kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Е.Пермяк "Волшебные краски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок выполнен с использованием приемов развития критического мышления.При формировании коммуникативной компетентности основное внимание уделяется работе с текстом, его анализу. Дети учатся анализировать произведение с целью выявления его сюжетных линий, определения эмоционального состояния героя, выяснения мотивов его поступков. Развивается умение находить главную мысль, выражать свои чкувства по отношению к прочитанному. Создание условий для формирования познавательного интереса к литературному чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Е.Пермяк "Волшебные краски"»

Конспект урока литературы в 4 классе

Тема: Е.Пермяк «Волшебные краски»

Цель:

  • Обогащать словарный запас детей, развивать устную и письменную речь;

  • Развивать наблюдательность и мышление;

  • Воспитывать культуру коммуникативной речи, умение работать в группах , строить монологическую речь

  • Совершенствовать умение работать с текстом с элементами рассуждения.

Оборудование: тексты, иллюстрации по теме урока.

Тезис урока: «В каждой профессии главное – быть хорошим человеком»

Урок выполнен с использованием приемов технологии развития критического мышления


Ход урока

Реализация замысла

1 этап

Организационный момент

- Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

- Пожелаем друг другу успехов.

2 этап

Эвокация(Evocation) – побуждение к действию

А) мозговая атака

- Не так давно люди встречали Новый год. Наверняка, вы помните и красивую елку, и подарки, и Деда Мороза со Снегурочкой, и веселое праздничное настроение. События этого праздника нашли отражение в произведении, с которым мы будем работать на уроке. Отгадайте, о чем он. (загадка о красках)

- Это рассказ Е.Пермяка «Волшебные краски»

- Подберите родственные слова к слову «краски».

- Какие ассоциации возникают, когда мы слышим слово «краски»?

- А если бы слово «краски» стало картиной, то какая бы это была картина?

- А если бы слово «краски» стало музыкой, то какая бы это была музыка?

- Предположите, почему краски в рассказе волшебные?

- В ходе нашего урока мы должны выяснить, почему простые краски помогли человеку стать счастливым, а волшебные принесли огорчение.

3 этап

Реализация замысла (Realization of Meaning) – поиск ответов, осознание смысла

А) DRTA – направленное чтение или чтение с остановками (дети читают текст до пометы «остановка», далее идет работа по каждому отрывку)

1 эпизод.

- С кем из главных героев мы познакомились? Что он принес?

- Сколько красок он принес? Случайно ли это число?

- В чем заключается волшебство этих красок?

- Докажи словами текста, какие происходили превращения.

- Что могло произойти, если попадали к злому ребенку?

- Дед Мороз долго проверяет сердца детей, прежде, чем подарить краски. Так ли это тщательно нужно делать?


2 эпизод

- Каким вы представляете мальчика?

- Предположите, за что Дед Мороз выбрал именно его?

- А кому из вас Дед мороз мог подарить такие краски?

- Установите соответствие, что и кому мальчик нарисовал.

Бабушка теплый платок

Мама нарядное платье

Папа новое ружье

Слепой глаза

Товарищи школа

- Как вы думаете, почему именно эти предметы?

- А что бы вы нарисовали, если бы у вас появились такие краски? Что и кому?

- Предположите, почему никто не смог воспользоваться нарисованным?


3 эпизод

- Так почему же люди не могли воспользоваться нарисованным? У кого совпало мнение?

- Подберите эпитеты в данном отрывке.

- Подберите аргументы, почему такие необходимые вещи оказались ненужными. Как они выглядели?

- Что стало причиной этого?

- Почему мальчик плакал?

- Как иначе можно взглянуть на эти события, как по-другому они могли закончиться?


4 эпизод

- Как понять выражение «плакать безутешно»? К слову плакать подберите синонимы (рыдать, всхлипывать) В каком из них выражено более сильное чувство?

- Какой выход предложил Дед мороз из сложившейся ситуации?

- Что произошло с мальчиком?

- Найдите и прочитайте, что теперь рисовал повзрослевший мальчик?

- Краски были простыми, не волшебными, как же оживали нарисованные предметы?

- Почему же люди, когда мальчик рисовал волшебными красками – ужасались, а теперь восхищались?

- Действительно ли краски стали волшебными?

- Подберите словосочетания со словом «рисовал» в прямом значении и в переносном, используя прием олицетворения.


5 эпизод

- Докажите, что похожие чудеса происходят с обыкновенным топором? А со швейной иглой? Так в чем же волшебство?

- Возвращаюсь к вопросу, который я задала в начале нашего исследования:

«Так почему же простые краски помогли человеку стать счастливым, а волшебные принесли огорчение»?

- Что такое тема произведения? Какова тема данного рассказа?

- Совпадает ли заголовок с темой?

- Послушайте стихотворение и скажите, совпадает ли главная мысль рассказа и стихотворения?

Кто он, как его зовут?

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто

На все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей,

Заводов,

Руд?

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

- Так какова же главная мысль рассказа и стихотворения?

4 этап

Рефлексия (Reflection) – этап отображения, размышления

А) «Дерево мудрости»

- Поработаем с «деревом мудрости». Оно, как всегда, задает мудрые вопросы, пробуем на них ответить. (карточки прикреплены к рисунку дерева)

  1. Какими качествами, чертами характера обладал мальчик?

  2. Почему руки трудолюбивого человека сравнивают с руками волшебника?

  3. Во второй раз Дед Мороз дарит мальчику простые краски. А как поступил бы ты?

  4. Почему мальчик рисовал только других, а не для себя?

  5. Как ты думаешь, чему учит этот рассказ?

Б) работа в группах

Правила: Умей слушать других

Твое мнение не хуже других

Работаем – один за всех и все за одного

1 группа

- Вспомните, что такое фразеологические обороты. Определите, какие фразеологизмы подходят мальчику. Докажите.

Зарубить на носу

Не вешать нос

Работать спустя рукава

Работать не покладая рук

Как рыба в воде

Считать ворон

2 группа

Придумать и записать другие заголовки к рассказу

3 группа

- Установите соответствие. Какие пословицы о труде более всего соответствуют содержанию рассказа?

Делу – время, потехе – час

Труд усердный к подвигу ведет, подвиг славу принесет

Труд города украшает, лень их в пустыню превращает

Без работы день годом кажется

Далее проверка работы в группах

В) Расширение представлений о современных профессиях

- В рассказе говорится о труде, о разных профессиях. Многие из них вам знакомы. Но время не стоит на месте и диктует свои права. В современном мире появляются новые профессии. А какие – вам расскажут ребята (выступление детей).

Менеджер

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он дает

Всем сотрудникам своим.

Чтобы фирма шла вперед,

Приносила прибыль им.

Фермер

Расскажу я вам, ребята,

Фермер – это кто такой.

Он растит для нас томаты,

Весь в трудах он день-деньской!

Распевают громко птицы

На ветвях родных берез.

Сеет фермер рожь, пшеницу,

И гречиху, и овес.

Удобряет и сажает –

Ведь землица любит пот!

Фермер зеленью снабжает

Нас с тобою круглый год!

Программист Дизайнер

У меня одна забота – Эти люди создают

Всех компьютеров работа! Удивительный уют!

Нет для них страшнее драмы, Подбирают, например,

Чем отсутствие программы. Подходящий интерьер.

В доме, в офисе, в саду –

Я в дизайнеры пойду.

Г) работа в системе RAFT

- Представьте, что прошло 20 лет, вы повзрослели и встретились в школе. R – (роль) – это наш 4 класс 20 лет спустя. Вы рассказываете друг другу, каких успехов вы достигли, кем стали (F -это форма) – диалог. Вас слушают ваши одноклассники – это (A) аудитория. А тема (T) вашего рассказа: «А я работаю … «

R – (роль) мы через 20 лет

А – (аудитория) – одноклассники

F – (форма) – диалог

Т – (тема)

(звучит мелодия, дети рассказывают)

5 этап

Итог урока










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Е.Пермяк "Волшебные краски"

Автор: Стерхова Елена Юрьевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства