kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике на тему "Уравнение касательной к графику функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Цели:
• Отработать умения и навыки вычисления производной функции, нахождение производной функции в точке; вырабатывать у обучающихся умения и навыки в составлении уравнения касательной к графику функции  в точке;
• развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, познавательный интерес, активность учащихся на уроках;
• воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету, воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
Тип урока:    комбинированный.
Методы организации учебной деятельности:
• беседа;
• частично-поисковый;
• объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:  учебник «Алгебра и начала анализа 10-11»  А.Г. Мордкович, сборник для подготовки к экзамену Дорофеев, компьютер, мультимедиа проектор, программа виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры 10-11», урок с использованием интерактивной доски составлен  в программе Notebook 10, памятки для обучающихся, опорный конспект.
Этапы  урока.
1. Организационный момент
2. Домино (проверка таблицы производной)
3. Решение упражнений
4. Исторические сведения
5. Вывод формулы уравнения касательной к графику функции. Алгоритм.(использование ЭОР)
6. Закрепление изученного материала из сборника подготовки к экзамену по математике Дорофеев
7. Физ. минутка
8. самостоятельная работа
9. Домашнее задание.
10. Итоги урока.

Ход урока.
1. Преподаватель  :На предыдущих уроках мы с вами находили производные различных функций. Какими формулами мы пользовались?
Обучающиеся:  Формулами производной линейной, степенной и постоянной функции
Преподаватель Какие правила необходимо еще знать для нахождения производной функций?
 Обучающиеся:  Правила дифференцирования.
Преподаватель Сегодня мы применим наши знания и умения для того, чтобы больше узнать о производной и о других интересных фактах из истории математики.
2. Игра «Домино»(Приложение №1)
В комплекте «Домино» 20 карточек. Пары  перемешивают свои карточки, делят пополам  и начинают раскладывать домино с карточки, в которой заполнена только правая или левая часть. Далее вы должны найти на другой карточке выражение  тождественно равное выражению на первой карточке и т. д. В результате получается цепочка.
Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы  и   крайние половинки последней и первой карточки пустые.
Если не все карточки разложены, значит, вы где - то допустили ошибку, и её нужно найти
 
Объяснение задания: В клетках таблицы  записаны функции. Для каждой функции найдите производную и запишите соответствие клеток. Например: следовательно ответ:1- 9; и т.д.
Ответы: 1-9; 6-3; 11-14; 16-19; 2-4; 7-18; 12-19; 17-13; 3-5; 8-17; 4-19; 5-19; 15-16;10-20.
3. Решение упражнений
Перед вами опорные конспекты, используя правила производной,  
Внимание на экран. Расшифруйте как И. Ньютон назвал производную функции
с f(x) = 3 x² - 2 x + 4 f '(1) = ?
я f(x) =x – 4 x³ - 8x+ 13 f '(0) = ?
ю f(x) = 2x³ - 2 x² + 12 x +7 f '(2) = ?
ф f(x) =-1,5 х2 -4х+0,125 f '(-1) = ?
и f(x) = 2 ctgx f '(-п) = ?
к f(x) = 2cos x f '(- п/3) = ?
л f(x) = tg x +2х f '( п/4 ) = ?

-1 2 20 √3 4 0 -7
     
4. Какова история происхождения этого названия? (слайд 14,15)
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.
Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой.
Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.
3.Объяснение нового материала (Используется диск Кирилла и Мефодия Уроки Алгебры 10-11 класс, тема 2, урок 5 )

5. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. И1
 Выведем уравнение касательной к графику функции y = f(x) если точка касания имеет абсциссу хо
 
Прежде всего, примем во внимание, что касательная – прямая линия. Если прямая перпендикулярна оси абсцисс, то уравнение прямой имеет вид х=а. Уравнение  прямой, не перпендикулярной оси абсцисс в алгебре имеет вид y=kx+b. Нам заранее не известно, будет ли перпендикулярна к оси абсцисс касательная к данному графику в данной его точке. Но мы можем это узнать попытавшись найти значение производной данной функции в данной точке. Если окажется, что производная не существует, то касательная перпендикулярна к оси абсцисс, и ее уравнение х=а. И так как эта касательная проходит через точку с абсциссой хо, то уравнение касательной выглядит так: х=хо.
Если же окажется, что производная данной функции в данной точке существует, то уравнение касательной можно привести к виду y=kx+b. Вспомним, что угловой коэффициент прямой k равен тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси Ох или значению производной  функции в  точке проведения касательной, т.е. y=f `(хо)• x+b., т.е уравнение касательной имеет вид:
y = f(xo) +  f ´(xo) • (x – xo)
с опорного конспекта зарисуйте рисунок и уравнение касательной (приложение1)
Обучающимся выдается памятка для составления алгоритма уравнения касательной
• Найти значение функции в точке хо
• Вычислить производную функции
• Найти значение производной функции  в точке хо
• Подставить полученные числа в формулу
             y = f(xo) + f `(xo)( x – xo)
• Привести уравнение к стандартному виду
6. Закрепим знания на примерах из сборника Дорофеева для подготовки к экзамену №4.165, 4.168 стр.131
7. Физ. минутка
                                                                                          
8.Итог урока
Спасибо за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Уравнение касательной к графику функции" »


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональное училище №86».








Методическая разработка учебного занятия

теоретического обучения

ПО МАТЕМАТИКЕ



ТЕМА :  Уравнение касательной

к графику функции


 

Преподаватель: Баскакова

Татьяна Владимировна







Красноярск, 2014


Тема: Уравнение касательной к графику функции

Цели:

  • Отработать умения и навыки вычисления производной функции, нахождение производной функции в точке; вырабатывать у обучающихся умения и навыки в составлении уравнения касательной к графику функции в точке;

  • развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, познавательный интерес, активность учащихся на уроках;

  • воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету, воспитывать познавательную активность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный.

Методы организации учебной деятельности:

  • беседа;

  • частично-поисковый;

  • объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: учебник «Алгебра и начала анализа 10-11» А.Г. Мордкович, сборник для подготовки к экзамену Дорофеев, компьютер, мультимедиа проектор, программа виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры 10-11», урок с использованием интерактивной доски составлен в программе Notebook 10, памятки для обучающихся, опорный конспект.

Этапы урока.

  1. Организационный момент

  2. Домино (проверка таблицы производной)

  3. Решение упражнений

  4. Исторические сведения

  5. Вывод формулы уравнения касательной к графику функции. Алгоритм.(использование ЭОР)

  6. Закрепление изученного материала из сборника подготовки к экзамену по математике Дорофеев

  7. Физ. минутка

  8. самостоятельная работа

  9. Домашнее задание.

  10. Итоги урока. 



Ход урока.

1. Преподаватель :На предыдущих уроках мы с вами находили производные различных функций. Какими формулами мы пользовались?

Обучающиеся: Формулами производной линейной, степенной и постоянной функции

Преподаватель Какие правила необходимо еще знать для нахождения производной функций?

Обучающиеся: Правила дифференцирования.

Преподаватель Сегодня мы применим наши знания и умения для того, чтобы больше узнать о производной и о других интересных фактах из истории математики.

2. Игра «Домино»(Приложение №1)

В комплекте «Домино» 20 карточек. Пары перемешивают свои карточки, делят пополам и начинают раскладывать домино с карточки, в которой заполнена только правая или левая часть. Далее вы должны найти на другой карточке выражение тождественно равное выражению на первой карточке и т. д. В результате получается цепочка.

Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы и крайние половинки последней и первой карточки пустые.

Если не все карточки разложены, значит, вы где - то допустили ошибку, и её нужно найти.

Критерии оценки:

• “5” – без ошибок;

• “4” – 1-2 ошибки;

• “3” – 3-4 ошибки.

Составь пару (один из вариантов).

1.


6.

11.

16.

а

2.

Х

7.

12.

- 3

17.

cos x

3.

2x

8.

sin x

13.

- sin x

18.

4.

1

9.

14.

19.

0

5.

2

10.

15.

ах

20.

Объяснение задания: В клетках таблицы записаны функции. Для каждой функции найдите производную и запишите соответствие клеток. Например: следовательно ответ:1- 9; и т.д.

Ответы: 1-9; 6-3; 11-14; 16-19; 2-4; 7-18; 12-19; 17-13; 3-5; 8-17; 4-19; 5-19; 15-16;10-20.

3. Решение упражнений

Перед вами опорные конспекты, используя правила производной,

Внимание на экран. Расшифруйте как И. Ньютон назвал производную функции

с

f(x) = 3 x² - 2 x + 4

f '(1) = ?

я

f(x) =x – 4 x³ - 8x+ 13

f '(0) = ?

ю

f(x) = 2x³ - 2 x² + 12 x +7

f '(2) = ?

ф

f(x) =-1,5 х2 -4х+0,125

f '(-1) = ?

и

f(x) = 2 ctgx

f '(-п) = ?

к

f(x) = 2cos x

f '(- п/3) = ?

л

f(x) = tg x +2х

f '( п/4 ) = ?



-1

2

20

√3

4

0

-7










Ответ: ФЛЮКСИЯ

4. Какова история происхождения этого названия? (слайд 14,15)

Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.

Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой.

Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница.

Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.

В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.

3.Объяснение нового материала (Используется диск Кирилла и Мефодия Уроки Алгебры 10-11 класс, тема 2, урок 5 )


5. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. И1

Выведем уравнение касательной к графику функции y = f(x) если точка касания имеет абсциссу хо

Прежде всего, примем во внимание, что касательная – прямая линия. Если прямая перпендикулярна оси абсцисс, то уравнение прямой имеет вид х=а. Уравнение прямой, не перпендикулярной оси абсцисс в алгебре имеет вид y=kx+b. Нам заранее не известно, будет ли перпендикулярна к оси абсцисс касательная к данному графику в данной его точке. Но мы можем это узнать попытавшись найти значение производной данной функции в данной точке. Если окажется, что производная не существует, то касательная перпендикулярна к оси абсцисс, и ее уравнение х=а. И так как эта касательная проходит через точку с абсциссой хо, то уравнение касательной выглядит так: х=хо.

Если же окажется, что производная данной функции в данной точке существует, то уравнение касательной можно привести к виду y=kx+b. Вспомним, что угловой коэффициент прямой k равен тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси Ох или значению производной функции в точке проведения касательной, т.е. y=f `(хоx+b., т.е уравнение касательной имеет вид:

y = f(xo) + f ´(xo) · (xxo)

с опорного конспекта зарисуйте рисунок и уравнение касательной (приложение1)

Обучающимся выдается памятка для составления алгоритма уравнения касательной

  • Найти значение функции в точке хо

  • Вычислить производную функции

  • Найти значение производной функции в точке хо

  • Подставить полученные числа в формулу

y = f(xo) + f `(xo)( xxo)

  • Привести уравнение к стандартному виду

6. Закрепим знания на примерах из сборника Дорофеева для подготовки к экзамену №4.165, 4.168 стр.131

7. Физ. минутка

Что кружится, что ложится и на землю, и на крыши,

И о чём поэт зимою по ночам поэмы пишет?

Это первое словечко, а второе просто «на».

Ну а третье? Угадайте, что бежит по проводам?

Напиши, что получилось и прочти наоборот,

Не запутайся, читая слово задом наперёд.

(снег-на-ток….котангенс)


7. ТЕСТ

ВАРИАНТ 1

  1. В чём состоит физический смысл производной?

А. Ускорение. Б. Скорость.

В. Угловой коэффициент.

2. Точка движется по прямой по закону S(t) = 2t3 + 3t .

Чему равна скорость точки в момент времени t = 1.

А. 5. Б. 12. В. 9. Г. 3.

3. Заполните пропуски:

а)( )' = 3 - 4 + ; б) ( - 25 -  )' = ( ).

4. Разбейте на пары «функция - производная».

а)  ; 1) 

б); 2);

в) ; 3)   

г)7+ 4) 


5. Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции f()  через его точку с абсциссой  

А. 8. Б. 4. В. – 8. Г. – 4.




ВАРИАНТ 2

  1. В чём состоит геометрический смысл производной?

А. Ускорение. Б. Скорость.

В. Угловой коэффициент.

2. Точка движется по прямой по закону

S(t) = 2t2 . Вычислите ускорение движения.

А. – 4. Б. – 8. В. 4. Г. 8.

3. Заполните пропуски:

а) '  ( );

б) ( )'   .

4. Разбейте на пары «функция - производная».

а)  1) 

б)  2) 

в) ; 3)  

г)  4) 

5. Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции f() через его точку с абсциссой  

А. - 7. Б. 8. В. 7. Г. 9.


Ответ:

Вариант 1 Вариант 2

  1. Б; 1. В;

  2. В; 2. В;

  3. а)  3. а) 

б)  б)

4. а - 2, 4. а - 3,

б - 4, б - 4,

в - 1, в - 1,

г - 3; г - 2;

5. Б. 5. А.

8.Итог урока

Что нужно знать, чтобы составить уравнение касательной к графику функции? (уметь находить значение функции в точке, касательной к графику функции? Уметь находить значение функции в точке касания)

Домашнее задание: Прототипы Задания ЕГЭ В-9(Приложение№3)

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по математике на тему "Уравнение касательной к графику функции"

Автор: Баскакова Татьяна Владимировна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Уравнение касательной к графику функции" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-alghiebry-v-10-klassie-po-tiemie-uravnieniie-kasatiel-noi-k-ghrafiku-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "103107"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402567811"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект и презентация урока 10 класс "Касательная к графику функции""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiektipriezientatsiiauroka10klasskasatielnaiakghrafikufunktsii"
    ["file_id"] => string(6) "259306"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448714575"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме "Производная" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-proizvodnaia-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "143009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418405746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1670 руб.
2090 руб.
1660 руб.
2070 руб.
1550 руб.
1940 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства