kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дизорфография. Консультация для педагогов и родителей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для демонстрации на родительских и педагогических собраниях и раскрывает следующие подтемы (соотвественно слайдам): 1. Предпосылки овладения навыками орфографически правильного письма. 2. Определение дизорфографии. 3. Критерии выделения дизорфографии. 4. Симптомы дизорфографии. 5. Примеры письменных работ учащихся с дизорфографией. 6. Динамика дизорфографии в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дизорфография. Консультация для педагогов и родителей учащихся»

Предпосылки овладения навыком орфографически правильного письма. Орфографически правильное письмо базируется на ряде принципов (морфологический, традиционный и зависящие от них). Должны быть сформированы:

Предпосылки овладения навыком орфографически правильного письма.

Орфографически правильное письмо базируется на ряде принципов (морфологический, традиционный и зависящие от них). Должны быть сформированы:

  • сохранный словарь. Выбор однокоренных слав для проверки. Работа над расширением словаря.
  • сохранна память для запоминания терминологии, правил.
  • сохранны когнитивные структуры (умственные действия). Дети не могут выстроить алгоритм анализа и применить знания на практике. Недостаточность процессов абстракции и обобщения. В основе правописания лежат процессы усвоения абстрактных понятий (звук, слог, существительное, склонение).
  • операции систематизации и классификации. Выделение общего признака из ряда словоформ/грамматических понятий.
  • зрительный компонент, ориентировки в пространстве. Необходимо для усвоения графический изображений, таблиц, схем. Задействованы зоны левого полушария.
Дизорфография – стойкое специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического принципа орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных ошибках. (Лалаева). Дизорфография – специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил. (Парамонова). Дизорфография – нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа. (Корнев). Дизорфография – стойкое специфическое нарушение (несформированность) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций. (Прищепова). Дизорфография – нарушение морфологического принципа письма и принципов, зависящих от него, и выражающееся в стойких специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения в школе.

Дизорфография – стойкое специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического принципа орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных ошибках. (Лалаева).

Дизорфография – специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил. (Парамонова).

Дизорфография – нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа. (Корнев).

Дизорфография – стойкое специфическое нарушение (несформированность) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций. (Прищепова).

Дизорфография – нарушение морфологического принципа письма и принципов, зависящих от него, и выражающееся в стойких специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения в школе.

наличие специфических ошибок письма;  повторяемость ошибок в различных видах работ;  устойчивость на протяжении длительного периода обучения. Обследование проводится 2 раза в год (в конце учебного года и начале следующего), чтобы проверить запоминаемость и момент усталости. Методики Ахутиной и Иншаковой. Предъявляются диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов. Одни и те же тексты в конце учебного года и начале следующего. Процедура: экспериментатор диктует слова на те правила, которые дети еще не проходили. Фиксируются неисправленные дизорфографические ошибки. Отдельно фиксируются исправленные ошибки (функция контроля). Степени выраженности дизорфографии (Прищепова):  легкая – не более 15% ошибок;  средняя – 30% ошибок;  тяжелая – 50% ошибок.
  • наличие специфических ошибок письма;
  • повторяемость ошибок в различных видах работ;
  • устойчивость на протяжении длительного периода обучения.

Обследование проводится 2 раза в год (в конце учебного года и начале следующего), чтобы проверить запоминаемость и момент усталости. Методики Ахутиной и Иншаковой. Предъявляются диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов. Одни и те же тексты в конце учебного года и начале следующего. Процедура: экспериментатор диктует слова на те правила, которые дети еще не проходили. Фиксируются неисправленные дизорфографические ошибки. Отдельно фиксируются исправленные ошибки (функция контроля).

Степени выраженности дизорфографии (Прищепова):

  • легкая – не более 15% ошибок;
  • средняя – 30% ошибок;
  • тяжелая – 50% ошибок.
  • Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие;
  • Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
  • Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
  • Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
  • Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
  • Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
  • Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
  • Дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки;
  • Самопроверка не дает положительных результатов.
регредиентная – улучшающаяся;  прогредиентная – ухудшающаяся;  стационарная. Как бы себя ни вели дисграфические ошибки, дизорфографические ошибки все равно увеличиваются. Динамика дисграфии не всегда совпадает с динамикой дизорфографии. Взаимосвязь дисграфии и дизорфографии:  наличие у ребенка только дисграфии;  наличие у ребенка только дизорфографии;  наличие у ребенка дисграфии и дизорфографии.
  • регредиентная – улучшающаяся;
  • прогредиентная – ухудшающаяся;
  • стационарная.

Как бы себя ни вели дисграфические ошибки, дизорфографические ошибки все равно увеличиваются. Динамика дисграфии не всегда совпадает с динамикой дизорфографии.

Взаимосвязь дисграфии и дизорфографии:

  • наличие у ребенка только дисграфии;
  • наличие у ребенка только дизорфографии;
  • наличие у ребенка дисграфии и дизорфографии.

Любая функциональная система письма состоит из ряда компонентов, каждый из которых может быть задействован и в других функциональных системах. Если нарушенное звено входит только в одну функциональную систему, наблюдается одно нарушение (дисграфия или дизорфография). Если нарушенное звено входит в две 2 функциональные системы, то наблюдается сочетанный вариант.

Дизорфография проявляется позже, т.к. морфологический принцип письма реализуется позже.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дизорфография. Консультация для педагогов и родителей учащихся

Автор: Галкина Наталья Викторовна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 207083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства