kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Действия над комплексными числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действия над комплексными числам

"Комплексное число –

 это тонкое и поразительное средство божественного духа,

 почти амфибия между бытием и небытием".

Г. Лейбниц

Цели урока:  познакомить учащихся с историей комплексных чисел;  формировать навыки выполнения алгебраических действий над комплексными числами; 

развивать мыслительную деятельность учащихся;  развивать интерес к предмету через включение в план урока исторического материала;

воспитывать  способность подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя.

Тип урока: усвоение новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Действия над комплексными числам"»

Действия над комплексными числам

"Комплексное число –

это тонкое и поразительное средство божественного духа,

почти амфибия между бытием и небытием".

Г. Лейбниц

Цели урока: познакомить учащихся с историей комплексных чисел; формировать навыки выполнения алгебраических действий над комплексными числами; 

развивать мыслительную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету через включение в план урока исторического материала;

воспитывать способность подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: опорный конспект, презентация

Ход урока

І. Организационный момент


ІІ. Проверка домашней работы

IІІ. Актуализация опорных знаний

ІV. Изучение нового материала

Сложение комплексных чисел определяется правилом:

(a1 + b1i) + (a2 + b2i) = (a1 + a2) + (b1 + b2) i.

Умножение комплексных чисел определяется правилом:

(a1 + b1i) (a2 + b2i) = (a1a2 - b1b2) + (a1b2 + a2b1) i.

Пример. Даны комплексные числа z1 = 2 + 3i, z2 = 5 – 7i .

Найти:

а) z1 + z2 = …= 7 – 4i; б) z1z2 = …= – 3 + 10i;

в) z1z2 = (2 + 3i)(5 – 7i) = 10 – 14i + 15i – 21i2 =  10 – 14i + 15i + 21 = 31 + i

(здесь учтено, что i2 = – 1).

Пример. Выполнить действия:

а) (2 + 3i)2 = 4 + 2×2×3i + 9i2 = 4 + 12i – 9 = – 5 + 12i;

б) (3 – 5i)2 = 9 – 2×3×5i + 25i2 = 9 – 30i – 25 = – 16 – 30i;

в) (5 + 3i)3 = 125 + 3×25×3i + 3×5×9i2 + 27i3;

так как i2 = – 1, а i3 = – i, то получим (5 + 3i)3 = 125 + 225i – 135 – 27i = – 10 + 198i.

Рассмотрим теперь применение формулы
(a + b)(ab) = a2b2.     (*)

Пример. Выполнить действия:

а) (5 + 3i)(5 – 3i) = 52 – (3i)2 = 25 – 9i2 = 25 + 9 = 34;

б) (2 + 5i)(2 – 5i) = 22 – (5i)2 = 4 + 25 = 29;

в) (1 + i)(1 – i) = 12i2 = 1 + 1 = 2.

- Определение. Два комплексных числа называются сопряженными, если они отличаются друг от друга только знаками перед мнимой частью.

Пример. Выполнить деление:

Решение.

Произведем умножение для делимого и делителя в отдельности:

(2 + 3i)(5 + 7i) = 10 + 14i + 15i + 21i2 = – 11 + 29i;

(5 – 7i)(5 + 7i) = 25 – 49i2 = 25 + 49 = 74.

Итак,

Пример. Решите уравнение:

а) x2 – 6x + 13 = 0;     б) 9x2 + 12x + 29 = 0.

Решение. а) Найдем дискриминант по формуле
D = b2 – 4ac.

Так как a = 1, b = – 6, c = 13, то
D = (– 6)2 – 4×1×13 = 36 – 52 = – 16;

Корни уравнения находим по формулам

б) Здесь a = 9, b = 12, c = 29. Следовательно,
D = b2 – 4ac =122 – 4×9×29 = 144 – 1044 = – 900,

Находим корни уравнения:

Действия над комплексными числами в тригонометрической форме.

1) Умножение.

Пусть два числа заданы и в алгебраической и в тригонометрической формах:

z1 = a1 + b1i = r1 (cos φ1 + i sin φ1), z2 = a2 + b2i = r2 (cos φ2 + i sin φ2).

На основании исходного определения правила умножения и формулы косинуса и синуса суммы получаем:

zz2 = r1 · r2 (cos (φ1 + φ2) + i sin (φ1 + φ2)); r1 · r20.

Пример. Найти произведение чисел z1 = 2cos 50º + 2 i sin 50º, z2 = cos 40º + i sin 40º.

Решение. Тригонометрические формы этих чисел имеют вид:

z1 = 2 · (cos 50º + i sin 50º), z2 = 1· (cos 40º + i sin 40º).

Тогда z1 · z2 = 1· 2 · (cos (50º + 40º) + i sin (50º + 40º)) = 2(cos 90º + i sin 90º) = 2(0 + i) = 2i.

2) Деление комплексных чисел в тригонометрической форме.

Деление в поле комплексных чисел на числа, отличные от нуля, всегда выполнимо. Если числа z1 и z2 заданы в тригонометрической форме

z1 = r1 (cos φ1 + i sin φ1), z2 = r2 (cos φ2 + i sin φ2), причем z1 ≠ 0, то

= [cos (φ2 - φ1) + i sin (φ2 - φ1)]

Пример. Найти частное чисел z1 = 2cos 50º + 2 i sin 50º, z2 = cos 40º + i sin 40º.

Решение. Тригонометрические формы этих чисел имеют вид:

z1 = 2 · (cos 50º + i sin 50º), z2 = 1· (cos 40º + i sin 40º).

Тогда (cos (50º - 40 º) + i sin (50º - 40º)) = 2(cos 10º + i sin 10º).

V. Формирование умений и навыков

Произведите сложение и вычитание комплексных чисел:

1) (3 + 5i) + (7 – 2i). 2) (6 + 2i) + (5 + 3i). 3) (– 2 + 3i) + (7 – 2i). 4) (5 – 4i) + (6 + 2i). 5) (– 5 + 2i) + (5 + 2i). 6) (– 3 – 5i) + (7 – 2i).

Произведите умножение комплексных чисел:

9) (2 + 3i)(5 – 7i). 10) (6 + 4i)(5 + 2i).
15) (6 + 4i)3i. 16) (2 – 3i)(– 5i).

Выполните действия:

17) (3 + 5i)2. 18) (2 – 7i)2.
22) (3 – 2i)3. 23) (4 + 2i)3.
25-30. Выполните действия:

25) (3 + 2i)(3 – 2i). 27) (1 – 3i)(1 + 3i).
28) (7 – 6i)(7 + 6i). 29) (a + bi)(abi).

Решите уравнения:

32) x2 – 4x + 13 = 0. 33) x2 + 3x + 4 = 0.
VI. Подведение итогов урока. 

«Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых  или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной законченностью». Симон Стевин

VII. Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока "Действия над комплексными числам"

Автор: Сергиенко Татьяна Николаевна

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Разработка урока "Матрицы и определители" "
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka-uroka-matritsy-i-opriedielitieli"
    ["file_id"] => string(6) "200241"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428756081"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка урока "Алтын адам""
    ["seo_title"] => string(24) "razrabotkaurokaaltynadam"
    ["file_id"] => string(6) "279058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190602"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Круговая тренировка на уроках в IX- XI классах"
    ["seo_title"] => string(50) "krughovaia-trienirovka-na-urokakh-v-ix-xi-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "284301"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453967510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
1660 руб.
2070 руб.
1550 руб.
1940 руб.
1580 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства