задачи(корригировать отклонения в интеллектуальном развитии, нарушения звукопроизносительной стороны речи, способствовать самовыражению, преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, укреплению эмоционального тонуса для активизации познавательной активности).
Развитие музыкальности учащихся коррекционной школы не является самоцелью. В процессе реализации специальных образовательных задач учитель музыки ведёт работу по формированию компонентов учебной деятельности, а, следовательно, корригирует и развивает высшие психические функции. Специфика предмета предполагает выбор адекватных методов и приёмов, которые позволяют решать поставленные задачи.
В данной работе раскрыты коррекционные возможности использования приёма моделирования при формировании вокально-хоровых навыков.
Особое место с одной стороны и возможность использования авторских технологий с другой стороны занимает работа над исполнительским мастерством учеников в процессе работы над песней. Здесь просто необходимо найти нечто прекрасное к чему мы стремимся: это может быть модель «Дерево», «Цветок», «Музыкальные краски», «Дом». Эмоциональность и логичность музыкального искусства связаны с понятиями «красота» и «правильность» (красиво петь -правильно петь).
Моделирование, основывающееся на принципе аналогии, предполагает использование личного опыта, его актуализацию и, как следствие, формирование познавательной мотивации. Модель позволяет, в силу своей доступности и наглядности (опоры на уже имеющиеся знания и опыт, графическое, материальное воплощение), понимать и удерживать учебную задачу, планировать и контролировать свою деятельность. Таким образом, моделирование эффективно способствует формированию компонентов учебной деятельности.
Для младших школьников большое значение имеет внешняя привлекательность модели, в основе которой может находиться образ предмета, образы движений, чувств.
Для формирования вокально-хоровых навыков в работе используется нетрадиционная модель работы над песней «Музыкальное дерево», где крона - это символ красоты песни, а корни - средства музыкальной выразительности (компоненты: дыхание, дикция, мелодия, ритм, характер, мимика). Такая модель понятна и близка детям, вызывает у них речевую активность при обсуждении. Образ красивого могучего дерева с корнями отражает сам процесс развития исполнительского мастерства, в котором заложены условия получения хорошего результата («надо трудиться, заботиться о дереве, а без корней оно погибнет»). Каждый элемент модели несёт особую смысловую нагрузку и предполагает выполнение определённых правил красивого, грамотного исполнения песни. Ниже предлагаются ряд упражнений, которые используются в комплексе с опорой на представленную символическую модель дерева:
При работе над ритмом песни используется упражнение-игра «Умное эхо», суть которого заключается в формировании умения дифференцировать ритмический рисунок по заданному образцу из ритмического потока.
Для работы над дыханием наиболее приемлем приём «Парус» или «Поющая листва», которые помимо ассоциативной связи с определенным зрительным образом содержат в себе компенсаторные механизмы (речь с движением опора на кинетические и кинестетические ощущения). Данное сочетание позволяет в одном упражнении учитывать различные исходные данные детей и их компенсаторные возможности, что в наибольшей степени реализует индивидуально-дифференцированный подход в условиях фронтальной работы.
Звуковысотное представление мелодии формируется наглядно с помощью модели нот на фланелеграфе, что также способствует формированию абстрактных музыкальных понятий о высоте звука за счет наглядно-символической схемы, доступных пониманию умственно отсталого ребенка.
Логоритмическое упражнение «Киселёк» способствует коррекции системных речевых нарушений, в частности просодической стороны речи, способствует формированию экспрессии за счет различных сочетаний координированной работы анализаторов, активно воздействующих на речевое продуцирование ребенка. Кроме того, речь с движением оказывает благоприятное воздействие на формирование выразительной и произносительной стороны речи, вырабатывает коммуникативные навыки, оказывает положительное влияние на всю эмоциональную сферу.
Таким образом, сочетание различных приемов музыкального воздействия с логопедическими играми и педагогическими технологиями способствует коррекции имеющихся личностных и поведенческих отклонений умственно отсталых учащихся в условиях коррекционно-образовательного процесса.