kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку на тему: Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кете Кольвиц
Кете Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград,– 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885—1886) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888–1889). В 1927 посетила СССР. В 1919–33 профессор берлинской AX, изгнана оттуда фашистами. Творчество Кольвиц, посвященное немецкому пролетариату и его освободительной борьбе, – одна из вершин европейского революционного реалистического искусства. 
Серия «Восстание ткачей»
В ней Кольвиц показала, как искусство может оказаться действенным политическим инструментом.
Восстания ткачей были первыми организованными выступлениями немецкого рабочего класса в период ранней индустриализации. Они начались ещё в конце 18-го века: восстания в Аугсбурге 1784/85 и 1794/95 годов. Но именно восстание в Силезии 1844 года стало  самым массовым. Оно было жестоко подавлено полицейскими мерами. Даже в конце 19-го века воспоминания об этом восстании достаточно пугали власть имущих, чтобы те запрещали даже память о нём.
Серия «Крестьянская война»
В 1902 году К. Кольвиц приступила к работе над циклом «Крестьянская война» (1903–08) 
Эти серии представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным, драматическим финалом, особенно в серии «Крестьянская война», Кольвиц поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса.

Между 1910-м и 1911 Кете разрабатывает тему матери с ребенком на руках.
Первая мировая война
Первая мировая война 1914–1918 была воспринята Кете, потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве «Война», 1922–23; «Родители» – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924–32).
СТРАДАНИЯ ЛЮДЕЙ БЕСКОНЕЧНЫ И ВО ВРЕМЕНИ, И В ПРОСТРАНСТВЕ. ЗЛО БЕЗРАЗЛИЧНО К КОНКРЕТНОМУ: ОНО АБСОЛЮТНО…
В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий «Голод», 1924; цикл гравюр на дереве «Пролетариат», 1925) Кете в некоторой мере сближается с экспрессионизмом; при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению трудящихся («Памяти К. Либкнехта», гравюра на дереве, 1919–20; плакаты, созданные в 1920-е гг. по поручению компартии Германии; литографии «Демонстрация», 1931, «Мы защищаем Советский Союз», 1931–32).
Творчество последних лет
Последние годы жизни Кете Кольвиц работала как скульптор.
С 1993 года в просторном помещении Нойе-Вахе по инициативе федерального канцлера Гельмута Коля установлена увеличенная копия скульптуры Кете Кольвиц «Мать с погибшим сыном» (также называемой «Пьета»). 
в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны.
Кете Кольвиц умерла 24 апреля 1945 года в добровольном изгнании в Морицбурге.
Рокуэлл Кент
Рокуэлл Кент (Kent) (21.6.1882, Тарритаун, шт. Нью-Йорк, – 13.3.1971, Платсберг, там же), американский художник, писатель, общественный деятель. Учился живописи у Роберта Генри. Работал рыбаком, плотником, много путешествовал, жил на севере США, Ньюфаундленде, в Гренландии.
Развивая традиции американского реалистического искусства, выполнил многочисленные картины, рисунки, гравюры, литографии, ярко запечатлевшие суровую природу северных стран, жизнь простых людей — тружеников и борцов («Труженики моря», 1907; «Весенняя лихорадка», 1908).
Автор антифашистских плакатов и карикатур. 
Иллюстрировал произведения американских, западноевропейских, русских авторов и собственные книги. 
Для творчества Кента характерны мужественная одухотворённость образов, чёткий, сильный рисунок, звучный колорит. В 1960 Кент подарил советскому народу свыше 900 своих произведений.
«Моби Дик»
В конце 1920-х дебютировал как книжный иллюстратор. Издательская фирма RR Donnelley пригласила Кента проиллюстрировать одну из их книг. Живописец избрал «Моби Дик» Германа Мелвилла, роман, некое время присутствовавший в забвении, однако недавно  по — новой открытый критиками.
Книга с иллюстрациями Кента вышла в 1930 году. Иллюстрации Кента Рокуэлла к книге «Моби Дик».
Рокуэл Кент - писатель
Как писатель Кент дебютировал в 1920 книгой об Аляске «В диком краю» (рус. пер. 1965). В книге «Курс N by Е» (1930, рус. пер. 1962), «Саламина» (1935, рус. пер. 1962) и «Гренландский дневник» (1962, рус. пер. 1969), составляющих своеобразную «сагу о Гренландии», Кент ярко обрисовал труд и отдых эскимосов, дал замечательные описания Севера.

Автобиографические сочинения Кента
Автобиографические сочинения Кента «Это моё собственное» (1940) и «Это я, Господи» (1955, рус. пер. 1965) раскрывают широкую панораму общественной жизни США с конца 19 до середины 20 вв. Основная часть книги «О людях и горах» (1959) посвящена его впечатлениям от поездки по СССР в 1958.

Франс Мазерель
Франс Мазерель, (30.7.1889 – 4.1.1972), бельгийский график и живописец. Учился в АХ в Генте (1907–1908). С 1909 жил главным образом во Франции. Во время 1-й мировой войны 1914–1918 жил в Швейцарии, где присоединился к группе писателей-пацифистов во главе с Роменом Ролланом и создал цикл антивоенных газетных рисунков.
Используя близкие экспрессионизму и другим новым течениям 20 века художественные принципы (фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого), а также литературную фабулу, язык традиционных символов и аллегорий, Мазерель создавал серии ксилографий («романы в картинах»), со стремительным, подобным смене кинокадров развитием сюжета.
Графика Мазереля
Мазерель был увлечён эпосом жизни современного человека, захваченного социальной стихией города. Прослеживая духовный рост, судьбу своего героя, он раскрывал трагический конфликт всякой свободной идеи с буржуазным обществом, выражал своим творчеством сознательный политический протест против насилия и эксплуатации, стремился осознать место человека и связанных с его бытием гуманистических ценностей в современном мире («Крестный путь человека», 1918, «Мой часослов», 1919; «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть», 1920; «Город», 1925; «Созидание», 1928; «Пляска смерти», 1941; «Юность», 1948, «Рабочий». 1949, «Прометей». 1954, «Новая армия». 1954).
Творчество Мазереля
Мазерель известен также как иллюстратор произведений Ш. Де Костера, Р. Роллана и других. Выполнял альбомы рисунков и акварели, писал пейзажи, портреты, жанровые композиции, работал для театра и кино. Искусство Мазереля оказало влияние на творчество многих европейских мастеров 1-й половины 20 века и сыграло большую роль в формировании новых образно-выразительных средств критического реализма.
Альбер Марке
Альбер Марке (Marquet) (27.3.1875, Бордо, – 14.6.1947, Париж), французский живописец-пейзажист. Член Французской коммунистической партии (вступил после 2-й мировой войны 1939–45). Учился в Школе изящных искусств в Париже (1895–98) у Г. Моро.
Раннее творчество
В 1905–07 примыкал к фовизму, писал жизнерадостно-яркие, однако более спокойные, чем у других фовистов, пейзажи («14 июля в Гавре», 1906) и портреты.

После 1907 для работ Марке характерны лаконизм рисунка, ясная построенность композиции, утончённость сочетаний мягких, приглушённо-сероватых красочных пятен. Его пейзажи (главным образом изображения реки в черте города, моря, портовых городов) отличаются уравновешенным настроением, сдержанной эмоциональностью («Гамбургский порт», 1909; «Мост Сен Мишель в Париже», 1912).
Париж в творчестве Марке
Марке стремился к воплощению мира в его тонкой чувствительной ощутимости, к передаче длительных и спокойных состояний природы, световоздушной среды («Дождливый день в Париже. Нотр-Дам»), впечатления широты пространства (достигавшегося обычно благодаря высокой точке зрения). Приглушенная пепельная тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков 
Путешествия и творчество
С конца 1900-х гг. Марке много путешествовал. Он работал в разных местах Франции, неоднократно посещал Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию, в 1934 г. совершил поездку в Советский Союз. 
В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Ла Рошель», 1920; «Поркероль», 1939).

Ренато Гуттузо
Ярким представителем реалистической живописи является Ренато Гуттузо (р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия 18.1. 1987, Рим), итальянский живописец и график, общественный деятель, активный борец за мир. родился 2 января 1912 года в пригороде Палермо Багерии. Отец, Джоакино Гуттузо Фазуло, был землемером и сельским администратором. Первые уроки рисования Ренато получил у сельского мастера Эмилио Мурдоло, занимавшегося росписью повозок. Учась в лицее, Ренато посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо. 
На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех – на две его картины обратила внимание критика.
В 1931 году девятнадцатилетний Ренато приехал из Сицилии в Рим, готовясь стать юристом, до этого он успел пройти курс классической филологии. 

Картина «Распятие» (1940—1941) становится гимном погибшим героям-антифашистам, а серия акварелей «С нами Бог!» (1944-45), созданная под впечатлением расправы гитлеровцев над заложниками в Фоссе Адреатино, — обличительным документом против зверств нацизма, прославлением духовной стойкости его жертв. В 1950 году серия была отмечена Золотой медалью Всемирного Совета Мира.
В 1940 году Гуттузо вступил в подпольную в те годы Коммунистическую партию Италии. С 1943 года участвовал в движении Сопротивления, создавая антифашистские плакаты.

С конца 40-х гг. Гуттузо вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений 19–20 вв. (романтизма, критического реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы. 
В 1945 году вместе с Перикле Фаззини, Антонио Корпора и несколькими другими художниками учреждает группу Нео-кубиста.
 В первые послевоенные годы художник работает над известными сериями картин: «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы».

В 1946 году Гуттузо — один из руководителей группы «Новый фронт искусств» (Fronte Nuovo delle Arti), которая объединяла художников различных направлений, провозгласивших своей целью создание новых художественных ценностей. 
В 1948 году из-за разногласий между реалистами и абстракционистами объединение распалось. С Гуттузо остались художники, исповедующие реалистическую манеру изображения.
В картине «Рабочие серных копий в Сицилии», (1955) Гуттузо показывает тяжесть труда рабочих, безрадостность их усилий.

Кисти Гуттузо принадлежат портреты многих деятелей итальянской культуры, в том числе Анны Маньяни, Альберто Моравиа. 
На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина производит сильное впечатление своей суровой простотой.

В поздних произведениях художника проступают влияния монтажных принципов поп-арта. Иной раз, увлеченный мотивом переклички эпох, он вводит прямые цитаты из известных картин.
Умер Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.

Вопросы для повторения
Чему посвящено творчество Кете Кольвиц? 

Назовите серии Кольвиц которые представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме?

Как была воспринята Кете Кольвиц Первая мировая война и какие произведения: цикл гравюр на дереве и памятник были посвящены этой трагедии?

Какому виду изобразительного искусства Кете Кольвиц посвятила последние годы своей жизни?

Какой героический образ в 1942 создала в литографии Кете Кольвиц?

Какой образ жизни вел американский художник Рокуэлл Кент?

Традиции какого искусства развивает в своем творчестве Кент?

Кого запечатлели его рисунки, гравюры, картины?

Какие художественные принципы использовал в своем творчестве Франс Мазерель?

К какому течению примыкал в начале своего творческого пути Альбер Марке?

Что обычно изображает Марке в своих пейзажах и каким настроением они отличаются?

Представителем какого направления в живописи является Гуттузо?

Лидером какого объединения итал. художников в послевоенный период был Гуттузо?

Назовите серию рисунков Гуттузо 1944–45 годов, удостоенную Золотой медали Мира Всемирного Совета Мира?

Что отражено в картинах «Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии», «Буги-вуги в Риме», «Пляж», «Человек, который ест спагетти», «Дискуссия», «Рокко с патефоном», «Толпа»? 

Что часто использует Гуттузо в целях усиления эмоционального воздействия своих работ?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему: Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства"»

Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства . Урок подготовила преподаватель ИЗО Тахтамукайской ДШИ Джасте Саида Юрьевна

Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства .

Урок подготовила преподаватель ИЗО Тахтамукайской ДШИ Джасте Саида Юрьевна

Кете Кольвиц Кете Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград,– 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885—1886) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888–1889). В 1927 посетила СССР. В 1919–33 профессор берлинской AX, изгнана оттуда фашистами. Творчество Кольвиц, посвященное немецкому пролетариату и его освободительной борьбе, – одна из вершин европейского революционного реалистического искусства. Автопортрет профессора  Людвига фон  Хертериха . К. Штауффер-Берн. Автопортрет

Кете Кольвиц

  • Кете Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград,– 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885—1886) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888–1889). В 1927 посетила СССР. В 1919–33 профессор берлинской AX, изгнана оттуда фашистами. Творчество Кольвиц, посвященное немецкому пролетариату и его освободительной борьбе, – одна из вершин европейского революционного реалистического искусства.

Автопортрет профессора  Людвига фон  Хертериха .

К. Штауффер-Берн. Автопортрет

Серия «Восстание ткачей»

  • Уже в ранних офортах и литографиях, обнаруживаются характерные для Кете драматическая напряжённость и психологическая насыщенность образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты.
  • Серия «Восстание ткачей» (1897–98). В ней Кольвиц показала, как искусство может оказаться действенным политическим инструментом.
  • Восстания ткачей были первыми организованными выступлениями немецкого рабочего класса в период ранней индустриализации. Они начались ещё в конце 18-го века: восстания в Аугсбурге 1784/85 и 1794/95 годов. Но именно восстание в Силезии 1844 года стало  самым массовым. Оно было жестоко подавлено полицейскими мерами. Даже в конце 19-го века воспоминания об этом восстании достаточно пугали власть имущих, чтобы те запрещали даже память о нём.

"Карманьола" Тяжелые раздумья превращаются в действие — восстание, возглавляемое женщинами, что могут противопоставить оружейным залпам булыжники из мостовой…

«Выступление ткачей».

Трагедия матери, потерявшей ребенка, умершего от голода и все из-за того, что ручной труд ткачейникому не нужен, ибо на смену ему идут МАШИНЫ…

«У фабричных ворот»

Серия «Крестьянская война»

  • В 1902 году К. Кольвиц приступила к работе над циклом «Крестьянская война» (1903–08)
  • Эти серии представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным, драматическим финалом, особенно в серии «Крестьянская война», Кольвиц поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса.

Цикл "Крестьянская война",«Пахота» Пахари придавлены к Земле тяжестью работы, которую они, как волы, исполняют. Их лица — как у первобытных людей, потому что вся их жизнь сводится к беспросветному труду для прокорма семьи и платы налогов за право на существование.

  3. "Поле битвы", из цикла "Крестьянская война", 1907 г.

Цикл "Крестьянская война", "Прорыв". Началось… С благословения Матери «недоразвившиеся, низкорослые, сухопарые, узкогрудые, жалкие люди с грязновато-бледным цветом лиц» поднялись.  

Цикл Крестьянская война», Решимость восставших безмерна, Столь же безмерна вера в справедливость возмездия. Они идут под стягами. Их косы превращены в оружия смерти. Они победят?

2. Цикл "Крестьянская война", "За точкой косы", офорт, 1905 г.

«Мать с мертвым ребенком»

«Мать с мертвым ребенком»

  • Между 1910-м и 1911 Кете разрабатывает тему матери с ребенком на руках.
Первая мировая война Первая мировая война 1914–1918 была воспринята Кете, потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве «Война», 1922–23; «Родители» – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924–32). «Родители» – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924–32 Вдова, 1922

Первая мировая война

  • Первая мировая война 1914–1918 была воспринята Кете, потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве «Война», 1922–23; «Родители» – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924–32).

«Родители» – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924–32

Вдова, 1922

СТРАДАНИЯ ЛЮДЕЙ БЕСКОНЕЧНЫ  И ВО ВРЕМЕНИ, И В ПРОСТРАНСТВЕ.  ЗЛО БЕЗРАЗЛИЧНО К КОНКРЕТНОМУ:  ОНО АБСОЛЮТНО… В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий «Голод», 1924; цикл гравюр на дереве «Пролетариат», 1925) Кете в некоторой мере сближается с экспрессионизмом ; при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению трудящихся («Памяти К. Либкнехта», гравюра на дереве, 1919–20; плакаты, созданные в 1920-е гг. по поручению компартии Германии; литографии «Демонстрация», 1931, «Мы защищаем Советский Союз», 1931–32). Из цикла гравюр на дереве «Пролетариат» «Памяти Карла Либкнехта», гравюра на дереве, 1919–20 литография «Мы защищаем Советский Союз», 1931–32 Плакат  

СТРАДАНИЯ ЛЮДЕЙ БЕСКОНЕЧНЫ И ВО ВРЕМЕНИ, И В ПРОСТРАНСТВЕ. ЗЛО БЕЗРАЗЛИЧНО К КОНКРЕТНОМУ: ОНО АБСОЛЮТНО…

  • В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий «Голод», 1924; цикл гравюр на дереве «Пролетариат», 1925) Кете в некоторой мере сближается с экспрессионизмом ; при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению трудящихся («Памяти К. Либкнехта», гравюра на дереве, 1919–20; плакаты, созданные в 1920-е гг. по поручению компартии Германии; литографии «Демонстрация», 1931, «Мы защищаем Советский Союз», 1931–32).

Из цикла гравюр на дереве «Пролетариат»

«Памяти Карла Либкнехта», гравюра на дереве, 1919–20

литография «Мы защищаем Советский Союз», 1931–32

Плакат  "Для Большого Берлина".

Цикл «Голод». Слова Гёте из «Вильгельма Мейстера»: «Семена посева не должны быть перемолоты» становятся основным содержанием её лучших работ всех последующих лет.

литография «Демонстрация»

Творчество последних лет Последние годы жизни Кете Кольвиц работала как скульптор. С 1993 года в просторном помещении Нойе-Вахе по инициативе федерального канцлера Гельмута Коля установлена увеличенная копия скульптуры Кете Кольвиц «Мать с погибшим сыном» (также называемой «Пьета»).  Берлин. Нойе-Вахе/ Здание бывшей гауптвахты.  Мавзолей-памятник жертвам фашизма и милитаризма. «ПЬЕТА — ГОЛОС МОЛЧАНИЯ НАРОДОВ, ПРИНЕСЕННЫХ В ЖЕРТВУ» Ромен Роллан Кете Кольвиц «Мать с погибшим сыном»

Творчество последних лет

  • Последние годы жизни Кете Кольвиц работала как скульптор.
  • С 1993 года в просторном помещении Нойе-Вахе по инициативе федерального канцлера Гельмута Коля установлена увеличенная копия скульптуры Кете Кольвиц «Мать с погибшим сыном» (также называемой «Пьета»). 

Берлин. Нойе-Вахе/ Здание бывшей гауптвахты. Мавзолей-памятник жертвам фашизма и милитаризма.

«ПЬЕТА — ГОЛОС МОЛЧАНИЯ НАРОДОВ, ПРИНЕСЕННЫХ В ЖЕРТВУ» Ромен Роллан

Кете Кольвиц «Мать с погибшим сыном»

Творчество последних лет в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны. Кете Кольвиц умерла 24 апреля 1945 года в добровольном изгнании в Морицбурге. Мать, защищающая своих детей

Творчество последних лет

  • в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны.
  • Кете Кольвиц умерла 24 апреля 1945 года в добровольном изгнании в Морицбурге.

Мать, защищающая своих детей

Рокуэлл Кент Рокуэлл Кент (Kent) (21.6.1882, Тарритаун, шт. Нью-Йорк, – 13.3.1971, Платсберг, там же), американский художник, писатель, общественный деятель. Учился живописи у Роберта Генри. Работал рыбаком, плотником, много путешествовал, жил на севере США, Ньюфаундленде, в Гренландии. Рокуэлл Кент  Роберт Генри

Рокуэлл Кент

  • Рокуэлл Кент (Kent) (21.6.1882, Тарритаун, шт. Нью-Йорк, – 13.3.1971, Платсберг, там же), американский художник, писатель, общественный деятель. Учился живописи у Роберта Генри. Работал рыбаком, плотником, много путешествовал, жил на севере США, Ньюфаундленде, в Гренландии.

Рокуэлл Кент

Роберт Генри

Рокуэлл Кент Развивая традиции американского реалистического искусства, выполнил многочисленные картины, рисунки, гравюры, литографии, ярко запечатлевшие суровую природу северных стран, жизнь простых людей — тружеников и борцов («Труженики моря», 1907; «Весенняя лихорадка», 1908). «Труженики моря», 1907 «Весенняя лихорадка», 1908

Рокуэлл Кент

  • Развивая традиции американского реалистического искусства, выполнил многочисленные картины, рисунки, гравюры, литографии, ярко запечатлевшие суровую природу северных стран, жизнь простых людей — тружеников и борцов («Труженики моря», 1907; «Весенняя лихорадка», 1908).

«Труженики моря», 1907

«Весенняя лихорадка», 1908

Рокуэлл Кент Автор антифашистских плакатов и карикатур. Иллюстрировал произведения американских, западноевропейских, русских авторов и собственные книги. Для творчества Кента характерны мужественная одухотворённость образов, чёткий, сильный рисунок, звучный колорит. В 1960 Кент подарил советскому народу свыше 900 своих произведений. Иллюстрация к драме Гёте

Рокуэлл Кент

  • Автор антифашистских плакатов и карикатур.
  • Иллюстрировал произведения американских, западноевропейских, русских авторов и собственные книги.
  • Для творчества Кента характерны мужественная одухотворённость образов, чёткий, сильный рисунок, звучный колорит. В 1960 Кент подарил советскому народу свыше 900 своих произведений.

Иллюстрация к драме Гёте "Фауст". 1938 г. Рисунок пером

Вечная бдительность - залог свободы! Литография

«Моби Дик» В конце 1920-х дебютировал как книжный иллюстратор. Издательская фирма RR Donnelley пригласила Кента проиллюстрировать одну из их книг. Живописец избрал «Моби Дик» Германа Мелвилла, роман, некое время присутствовавший в забвении, однако недавно  по — новой открытый критиками. Книга с иллюстрациями Кента вышла в 1930 году. Иллюстрации Кента Рокуэлла к книге «Моби Дик». Иллюстрация к книге Мельвиля

«Моби Дик»

  • В конце 1920-х дебютировал как книжный иллюстратор. Издательская фирма RR Donnelley пригласила Кента проиллюстрировать одну из их книг. Живописец избрал «Моби Дик» Германа Мелвилла, роман, некое время присутствовавший в забвении, однако недавно  по — новой открытый критиками.
  • Книга с иллюстрациями Кента вышла в 1930 году. Иллюстрации Кента Рокуэлла к книге «Моби Дик».

Иллюстрация к книге Мельвиля "Моби Дик, или Белый Кит". 1929 г. Автоцинкография

Рокуэл Кент - писатель

Рокуэл Кент - писатель

  • Как писатель Кент дебютировал в 1920 книгой об Аляске «В диком краю» (рус. пер. 1965). В книге «Курс N by Е» (1930, рус. пер. 1962), «Саламина» (1935, рус. пер. 1962) и «Гренландский дневник» (1962, рус. пер. 1969), составляющих своеобразную «сагу о Гренландии», Кент ярко обрисовал труд и отдых эскимосов, дал замечательные описания Севера.
Изображение этого грандиозного ландшафта зритель видит и на картине Кента «Ноябрь в Северной Гренландии» . На полотне — берег с домиками поселка Игдлорсуит, пролив с плывущими айсбергами и таинственные дальние края по ту сторону пролива. На первом плане темнеют сложенные из дерна домики, на крышах некоторых из них укреплены сани, у берега стоят приспособления для сушки каяков, между домами протоптаны тропинки. Присутствуют в картине и люди: направляющийся к берегу мужчина и входящая в дом женщина. Поселок эскимосов на картине Кента выглядит как темно-коричневая инкрустация на фоне ровно окрашенного, фосфоресцирующего в тени светло-голубого прибрежного снега. По бирюзовой почти гладкой поверхности пролива плывут огромные айсберги. Светло-зеленые, голубые, холодные в тени и розовато-синие на свету льдины кажутся светлым узором на темном фоне воды. Форма каждой из них неповторима.
  • Изображение этого грандиозного ландшафта зритель видит и на картине Кента «Ноябрь в Северной Гренландии» . На полотне — берег с домиками поселка Игдлорсуит, пролив с плывущими айсбергами и таинственные дальние края по ту сторону пролива. На первом плане темнеют сложенные из дерна домики, на крышах некоторых из них укреплены сани, у берега стоят приспособления для сушки каяков, между домами протоптаны тропинки. Присутствуют в картине и люди: направляющийся к берегу мужчина и входящая в дом женщина. Поселок эскимосов на картине Кента выглядит как темно-коричневая инкрустация на фоне ровно окрашенного, фосфоресцирующего в тени светло-голубого прибрежного снега.
  • По бирюзовой почти гладкой поверхности пролива плывут огромные айсберги. Светло-зеленые, голубые, холодные в тени и розовато-синие на свету льдины кажутся светлым узором на темном фоне воды. Форма каждой из них неповторима.

«Ноябрь в Северной Гренландии»

Автобиографические сочинения Кента Автобиографические сочинения Кента «Это моё собственное» (1940) и «Это я, Господи» (1955, рус. пер. 1965) раскрывают широкую панораму общественной жизни США с конца 19 до середины 20 вв. Основная часть книги «О людях и горах» (1959) посвящена его впечатлениям от поездки по СССР в 1958. Иллюстрация к книге Р. Кента

Автобиографические сочинения Кента

  • Автобиографические сочинения Кента «Это моё собственное» (1940) и «Это я, Господи» (1955, рус. пер. 1965) раскрывают широкую панораму общественной жизни США с конца 19 до середины 20 вв. Основная часть книги «О людях и горах» (1959) посвящена его впечатлениям от поездки по СССР в 1958.

Иллюстрация к книге Р. Кента "Это моё собственное" 1940 г. Рисунок пером

В 30-е гг. Кент выступал против угрозы фашизма, участвовал в 1-м Всемирном конгрессе защиты мира (Париж – Прага, 1949), был одним из инициаторов и авторов исторического Стокгольмского воззвания (март 1950), делегатом Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир (Москва, июль 1962). Член Всемирного Совета Мира (с 1955). Председатель Национального совета американо-советской дружбы (с 1957). Почётный член АХ СССР (1962). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1967). Умер Рокуэлл Кент 13 марта 1971 года.  Те, кто знал этого всесторонне одаренного человека, в шутку говорили, что Рокуэлл Кент, наверное, не человек, а некая тайная организация. Ведь он был не только живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом.
  • В 30-е гг. Кент выступал против угрозы фашизма, участвовал в 1-м Всемирном конгрессе защиты мира (Париж – Прага, 1949), был одним из инициаторов и авторов исторического Стокгольмского воззвания (март 1950), делегатом Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир (Москва, июль 1962). Член Всемирного Совета Мира (с 1955). Председатель Национального совета американо-советской дружбы (с 1957). Почётный член АХ СССР (1962). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1967).
  • Умер Рокуэлл Кент 13 марта 1971 года.
  • Те, кто знал этого всесторонне одаренного человека, в шутку говорили, что Рокуэлл Кент, наверное, не человек, а некая тайная организация. Ведь он был не только живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом.

Rockwell Kent   Asgaard

Rockwell Kent   Young Spruces

Rockwell Kent   Sunglare Alaska

Rockwell Kent  I sland Village. Coast of Maine Летний день. Асгор 

Rockwell Kent     Hidlend

Rockwell Kent   Mountain Landscape

Rockwell Kent   Seal Hunter North Greenland

Rockwell Kent    Vershina Assaynboyn

Rockwell Kent    Brewing Storm. Monhegan

Франс Мазерель Франс Мазерель, (30.7.1889 – 4.1.1972), бельгийский график и живописец. Учился в АХ в Генте (1907–1908). С 1909 жил главным образом во Франции. Во время 1-й мировой войны 1914–1918 жил в Швейцарии, где присоединился к группе писателей-пацифистов во главе с Роменом Ролланом и создал цикл антивоенных газетных рисунков. Используя близкие экспрессионизму и другим новым течениям 20 века художественные принципы (фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого), а также литературную фабулу, язык традиционных символов и аллегорий, Мазерель создавал серии ксилографий («романы в картинах»), со стремительным, подобным смене кинокадров развитием сюжета. Ж. Брюкер. Франц Мазерель в студии

Франс Мазерель

  • Франс Мазерель, (30.7.1889 – 4.1.1972), бельгийский график и живописец. Учился в АХ в Генте (1907–1908). С 1909 жил главным образом во Франции. Во время 1-й мировой войны 1914–1918 жил в Швейцарии, где присоединился к группе писателей-пацифистов во главе с Роменом Ролланом и создал цикл антивоенных газетных рисунков.
  • Используя близкие экспрессионизму и другим новым течениям 20 века художественные принципы (фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого), а также литературную фабулу, язык традиционных символов и аллегорий, Мазерель создавал серии ксилографий («романы в картинах»), со стремительным, подобным смене кинокадров развитием сюжета.

Ж. Брюкер. Франц Мазерель в студии

Графика Мазереля Мазерель был увлечён эпосом жизни современного человека, захваченного социальной стихией города. Прослеживая духовный рост, судьбу своего героя, он раскрывал трагический конфликт всякой свободной идеи с буржуазным обществом, выражал своим творчеством сознательный политический протест против насилия и эксплуатации, стремился осознать место человека и связанных с его бытием гуманистических ценностей в современном мире («Крестный путь человека», 1918, «Мой часослов», 1919; «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть», 1920; «Город», 1925; «Созидание», 1928; «Пляска смерти», 1941; «Юность», 1948, «Рабочий». 1949, «Прометей». 1954, «Новая армия». 1954). Бельгия. Ф. Мазерель. «Расстрел» (из цикла Крестный путь человека). Гравюра на дереве. Из серии «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть». 1920. Гравюра на дереве Мазерель Ф. «Рабочий». 1949. Гравюра на дереве. «Мой часослов», 1919 Из серии «Город». 1925. Гравюра на дереве Из цикла «Крестный путь человека», 1918 «Юность», 1948 «Мой часослов», 1919

Графика Мазереля

  • Мазерель был увлечён эпосом жизни современного человека, захваченного социальной стихией города. Прослеживая духовный рост, судьбу своего героя, он раскрывал трагический конфликт всякой свободной идеи с буржуазным обществом, выражал своим творчеством сознательный политический протест против насилия и эксплуатации, стремился осознать место человека и связанных с его бытием гуманистических ценностей в современном мире («Крестный путь человека», 1918, «Мой часослов», 1919; «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть», 1920; «Город», 1925; «Созидание», 1928; «Пляска смерти», 1941; «Юность», 1948, «Рабочий». 1949, «Прометей». 1954, «Новая армия». 1954).

Бельгия. Ф. Мазерель. «Расстрел» (из цикла Крестный путь человека). Гравюра на дереве.

Из серии «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть». 1920. Гравюра на дереве

Мазерель Ф. «Рабочий». 1949. Гравюра на дереве.

«Мой часослов», 1919

Из серии «Город». 1925. Гравюра на дереве

Из цикла «Крестный путь человека», 1918

«Юность», 1948

«Мой часослов», 1919

Творчество Мазереля Мазерель известен также как иллюстратор произведений Ш. Де Костера, Р. Роллана и других. Выполнял альбомы рисунков и акварели, писал пейзажи, портреты, жанровые композиции, работал для театра и кино. Искусство Мазереля оказало влияние на творчество многих европейских мастеров 1-й половины 20 века и сыграло большую роль в формировании новых образно-выразительных средств критического реализма. Иллюстрации к «Легенде об Уленшпигеле» Ш. Де Костера Иллюстрация к роману Р. Роллана «Жан Кристоф», 1940-е гг. Автопортрет Мозаика Франса Мазереля

Творчество Мазереля

  • Мазерель известен также как иллюстратор произведений Ш. Де Костера, Р. Роллана и других. Выполнял альбомы рисунков и акварели, писал пейзажи, портреты, жанровые композиции, работал для театра и кино. Искусство Мазереля оказало влияние на творчество многих европейских мастеров 1-й половины 20 века и сыграло большую роль в формировании новых образно-выразительных средств критического реализма.

Иллюстрации к «Легенде об Уленшпигеле» Ш. Де Костера

Иллюстрация к роману Р. Роллана «Жан Кристоф», 1940-е гг.

Автопортрет

Мозаика Франса Мазереля

Альбер Марке

Альбер Марке

  • Альбер Марке (Marquet) (27.3.1875, Бордо, – 14.6.1947, Париж), французский живописец-пейзажист. Член Французской коммунистической партии (вступил после 2-й мировой войны 1939–45). Учился в Школе изящных искусств в Париже (1895–98) у Г. Моро.
Раннее творчество В 1905–07 примыкал к фовизму, писал жизнерадостно-яркие, однако более спокойные, чем у других фовистов, пейзажи («14 июля в Гавре», 1906) и портреты. Лодки на берегу Испании Гавань в Ментоне Афиши в Трувилле Понт-Нёф Автопортрет

Раннее творчество

  • В 1905–07 примыкал к фовизму, писал жизнерадостно-яркие, однако более спокойные, чем у других фовистов, пейзажи («14 июля в Гавре», 1906) и портреты.

Лодки на берегу Испании

Гавань в Ментоне

Афиши в Трувилле

Понт-Нёф

Автопортрет

После 1907 для работ Марке характерны лаконизм рисунка, ясная построенность композиции, утончённость сочетаний мягких, приглушённо-сероватых красочных пятен. Его пейзажи (главным образом изображения реки в черте города, моря, портовых городов) отличаются уравновешенным настроением, сдержанной эмоциональностью («Гамбургский порт», 1909; «Мост Сен Мишель в Париже», 1912).
  • После 1907 для работ Марке характерны лаконизм рисунка, ясная построенность композиции, утончённость сочетаний мягких, приглушённо-сероватых красочных пятен. Его пейзажи (главным образом изображения реки в черте города, моря, портовых городов) отличаются уравновешенным настроением, сдержанной эмоциональностью («Гамбургский порт», 1909; «Мост Сен Мишель в Париже», 1912).

«Гамбургский порт», 1909

«Мост Сен Мишель в Париже», 1912

Париж в творчестве Марке Марке стремился к воплощению мира в его тонкой чувствительной ощутимости, к передаче длительных и спокойных состояний природы, световоздушной среды («Дождливый день в Париже. Нотр-Дам»), впечатления широты пространства (достигавшегося обычно благодаря высокой точке зрения). Приглушенная пепельная тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков  «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам» Площадь св. Троицы в Париже, около 1911 г.

Париж в творчестве Марке

  • Марке стремился к воплощению мира в его тонкой чувствительной ощутимости, к передаче длительных и спокойных состояний природы, световоздушной среды («Дождливый день в Париже. Нотр-Дам»), впечатления широты пространства (достигавшегося обычно благодаря высокой точке зрения). Приглушенная пепельная тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков 

«Дождливый день в Париже. Нотр-Дам»

Площадь св. Троицы в Париже, около 1911 г.

Путешествия и творчество С конца 1900-х гг. Марке много путешествовал. Он работал в разных местах Франции, неоднократно посещал Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию, в 1934 г. совершил поездку в Советский Союз. В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Ла Рошель», 1920; «Поркероль», 1939). «Бриз на острове Поркероль» «Ла Рошель», 1920 «Поркероль», 1939

Путешествия и творчество

  • С конца 1900-х гг. Марке много путешествовал. Он работал в разных местах Франции, неоднократно посещал Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию, в 1934 г. совершил поездку в Советский Союз.
  • В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Ла Рошель», 1920; «Поркероль», 1939).

«Бриз на острове Поркероль»

«Ла Рошель», 1920

«Поркероль», 1939

Некоторые работы Марке 1920-х гг. сближаются с акварелью особой прозрачностью техники, легкостью мазка, тонкостью цветовых градаций. В период 1930-х гг. в творчестве Марке проявились романтические интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов («Ночной Париж», 1937, частное собрание).
  • Некоторые работы Марке 1920-х гг. сближаются с акварелью особой прозрачностью техники, легкостью мазка, тонкостью цветовых градаций.
  • В период 1930-х гг. в творчестве Марке проявились романтические интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов («Ночной Париж», 1937, частное собрание).

«Ночной Париж», 1937

В годы 1-й мировой войны он едет в Алжир. Жизнь в Алжире помогла Альберу показать на своих холстах всю красоту палящего солнца. Путешествия способствовали созданию таких картин, как «Порт в Онфлере», «Лебединый остров. Эрбле», «Вид на Сиди-Бу-Саид», «Пальмовое дерево». Именно в Алжире он встретил свою будущую жену Марсель Мартине, с которой прожил в счастливом браке 26 лет. Марке открыто осуждал фашизм, поэтому во время Второй мировой войны супругам пришлось перебраться из Парижа в Алжир. Годы оккупации Марке провел в Алжире. Вернулся он домой в 1945 году уже тяжело больным. Несколько перенесенных операций ненадолго помогли ему почувствовать себя лучше. Все это время Альбер не бросает свои труды, продолжая работать над новыми полотнами. Несмотря на заботу жены и усиленную борьбу с болезнью, 4 июня 1947 года художника не стало. Он ушел, но оставил после себя творения, полные жизни и особенного света.  Марке проявил себя как талантливый рисовальщик, иллюстратор, мастер акварельной живописи.
  • В годы 1-й мировой войны он едет в Алжир. Жизнь в Алжире помогла Альберу показать на своих холстах всю красоту палящего солнца. Путешествия способствовали созданию таких картин, как «Порт в Онфлере», «Лебединый остров. Эрбле», «Вид на Сиди-Бу-Саид», «Пальмовое дерево». Именно в Алжире он встретил свою будущую жену Марсель Мартине, с которой прожил в счастливом браке 26 лет.
  • Марке открыто осуждал фашизм, поэтому во время Второй мировой войны супругам пришлось перебраться из Парижа в Алжир. Годы оккупации Марке провел в Алжире. Вернулся он домой в 1945 году уже тяжело больным. Несколько перенесенных операций ненадолго помогли ему почувствовать себя лучше. Все это время Альбер не бросает свои труды, продолжая работать над новыми полотнами. Несмотря на заботу жены и усиленную борьбу с болезнью, 4 июня 1947 года художника не стало. Он ушел, но оставил после себя творения, полные жизни и особенного света.
  • Марке проявил себя как талантливый рисовальщик, иллюстратор, мастер акварельной живописи.

Марке Альбер Порт в Онфлере

Лебединый остров. Эрбле

Вид на Сиди-Бу-Саид

Сиди-Бу-Саид

Алжир, город с высоты

Пальмовое дерево

Ренато Гуттузо

Ренато Гуттузо

  • Ярким представителем реалистической живописи является Ренато Гуттузо (р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия 18.1. 1987, Рим), итальянский живописец и график, общественный деятель, активный борец за мир. родился 2 января 1912 года в пригороде Палермо Багерии. Отец, Джоакино Гуттузо Фазуло, был землемером и сельским администратором. Первые уроки рисования Ренато получил у сельского мастера Эмилио Мурдоло, занимавшегося росписью повозок. Учась в лицее, Ренато посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо.
  • На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех – на две его картины обратила внимание критика.
  • В 1931 году девятнадцатилетний Ренато приехал из Сицилии в Рим, готовясь стать юристом, до этого он успел пройти курс классической филологии.   В трудные годы фашистского режима начинался творческий путь художника. Инстинктивно чувствуя отвращение к салонному официальному искусству, Гуттузо примыкает к оппозиционной, демократически настроенной группе художников, создававших искусство искреннее, экспрессивное по живописному языку. Гуттузо принимает участие в создании антифашистского художественного журнала « Корренте » («Течение»), его рисунки публикуются в нескольких прогрессивных журналах.
Социальны по теме или скрытой символике его ранние картины - «Расстрел в открытом поле» (об убийстве Ф.Лорки; 1938) и большая историческая композиция «Бегство с Этны», в которой аллегорически повествует о социальной катастрофе своей родины. В этом произведении Гуттузо ищет стиль напряженного, экспрессивного реализма, он не боится деформации предметов и повышенной эмоциональной активности цвета.
  • Социальны по теме или скрытой символике его ранние картины - «Расстрел в открытом поле» (об убийстве Ф.Лорки; 1938) и большая историческая композиция «Бегство с Этны», в которой аллегорически повествует о социальной катастрофе своей родины. В этом произведении Гуттузо ищет стиль напряженного, экспрессивного реализма, он не боится деформации предметов и повышенной эмоциональной активности цвета.
Картина « Распятие » (1940—1941) становится гимном погибшим героям-антифашистам, а серия акварелей «С нами Бог!» (1944-45), созданная под впечатлением расправы гитлеровцев над заложниками в Фоссе Адреатино, — обличительным документом против зверств нацизма, прославлением духовной стойкости его жертв. В 1950 году серия была отмечена Золотой медалью Всемирного Совета Мира. В 1940 году Гуттузо вступил в подпольную в те годы Коммунистическую партию Италии. С 1943 года участвовал в движении Сопротивления, создавая антифашистские плакаты.
  • Картина « Распятие » (1940—1941) становится гимном погибшим героям-антифашистам, а серия акварелей «С нами Бог!» (1944-45), созданная под впечатлением расправы гитлеровцев над заложниками в Фоссе Адреатино, — обличительным документом против зверств нацизма, прославлением духовной стойкости его жертв. В 1950 году серия была отмечена Золотой медалью Всемирного Совета Мира.
  • В 1940 году Гуттузо вступил в подпольную в те годы Коммунистическую партию Италии. С 1943 года участвовал в движении Сопротивления, создавая антифашистские плакаты.

«С нами Бог!» (1944-45)

Рисунок для листовки итальянского Сопротивления, 1944

НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. 1945. БУМАГА, ТУШЬ, ГУАШЬ.

« Распятие »

Немецкая палка Италию не укротит

С конца 40-х гг. Гуттузо вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений 19–20 вв. (романтизма, критического реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы. В 1945 году вместе с Перикле Фаззини, Антонио Корпора и несколькими другими художниками учреждает группу Нео-кубиста.  В первые послевоенные годы художник работает над известными сериями картин: «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы».
  • С конца 40-х гг. Гуттузо вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений 19–20 вв. (романтизма, критического реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы.
  • В 1945 году вместе с Перикле Фаззини, Антонио Корпора и несколькими другими художниками учреждает группу Нео-кубиста.
  • В первые послевоенные годы художник работает над известными сериями картин: «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы».

«Сицилийские возчики»

«Прачки»

«Швеи»

Углекоп,1947

В 1946 году Гуттузо — один из руководителей группы «Новый фронт искусств» (Fronte Nuovo delle Arti), которая объединяла художников различных направлений, провозгласивших своей целью создание новых художественных ценностей. В 1948 году из-за разногласий между реалистами и абстракционистами объединение распалось. С Гуттузо остались художники, исповедующие реалистическую манеру изображения. Осознавая, что борьба художественная неотделима от политической, художник часто выступает с речами, статьями в газете «Унита» и прогрессивных журналах. Но основным его оружием остается живопись. Сюжеты картин он берет из жизни, даже натюрморты составлены из орудий труда и повествуют о буднях. 
  • В 1946 году Гуттузо — один из руководителей группы «Новый фронт искусств» (Fronte Nuovo delle Arti), которая объединяла художников различных направлений, провозгласивших своей целью создание новых художественных ценностей.
  • В 1948 году из-за разногласий между реалистами и абстракционистами объединение распалось. С Гуттузо остались художники, исповедующие реалистическую манеру изображения.
  • Осознавая, что борьба художественная неотделима от политической, художник часто выступает с речами, статьями в газете «Унита» и прогрессивных журналах. Но основным его оружием остается живопись. Сюжеты картин он берет из жизни, даже натюрморты составлены из орудий труда и повествуют о буднях. 

Натюрморт, 1947

Натюрморт с клещами

Натюрморт «Корзины»

Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки Калабрии». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». К 1951 году относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян. В картине «Рабочие серных копий в Сицилии», (1955) Гуттузо показывает тяжесть труда рабочих, безрадостность их усилий.
  • Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки Калабрии». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». К 1951 году относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян.
  • В картине «Рабочие серных копий в Сицилии», (1955) Гуттузо показывает тяжесть труда рабочих, безрадостность их усилий.

«Рабочие серных копий в Сицилии», 1955

Батраки Калабрии, 1949

«Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии»

Работающие крестьяне

Кисти Гуттузо принадлежат портреты многих деятелей итальянской культуры, в том числе Анны Маньяни, Альберто Моравиа. В произведениях конца 40 – 60-х гг. Гуттузо воссоздаёт широкую и многогранную картину жизни капиталистической Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту противоречий. В картинах «Человек, который ест спагетти» (1956), «Рокко с патефоном», (1960) и др. отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс, их мужественная борьба за социальное обновление. Знаменитым стал герой его картин Рокко («Рокко у патефона» и «Портрет Рокко с сыном»). Он являл собой собирательный образ рабочего-южанина, переселившегося на север Италии в поисках работы, чуждого жизни большого города, одинокого и печального.
  • Кисти Гуттузо принадлежат портреты многих деятелей итальянской культуры, в том числе Анны Маньяни, Альберто Моравиа.
  • В произведениях конца 40 – 60-х гг. Гуттузо воссоздаёт широкую и многогранную картину жизни капиталистической Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту противоречий. В картинах «Человек, который ест спагетти» (1956), «Рокко с патефоном», (1960) и др. отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс, их мужественная борьба за социальное обновление.
  • Знаменитым стал герой его картин Рокко («Рокко у патефона» и «Портрет Рокко с сыном»). Он являл собой собирательный образ рабочего-южанина, переселившегося на север Италии в поисках работы, чуждого жизни большого города, одинокого и печального.

«Спагетти» 1956

Рокко с сыном

«Рокко с патефоном», (1960)

Портрет Анны Маньяни

Альберто Моравиа

  • В живописи Гуттузо тема «homo legens» («Читающего человека») занимает важное место. Изображение газеты появляется в его живописи в начале 1940-х гг. – «У балкона». Тихое раннее утро в тесной квартирке в Багерии, ласковая синева неповторимого итальянского неба, силуэты домов в распахнутом окне. В центре композиции стол, заваленный бумагами и книгами, над которыми возвышается обязательный кофейник. За столом полуобнаженная женщина, вышедшая проводить мужа на работу (он в строгом костюме) и уснувшая, так и не дождавшись, когда он наконец закончит чтение. В руках у него газета. Движение фигуры экспрессивно, выражает предельную сосредоточенность. Гуттузо почувствовал – газету не только читают, но и держат по-особому: цепко и плотно; в нее погружаются с головой, жадно отыскивая ответы на какие-то безотлагательные вопросы.
  • Изображая газету, Гуттузо впервые использует прием, к которому будет обращаться и в дальнейшем: к живописи маслом добавляется коллаж, на еще непросохшую краску наклеиваются реальные кусочки газеты, названия, обрывки столбцов, придающие фактуре убедительную материальность, шероховатость, жизненность.
  • С конца 1950-х и в следующее десятилетие рождается цикл живописных и графических работ: «Старый рабочий, читающий газету» , «Курильщик» (1964), «Дискуссия» , «Человек читающий газету», в котором мотив «читающий газету» – именно газету – становится по-настоящему главной темой, осознается в пластическом аспекте, позволяющем соединять равно важные для Гуттузо слово и изображение.
  • Не случайно, что это осознание реализуется в наиболее личностно окрашенном жанре – автопортрете. В самом большом (два на три метра) «Автопортрете с Рокко» (второе название «Утро в мастерской») 1960 г. соединение человеческого и художнического темперамента достигает столь высокой степени концентрации, что происходит кристаллизация темы: газета становится и композиционным, и структурообразующим, и семантическим центром холста.

Автопортрет с Рокко (Утро в мастерской). 1960

Человек с газетой

Старый рабочий, читающий газету, 1960

«Курильщик» (1958

«Дискуссия» 1960

«У балкона» 1942

На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина производит сильное впечатление своей суровой простотой.
  • На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина производит сильное впечатление своей суровой простотой.

«Гарибальди на мосту Амиральо»

«Следующим шагом были картины 1953–1954 годов
  • «Следующим шагом были картины 1953–1954 годов "Буги-вуги в Риме" и "Пляж" (1955–1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, – пишет В.В. Горяинов. – Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии "Человек в толпе" "Уличный переход". Тема ее – одиночество человека в буржуазном городе. Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов).

Толпа

"Уличный переход"

"Буги-вуги в Риме"

"Пляж"

Существенное место в его творчестве занимают пейзажи, чёткие по композиции, исполненные строгого величия («Пейзаж в Калабрии», 1953: «3аход солнца в неаполитанской бухте», 1955), а также натюрморты, которым свойственны подчёркнутая простота предметов, неожиданная острота композиции, ощущение связи вещей с напряжённой трудовой жизнью человека («Корзина, клещи и молоток», 1951).
  • Существенное место в его творчестве занимают пейзажи, чёткие по композиции, исполненные строгого величия («Пейзаж в Калабрии», 1953: «3аход солнца в неаполитанской бухте», 1955), а также натюрморты, которым свойственны подчёркнутая простота предметов, неожиданная острота композиции, ощущение связи вещей с напряжённой трудовой жизнью человека («Корзина, клещи и молоток», 1951).

«Пейзаж в Калабрии», 1953

«3аход солнца в неаполитанской бухте», 1955

Излюбленными темами художника являются митинги или судебные процессы, демонстрации трудящихся, глубочайшие драмы, пережитые человечеством, уличные толпы и многолюдные пляжи. «Рынок Вуччерия» (1974) Ренато Гуттузо проводил много времени за столом небольшого кафе в самом сердце рынка Вуччерия, где он искал вдохновение для этой картины. Полотно передаёт взаимодействие цветов и хаоса, в ней много планов, много пространства: разнообразие прилавков, люди практически создают атмосферу шума и беспорядка, её можно ощутить, можно почувствовать аромат рыбы, сыра, услышать крики торговцев.
  • Излюбленными темами художника являются митинги или судебные процессы, демонстрации трудящихся, глубочайшие драмы, пережитые человечеством, уличные толпы и многолюдные пляжи.
  • «Рынок Вуччерия» (1974) Ренато Гуттузо проводил много времени за столом небольшого кафе в самом сердце рынка Вуччерия, где он искал вдохновение для этой картины. Полотно передаёт взаимодействие цветов и хаоса, в ней много планов, много пространства: разнообразие прилавков, люди практически создают атмосферу шума и беспорядка, её можно ощутить, можно почувствовать аромат рыбы, сыра, услышать крики торговцев.

Выступлние Пальмиро Тольятти

Демонстрация

Похороны Тольятти

Афиши

Рынок Вуччирия

Кафе Греко, 1976

В поздних произведениях художника проступают влияния монтажных принципов поп-арта. Иной раз, увлеченный мотивом переклички эпох, он вводит прямые цитаты из известных картин. Умер Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.
  • В поздних произведениях художника проступают влияния монтажных принципов поп-арта. Иной раз, увлеченный мотивом переклички эпох, он вводит прямые цитаты из известных картин.
  • Умер Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.

Пабло  Пикассо  " Герника "

Триумф войны, 1966

Пикассо и его персонажи

Ж.Л. Давид "Смерть Марата"

Ренато Гуттузо. «Портрет Пикассо».

Пабло Пикассо "Авиньонские девицы"

Караводжо «Мученичество святого Матфея»

Изучение Марата Давида, 1962.

  • Коллекции Музея Ренато Гуттузо расположены в залах величественной виллы Каттолика в городке Багерия, где художник появился на свет. 
  • Перед входом в музей стоит его, созданная в 1965 г., скульптурная композиция «Киоск» («L’edicola»). На фоне хаотического нагромождения геометрических плоскостей, в которых угадываются контуры журналов, сплошь покрывающих конструкцию обычного городского киоска, стоит человек, погрузившийся в чтение газеты. Она и является пластическим центром, истинным героем скульптуры – огромная, непослушная, бронзовая субстанция, словно трепещущая на ветру мятыми поверхностями трех слоев тонкой газетной бумаги.
  • Само включение в композицию изображения журнального киоска известный искусствовед Э. Криспольти связал с увлечением Гуттузо идеями поп-арта, который как раз в начале 1960-х приходит в Италию: «После кубизма, который был первой большой революцией в двадцатом веке, поп-арт стал для Гуттузо несомненным открытием, своего рода новым рождением реализма» . Но сам художник утверждал: «Если сказать по правде, поп-арт не является искусством в прямом смысле; прямому представлению реального предмета надо противопоставить его интеллектуальное и эстетическое осмысление».
  • Несомненно, что в полемике с поп-артом он то более, то менее интенсивно использовал коллажные приемы по всей поверхности холстов. Но столь же несомненно, что, раздвигая границы живописи «интеллектуально и эстетически», Ренато Гуттузо сохранял ту изначальную суть, которая позволяет ей всегда оставаться живым, пульсирующим аналогом постоянно меняющейся действительности.

Вилла Каттолика в городке Багерия

Р. Гуттузо. Киоск. 1965. Бронза, окраска. 295×160×104

Вопросы для повторения немецкому пролетариату и его освободительной борьбе Чему посвящено творчество Кете Кольвиц? Назовите серии Кольвиц которые представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме? Как была воспринята Кете Кольвиц Первая мировая война и какие произведения: цикл гравюр на дереве и памятник были посвящены этой трагедии? Какому виду изобразительного искусства Кете Кольвиц посвятила последние годы своей жизни? Какой героический образ в 1942 создала в литографии Кете Кольвиц? «Восстание ткачей» и «Крестьянская война» Первая мировая война была воспринята сквозь призму личной трагедии. Она создала цикл гравюр на дереве «Война» и памятник «Родители» Скульптуре образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны

Вопросы для повторения

немецкому пролетариату и его освободительной борьбе

  • Чему посвящено творчество Кете Кольвиц?
  • Назовите серии Кольвиц которые представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме?
  • Как была воспринята Кете Кольвиц Первая мировая война и какие произведения: цикл гравюр на дереве и памятник были посвящены этой трагедии?
  • Какому виду изобразительного искусства Кете Кольвиц посвятила последние годы своей жизни?
  • Какой героический образ в 1942 создала в литографии Кете Кольвиц?

«Восстание ткачей» и «Крестьянская война»

Первая мировая война была воспринята сквозь призму личной трагедии. Она создала цикл гравюр на дереве «Война» и памятник «Родители»

Скульптуре

образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны

Вопросы для повторения живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом Какой образ жизни вел американский художник Рокуэлл  Кент? Традиции какого искусства развивает в своем творчестве Кент? Кого запечатлели его рисунки, гравюры, картины? американского реалистического искусства жизнь простых людей — тружеников и борцов

Вопросы для повторения

живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом

  • Какой образ жизни вел американский художник Рокуэлл Кент?
  • Традиции какого искусства развивает в своем творчестве Кент?
  • Кого запечатлели его рисунки, гравюры, картины?

американского реалистического искусства

жизнь простых людей — тружеников и борцов

Вопросы для повторения фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого Какие художественные принципы использовал в своем творчестве Франс Мазерель? К какому течению примыкал в начале своего творческого пути Альбер Марке? Что обычно изображает Марке в своих пейзажах и каким настроением они отличаются? Представителем какого направления в живописи является Гуттузо? к фовизму Изображает реку в черте города, море, портовые города. Его пейзажи отличаются уравновешенным настроением представителем реалистической живописи

Вопросы для повторения

фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого

  • Какие художественные принципы использовал в своем творчестве Франс Мазерель?
  • К какому течению примыкал в начале своего творческого пути Альбер Марке?
  • Что обычно изображает Марке в своих пейзажах и каким настроением они отличаются?
  • Представителем какого направления в живописи является Гуттузо?

к фовизму

Изображает реку в черте города, море, портовые города. Его пейзажи отличаются уравновешенным настроением

представителем реалистической живописи

Вопросы для повторения Лидером какого объединения итал. художников в послевоенный период был Гуттузо? Назовите серию рисунков Гуттузо 1944–45 годов, удостоенную Золотой медали Мира Всемирного Совета Мира? Что отражено в картинах «Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии», «Буги-вуги в Риме», «Пляж», «Человек, который ест спагетти», «Дискуссия», «Рокко с патефоном», «Толпа»? Что часто использует Гуттузо в целях усиления эмоционального воздействия своих работ? «Новый фронт искусства» «С нами бог!» отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс резкое, контрастное звучание цвета, драматическую выразительность острого, динамичного рисунка, обобщённую лепку объёмов

Вопросы для повторения

  • Лидером какого объединения итал. художников в послевоенный период был Гуттузо?
  • Назовите серию рисунков Гуттузо 1944–45 годов, удостоенную Золотой медали Мира Всемирного Совета Мира?
  • Что отражено в картинах «Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии», «Буги-вуги в Риме», «Пляж», «Человек, который ест спагетти», «Дискуссия», «Рокко с патефоном», «Толпа»?
  • Что часто использует Гуттузо в целях усиления эмоционального воздействия своих работ?

«Новый фронт искусства»

«С нами бог!»

отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс

резкое, контрастное звучание цвета, драматическую выразительность острого, динамичного рисунка, обобщённую лепку объёмов

Источники

Источники

  • Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть.–М.: Просвещение, 1969;
  • Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон.–М.: СЭ, 1962, - С. 193, 484–500;
  • Малая история искусств: Искусство XX века. 1901 - 1945/ под ред. Н.В. Яворовской, А.М. Кантора, В.М. Полевого и др.–М.: Искусство, 1991.
  • http ://gorod.tomsk.ru/index-1327818432.php
  • https://all-drawings.livejournal.com/172188.html
  • http://www.mif-medyza.ru/2016/11/19/ в-молчании-перед-величием-правды /
  • https://persons-info.com/persons/MARKE_Albert
  • http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?categ=0&go=prev&journalid=3944113&jpostid=195662554
  • http://fb.ru/article/272422/marke-alber-biografiya-i-tvorchestvo-jivopistsa
  • https://www.liveinternet.ru/users/redmak/blog/page18.html
  • https://www.liveinternet.ru/community/yuri_kossagovsky/post198871167/
  • https://multiurok.ru/blog/rienato-guttuzo-ital-ianskii-khudozhnik-priedstavitiel-nieoriealizma.html
  • http://ohudognikah.ru/content/guttuzo
  • http://repin-book.ru/nt41-lenyashina-homo-legens-by-renato-guttuso.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Джасте Саида Юрьевна

Дата: 03.09.2018

Номер свидетельства: 477015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства