kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Десятичная запись дробных чисел. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Десятичная запись дробных чисел.

Цели урока:   1. Научить читать и записывать десятичные дроби, познакомить с названием разрядов десятичной дроби, научить переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную.

                      2. Развивать у учащихся математическую речь, способствовать развитию самостоятельности.

                      3. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, таблица разрядов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Запись домашнего задания: п. 30, №1166а, 1167,1168.
  3. Мотивация учебной деятельности. Сегодня на уроке мы продолжим изучать дроби, познакомимся с новым видом дробей.
  4. Актуализация опорных знаний.   

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок

                                             Начинаем наш урок.        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Десятичная запись дробных чисел. 5 класс »

Тема : Десятичная запись дробных чисел.

Цели урока: 1. Научить читать и записывать десятичные дроби, познакомить с названием разрядов десятичной дроби, научить переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную.

2. Развивать у учащихся математическую речь, способствовать развитию самостоятельности.

3. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, таблица разрядов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Запись домашнего задания: п. 30, №1166а, 1167,1168.

  3. Мотивация учебной деятельности. Сегодня на уроке мы продолжим изучать дроби, познакомимся с новым видом дробей.

  4. Актуализация опорных знаний.

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок

Начинаем наш урок.

Сегодня вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому свою работу мы начнем с повторения.

1. -Какое сегодня число? (18022014)

-Прочитайте число(не обращая внимание на поставленные точки в дате) .

-Как называют такое число?

-Сколько всего разрядов в записи данного числа? (8 разрядов)

-Сколько классов в его записи? Назовите их. (3 класса: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов)

-Почему систему записи натуральных чисел называют десятичной? (Для записи натуральных чисел используют 10 цифр).

2. А теперь проведем блиц-опрос:

а) какие дроби вы уже изучили? (обыкновенные)

б) какие виды обыкновенных дробей вы знаете? (правильные и неправильные)

в) какие дроби называются правильными?

г) какие дроби называются неправильными?


Назовите среди данных чисел:

-натуральные числа

-обыкновенные дроби

-смешанные числа.

Ребята, а какие числа здесь лишние?

Как вы думаете, к какой группе чисел их следует отнести?

- Как думаете, о чем сегодняшний урок? (Ученики высказывают варианты: десятичная дробь, мы будем говорить о десятичных дробях)

- Верно. Тема нашего урока – "Десятичная запись дробных чисел".

– А что мы хотим узнать о десятичных дробях? Сформулируем цели урока.

3. Усвоение новых знаний.

– Начнём изучение с вопросов, как же записать и как прочитать десятичную дробь.


А для этого я предложу вам выполнить следующие задания:

  1. Индивидуальная работа. 3 человека работают возле доски по карточкам.

1 карточка. Выразить в метрах: 5дм, 7см, 63см, 41мм, 44дм. ( 4).

2 карточка. Выразить в тоннах: 43кг, 1432кг, 6ц, 25ц, 645кг. ( )

3 карточка. Выразить в километрах: 17м; 89см; 245дм; 6дм; 3401м.


  1. Остальные выполняют математический диктант, с самопроверкой.


Ранее на уроках мы рассматривали дроби со всевозможными знаменателями и называли их обыкновенными дробями.

Теперь из всего множества дробей мы выделим дроби со знаменателями: 10, 100, 1000, 10000 и т.д., т.е. такие дроби, знаменателями которых являются числа, изображаемые единицей (1) с последующими нулями.

-Так как же они записываются? Ответим на 1 вопрос.

Около пяти столетий назад математик Симон Стевин придумал для таких дробей более короткую и удобную запись и назвал эти дроби десятичными. Теперь вы знаете, что дроби делятся на обыкновенные и десятичные.

Оказывается, десятичные дроби записываются без знаменателя по тем же правилам, по каким записывают целые числа, т.е в строчку.

Сначала пишут целую часть, затем числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.

Открываем учебники, страница № 180. Там представлены первые два правила записи десятичных чисел, прочитайте их.

Например: десятичная запись дроби представлена в следующей таблице:


Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой


1

0,3

1


2

4,03

2


3

0,115

?


?

2,008

3


4

0,337

4


5

?

5

Какую закономерность вы заметили? (количество совпадает)

Посмотрите на пятую строку . В этом числе меньше цифр, чем нулей в знаменателе. Как записать такое число?

На стр. 180 учебнка представлено еще одно (последнее) правило записи десятичных чисел, прочитайте его.

Добавляем слева от цифр числителя два нуля, т.о. уравниваем количество нулей в знаменателе с количеством цифр после запятой. Как вы запишите последнее число? А. 0,216; Б. 0,00216; В. 0,0216.

Обратите внимание на то, что если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру «ноль». Если дробь неправильная, то целую часть записывают слева от запятой, а дробную справа. И снова на стр. 180 предпоследнее правило записи десятичных чисел, прочитайте его.

Итак, алгоритм записи десятичных дробей следующий:

Ребята, вам понятен способ записи десятичных дробей?

Первичное применение приобретённых знаний.

А теперь будем учиться читать десятичные дроби. В этом вам помогут таблицы разрядов, лежащие на вашем столе. При чтении десятичной дроби сначала называют ее целую часть с добавлением слова «целых», а затем часть, стоящую после запятой, с добавлением названия последнего разряда. Например: 0,3; 4,03; 0,115. Пользуясь таблицами разрядов прочитайте три последние дроби в таблице.

Или назвать правильно последний разряд в таких дробях можно посчитав количество цифр после запятой, их столько сколько нулей было в знаменателе.

Поработаем устно по цепочке. № 1145, прочитайте десятичные дроби. Мы изменим задание. Вы должны будете не только прочитать дробь, но и сказать больше какого натурального числа это дробь.

Напиши у себя в тетради три десятичные дроби, чтобы у одной была одна цифра после запятой, у второй – две, у третьей – три.

В рабочих тетрадях и выполните № 1144, №1446 (а).


Обобщение знаний.

О каких дробях мы говорили?

Из чего они состоят?

Как называется часть десятичной дроби до запятой? А после запятой?


Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок за работу на уроке.

Вернёмся к поставленным в начале урока целям.

– Какие из них мы выполнили? Какие осталось выполнить?

– Сравнение десятичных дробей и действия с десятичными дробями – об этом мы узнаем через несколько уроков.

– Для чего нужны десятичные дроби? Это будет вашим домашним заданием. С этого вопроса мы начнём следующий урок.

Итак, задание на дом: п. 30 №1166 (а), № 1167, № 1168 (а).

Презентация "Десятичные дроби"

Подготовить сообщение: "Из истории десятичных дробей" (можно в виде презентации).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Десятичная запись дробных чисел. 5 класс

Автор: Колосовская Елена Викторовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка урока по теме  «Десятичная запись дробных чисел» "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-diesiatichnaia-zapis-drobnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "115553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412010060"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока математики в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokamatiematikiv5klassiediesiatichnaiazapisdrobnykhchisiel"
    ["file_id"] => string(6) "278379"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453059014"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок математики "Десятичная запись дробных чисел" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-matiematiki-diesiatichnaia-zapis-drobnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "183838"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425964799"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока математики в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokamatiematikiv5klassiepotiemiediesiatichnaiazapisdrobnykhchisiel"
    ["file_id"] => string(6) "309270"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458758792"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Тема урока:          Десятичная запись дробных чисел. "
    ["seo_title"] => string(49) "tiema-uroka-diesiatichnaia-zapis-drobnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "101597"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402423233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства