kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Доли. Нахождение доли числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование

Тема "Доли. Нахождение доли числа"

Цель:

  • Формировать у учащихся понятие доли числа, нахождение доли числа записывать дробные числа.
  • Расширять кругозор учащихся
  • Развивать самостоятельность, творческое мышление.
  • Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.
  • 8 мячей, план урока, карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко, ? знак
  • У учащихся – лист самооценки, 3 круга, 3 квадрата, ножницы, карточки– загадки. календари

Ход урока

1. Мобилизующее начало

  1. Готовность класса к уроку.
  2. Психологический настрой.

Скажем “Здравствуйте” руками
Скажем “Здравствуйте” глазами 
Скажем “Здравствуйте” мы ртом,
Станет радостней кругом.

Улыбнитесь нашим гостям, пожелайте удачи друг другу.

2. Цель детям

– Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т.д.

– Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

– Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники,, толковые словари.. карточки.

Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана.) Приложение 1

П Л А Н
Этап первый “Зарядка для ума и тела ”

Цель повторить табличное умножение и деление числа 5

  1. Игра в парах. “Ты мне, я тебе”. Бросая мяч друг другу говорят пример из таблицы. на 5
  2. В Гостях в школе у котят Сосчитай

В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали, 
И марки собирали.
У них 36 марок было,
Поскольку каждая кошка 
Себе положила? (36:4 = 9)

3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом –
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)

Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)

У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8? (3· 8 = 24)

Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке 
Стоит избушка. 
В ней живут 8 котят, 
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)

3 котенка в лес пошли, 
И по 6 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов, 
Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)

Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята. 
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)

Поручил учитель Ваське 
Подровнять все стулья в классе
Сколько стульчиков ровнять, 
Вам придется сосчитать.
Если в классе у котят 
8 парт всего стоят, 
По 2 стула у стола –
Вот задача такова! (2·8 = 16)

16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал. 
Каждый по 2 получил, 
Сколько зверяток 
Учитель учил? (16:2 = 8)

Первый вывод:

– Почему вы быстро бросали мячи друг другу?
– Важно знать таблицу?

Этап второй. “Определи тему!”

Цель Развитие умения составлять и решать выражения

– Подумайте, что может выражать денное действие?

1 : 2 ?

– Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что распределить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.

К числу 500 прибавить частное чисел 100 и 5= 520
Сумму чисел 20 и 25 разделить на 5 = 9
Из произведения чисел 200 и 3 вычесть 200 = 400
Из 70 вычесть произведение чисел 5 и 8 =30

Вывод. Ребята вы молодцы Вы определили тему нашего урока

– Но что же такое ДОЛИ?

Этап третий. “Новая тема”

Цель: познакомить детей с получением доли числа

Яблоко.

– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

8 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?

– Как называются числа 8, 2, 4.

Интересно! Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина.– это часть целого числа.

Людям часто приходится делить целое на доли.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

– Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.

– Что обозначает число над чертой ?

– Что обозначает число под чертой ?

– Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.)

– Вывод: МОЛОДЦЫ!

Физкультминутка

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый "Практический"

Цель: научить детей практически получать доли

Возьмите 2 одинаковых круга. Один разделите 2 равные части.

Сколько долей в целом круге? Целый круг это 1, а половина ?. Подпишите обе половинки.

Возьмите ещё 1 круг. Разделите его на 4 части. Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их .

Возьмите 2 квадрата. Получите, подпишите и покажите мне 1/2 квадрата, 1/4 . А ещё можно разделить круг и квадрат на части?

Вывод:

Этап пятый “Работа с книгой”

Цель закрепить умение делить число на доли и умение читать их.

с. 71 №6

Этап шестой “Проблемная ”

Цель формировать умение сравнивать доли.

  1. Работа с компьютером (Слайды). 

Приложение 3

Помоги Вини пуху поделить горшочек с мёдом со своими друзьями.

Какую долю получит каждый из них в конце.?

Запись

1>1|2

1 >1|3

1>1|4

1|2>1|3

1|2 > 1|4

1|3>1|4

  1. Работа в группах “Отгадай загадку”

Приложение (Загадки)

Вывод: С заданием справились легко. Почему?

Этап седьмой “Чему равна доля?”

Цель учиться находить долю числа.

Представьте себе, что круг – это вкусный торт. Сколько стоит торт?

Что дороже – целый торт или его часть?

Целый торт стоит 600тенге. 1/2 часть торта сколько будет стоить? Больше или меньше?

Во сколько раз целый торт будет дороже 1/2?

-1/3 часть?

1/5 ?

– 1/10?

– 1/20?

Работа с календарём.

– Сколько месяцев в году?
– Какую часть от года составляет 1 месяц?
– Какую часть от года составляет лето?
– Составьте сами вопрос, используя календарь.

Этап седьмой

Т Е С Т

Приложение  4

Цель: Проверка знаний

Дифференцированная работа.

Приложение 5)

Этап восьмой “Итог исследования”.

Цель Подвести итог урока

Чему мы научились на уроке?
Что нового узнали?
Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

Приложение

Приложение 1 (План урока)

1:2  ?

Приложение 4

Задания для дифференцированной работы

(карточки на листочках разного цвета)

Красный листочек

В коробке 18 фломастеров. Сколько фломастеров составляют: ½,  1/3,  1/6,  1/9,  1/18 ?

Зелёный листочек

В фляге 24 литра молока. Сколько литров молока составляют ½, 1/3,  1/24

Жёлтый листочек

Закрась

½                                    ¼

Приложение  5

Тест

  1. Какую часть года составляет 1 месяц?  _________
  2. Какую часть  недели составляет 1 день?_________
  3.  Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______
  4. У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________
  5. В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? ______

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Доли. Нахождение доли числа" »

Урок-исследование

Тема "Доли. Нахождение доли числа"



Цель:

  • Формировать у учащихся понятие доли числа, нахождение доли числа записывать дробные числа.

  • Расширять кругозор учащихся

  • Развивать самостоятельность, творческое мышление.

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.

  • 8 мячей, план урока, карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко, ? знак

  • У учащихся – лист самооценки, 3 круга, 3 квадрата, ножницы, карточки– загадки. календари

Ход урока

1. Мобилизующее начало

  1. Готовность класса к уроку.

  2. Психологический настрой.

Скажем “Здравствуйте” руками
Скажем “Здравствуйте” глазами 
Скажем “Здравствуйте” мы ртом,
Станет радостней кругом.

Улыбнитесь нашим гостям, пожелайте удачи друг другу.

2. Цель детям

– Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т.д.

– Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

– Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники,, толковые словари.. карточки.

Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана.) Приложение 1

П Л А Н
Этап первый “Зарядка для ума и тела ”

Цель повторить табличное умножение и деление числа 5

  1. Игра в парах. “Ты мне, я тебе”. Бросая мяч друг другу говорят пример из таблицы. на 5

  2. В Гостях в школе у котят Сосчитай

В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали, 
И марки собирали.
У них 36 марок было,
Поскольку каждая кошка 
Себе положила? (36:4 = 9)

3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом –
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)

Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)

У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8? (3· 8 = 24)

Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке 
Стоит избушка. 
В ней живут 8 котят, 
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)

3 котенка в лес пошли, 
И по 6 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов, 
Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)

Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята. 
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)

Поручил учитель Ваське 
Подровнять все стулья в классе
Сколько стульчиков ровнять, 
Вам придется сосчитать.
Если в классе у котят 
8 парт всего стоят, 
По 2 стула у стола –
Вот задача такова! (2·8 = 16)

16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал. 
Каждый по 2 получил, 
Сколько зверяток 
Учитель учил? (16:2 = 8)

Первый вывод:

– Почему вы быстро бросали мячи друг другу?
– Важно знать таблицу?

Этап второй. “Определи тему!”

Цель Развитие умения составлять и решать выражения

– Подумайте, что может выражать денное действие?

1 : 2 ?

– Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что распределить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.

К числу 500 прибавить частное чисел 100 и 5= 520
Сумму чисел 20 и 25 разделить на 5 = 9
Из произведения чисел 200 и 3 вычесть 200 = 400
Из 70 вычесть произведение чисел 5 и 8 =30

Вывод. Ребята вы молодцы Вы определили тему нашего урока

– Но что же такое ДОЛИ?

Этап третий. “Новая тема”

Цель: познакомить детей с получением доли числа

Яблоко.

– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

8 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?

– Как называются числа 8, 2, 4.

Интересно! Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина.– это часть целого числа.

Людям часто приходится делить целое на доли.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

– Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.

– Что обозначает число над чертой ?

– Что обозначает число под чертой ?

– Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.)

– Вывод: МОЛОДЦЫ!

Физкультминутка

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый "Практический"

Цель: научить детей практически получать доли

Возьмите 2 одинаковых круга. Один разделите 2 равные части.

Сколько долей в целом круге? Целый круг это 1, а половина ?. Подпишите обе половинки.

Возьмите ещё 1 круг. Разделите его на 4 части. Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их .

Возьмите 2 квадрата. Получите, подпишите и покажите мне 1/2 квадрата, 1/4 . А ещё можно разделить круг и квадрат на части?

Вывод:

Этап пятый “Работа с книгой”

Цель закрепить умение делить число на доли и умение читать их.

с. 71 №6

Этап шестой “Проблемная ”

Цель формировать умение сравнивать доли.

    1. Работа с компьютером (Слайды). 

Приложение 3

Помоги Вини пуху поделить горшочек с мёдом со своими друзьями.

Какую долю получит каждый из них в конце.?

Запись

11|2

1 1|3

11|4

1|21|3

1|2 1|4

1|31|4

    1. Работа в группах “Отгадай загадку”

Приложение (Загадки)

Вывод: С заданием справились легко. Почему?

Этап седьмой “Чему равна доля?”

Цель учиться находить долю числа.

Представьте себе, что круг – это вкусный торт. Сколько стоит торт?

Что дороже – целый торт или его часть?

Целый торт стоит 600тенге. 1/2 часть торта сколько будет стоить? Больше или меньше?

Во сколько раз целый торт будет дороже 1/2?

-1/3 часть?

1/5 ?

– 1/10?

– 1/20?

Работа с календарём.

– Сколько месяцев в году?
– Какую часть от года составляет 1 месяц?
– Какую часть от года составляет лето?
– Составьте сами вопрос, используя календарь.

Этап седьмой

Т Е С Т

Приложение 4

Цель: Проверка знаний

Дифференцированная работа.

Приложение 5)

Этап восьмой “Итог исследования”.

Цель Подвести итог урока

Чему мы научились на уроке?
Что нового узнали?
Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

Приложение

























Приложение 1 (План урока)

Доли. Дробь.











Зарядка для ума и тела



Итог исследования



Чему равна доля?



Проблемная



Работа с книгой



Практический



Определи тему!



Новая тема









































1:2 ?

Приложение 4

Задания для дифференцированной работы

(карточки на листочках разного цвета)

Красный листочек

В коробке 18 фломастеров. Сколько фломастеров составляют: ½, 1/3, 1/6, 1/9, 1/18 ?



Зелёный листочек

В фляге 24 литра молока. Сколько литров молока составляют ½, 1/3, 1/24



Жёлтый листочек

Закрась

½ ¼























Приложение 5

Тест

  1. Какую часть года составляет 1 месяц? _________

  2. Какую часть недели составляет 1 день?_________

  3. Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

  4. У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

  5. В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? ______










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование "Доли. Нахождение доли числа"

Автор: Луценко Алла Ивановна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125989


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства