Просмотр содержимого документа
«Технология разноуровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе»
Актуальные аспекты реализации Концепции развития математического образования в начальной школе.
«Технология уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе»
Автор публикации Архипова Светлана Васильевна МБОУ «Школа №137 им. М.П. Агибалова» г.о. Самара
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного обучения:организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Исходя из вышесказанного, хочу привести примеры применения разноуровневых заданий на уроках математики в 3 классе по разделу «Табличное умножение и деление»
Текущая проверка усвоения пройденного материала
Умножение и деление на 4.
1 уровень Вычислите:
4 * 2 = 12 : 4 =
4 * 4 = 20 : 4 =
7 * 4 = 24 : 4 =
4 * 9 = 32 : 4 =
2 уровень Вычислите:
4 * 5 + 5 = 16 + 16 : 4 =
6 * 4 – 4 = 3 + 28 : 4=
28 – 4 * 2 = 32 : 4 – 8=
18 + 8 * 4 = 36 : 4 + 1 =
3 уровень Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства стали верными
… * 4 = 12 16 : … = 4 4 * … = 24 – 4
4 * … = 28 … : 4 = 5 … * 4 = 32 + 4
… * 4 = 32 … : 4 = 9 28 : … = … * 4
Умножение и деление на 6,7, 8, 9. Обобщение знаний.
1 уровень: Вычислите: 6 х 8 = 25 :5=
2 х7 = 32 : 4=
2 уровень: Вычислите: …. х 8 = 56 81 : … = 9
9 х … = 63 …. : 7 = 70
3уровень: Вычислите: … х … = 72 …. х … = 54
… х … = 64 … х … = 35
Ключ (для самопроверки) 1 уровень: 6 х 8 = 48 25 :5 = 5
2 х7 = 14 32 : 4=8
2 уровень: 7 х 8 = 56 81 : 9 = 9
9 х 7 = 63 49 : 7 = 7
3уровень: 9 х 8 = 72 6 х 9 = 5 8 х 8 = 64 5 х 7 = 35
Самостоятельная работа на уроке закрепления
Закрепление знаний по теме «Табличное умножение и деление» 1уровень
1. Решите уравнение:х * 5 = 15
2. Решите задачу
В одном ряду стоят 4 парты. Сколько парт в трёх таких рядах?
2 уровень
1. Решите уравнение: 24 : у = 3
2. Решите задачу
За одинаковые тетради заплатили 24 рубля. Сколько тетрадей купили, если одна тетрадь стоит 8 рублей?
3 уровень
1. Решите уравнение: а : 3 = 7
2. Решите задачу
На 4 плаща пришили 24 пуговицы, поровну на каждый. Сколько пуговиц пришили на один плащ?