kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме Н.Некрасов "Русские женщины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе Н. А. некрасов «русские женщины»

Задачи: познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задачи урока.

III. Работа по новой теме.

1. Вступительное слово учителя.

Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции.

«Темная семилетняя ночь пала на Россию», – говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли.

И выразителем ее в поэзии был Николай Алексеевич Некрасов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы по теме Н.Некрасов "Русские женщины" »

Урок литературы в 7 классе Н. А. некрасов «русские женщины»

Задачи: познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задачи урока.

III. Работа по новой теме.

1. Вступительное слово учителя.

Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции.

«Темная семилетняя ночь пала на Россию», – говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли.

И выразителем ее в поэзии был Николай Алексеевич Некрасов.

Демонстрируется портрет поэта.

– Картины  детства  запомнились  Н. А. Некрасову  на  всю жизнь (Обширный сад в имении Грешнево, цветущие яблони, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца и любезная маменька, любившая своих детей и защищавшая их от отца – деспота-крепостника.) Начав писать вирши (стихи), он всю жизнь посвятил поэзии. Он был борцом за свободу своего народа от крепостного рабства.

2. Учитель. Поэма «Русские женщины» - это и песня совести, это и дума жестокая, потому что в этом произведении Некрасов воспел русских женщин, воспел мужество, героизм, высокий нравственный подвиг жен декабристов. В истории нашей страны декабристы занимают особое место, являя высочайший нравственный пример потомкам. Проходят десятилетия, сменяются эпохи, а образы этих рыцарей (без страха и упрека) все так же чисты и нетленны, как их имя – декабристы, ставшее для всех последующих поколений олицетворением благородства, бескорыстия, чести, верности, любви и дружбы, высочайшей культуры. Именно потому их имена навечно вписаны в историю и литературу. О них писал Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, им посвятили поэтические строки многие из современных поэтов XX века (песня А. Розенбаума «Декабристский сон», стихи Ю. Друниной из цикла «Дети 12 года»).

А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю и познакомимся с восстанием декабристов.

  1. 14 декабря 1825 года в Санкт – Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю I. Но для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е. должны были быть сторонниками самодержавия и крепостного права.

  2. Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили, но восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправы. Пятеро заговорщиков были казнены.

Это П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. Муравьев – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский.

Могилу казненных сравняли с землей, и никто не должен был знать, где она находится.

Многие (120 человек) были лишены всего – семьи, чинов, богатства – и сосланы в Сибирь. Одни на каторжную работу, другие - на поселение.

  1. Но я хочу сказать, что прежде они подвергались гражданской казни. Декабристов строили четырехугольником вокруг костра, срывали с них эполеты и ордена и бросали в огонь. Поэтесса Ю. Друнина пишет о трагических событиях тех дней:

Зловещая серость рассвета…

С героев Бородина срывают и жгут эполеты,

Бросают в огонь ордена.

И смотрит Волконский устало

На знамя родного полка –

Он стал в двадцать пять генералом,

Он все потерял к сорока.

Генерал Сергей Волконский принимал участие в совещаниях в Каменке, был участником восстания, его предупреждали, что это грозит Сибирью, но он не отказался от своих убеждений и не изменил своему долгу.

  1. Князь Сергей Трубецкой, как и многие другие декабристы, принимал участие в войне против Наполеона. Накануне восстания в декабре 1825 года он был назначен руководителем восставших. Мужественно держался во время следствия и не потерял уважения своих товарищей по несчастью. В 1826 году, как и Волконский, он был отправлен на каторжные работы в Восточную Сибирь.

А рядом с ними были их жены. Декабристы последовали в Сибирь, оставляя жизнь удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая детей и родных. Последовали вопреки угрозам и жестоким мерам пресечения, принимавшимися царем и властями. Им было запрещено брать с собой детей, они были осуждены на вечную разлуку с родными.

Мария Каземировна Югиневская, Александра Григорьевна Муравьева, Елизавета Петровна Нарышкина, Мария Николаевна Волконская, Екатерина Ивановна Трубецкая…

Жизнь этих женщин была мукой. Жизнь их стала подвигом.

Ещё в 1857 году Т. Шевченко назвал подвиг декабристок «Богатырской темой». Эта тема дождалась своего часа в русской литературе. В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая», в работе над которой автор опирался на исторические источники: «Записки декабриста» А. Розена. Менее чем через год была опубликована вторая часть - «Княгиня Волконская».

3.Работа с учебником (чтение исторической справки).

1) Чтение поэмы «Княгина Трубицкая» учителем и комментирование.

2) Работа с толковым словарем. Определить значения слов завет, бригадир, ямщик, отреченье, осторожный, тиранить, этапный (путь)

2) Беседа по вопросам. 104 учебника стр. 124

– Что мы узнали из первых строк поэмы? (поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.) У крыльца прочный, легкий, удобный («покоен») возок (сани с пологом – кибитка). Граф-отец проверил его прочность, затем «фонарь внутри его зажгли», впрягли шесть лошадей. Граф – подушки поправлял, чтобы было удобно, для тепла ногам постелил покрывало из медвежьей шкуры. Молясь («творя, читая, говоря молитву»), повесил маленькую иконку, чтобы она оберегала в пути. Все готово. Мысль об отъезде дочери как-то забылась во время приготовлений к отъезду, теперь же она вернулась опять, и князь, не выдержав, зарыдал.

– Какие слова были сказаны дочерью отцу при прощании? (Уговорами остаться, слезами они друг другу надрывают сердце. Слезами, тоской не поможешь горю. Единственный человек, кто мог бы им помочь, это князь Трубецкой (княгиня не называет даже его имени, нельзя). Дочь просит отца отпустить ее с миром, сомневается в том, что им придется встретиться (она умерла в Сибири в 1854 г.). Она заверяет отца, что любит его и будет хранить его завет. Она уверена, что путь ее будет долог и труден, судьба страшна, но «сталью я одела грудь» – силой воли заставила себя не отчаиваться, убедила сама себя, а теперь и отца, что преодолеет все преграды на своем нелегком пути. Она понимает, что долг ее оберегать своего уже немолодого отца, но у нее долг другой, «и выше и трудней», и он зовет ее.

О, видит бог!..

Но долг другой, и выше и трудней,

Меня зовет…)

– Какой  же  долг  ее  зовет?  (Быть  там  и  с  тем,  где  очень  трудно и кому трудно, разделить страдания и тяготы жизни, ободрить, а главное – своим присутствием убедить, что в несчастиях и невзгодах вины его нет, что его понимают, потому что иначе он поступить не мог и поступил  именно  так  по  велению  своего  сердца  и  долга  перед  Родиной и людьми.)

– Какая мысль придавала ей силы и гнала вперед? (Княгиня в пути 2 месяца. Заболевшего спутника, сопровождавшего ее, она, «прождав» два дня, оставила в Иркутске и «помчалась далее одна».)

Домашнее задание: дочитать произведение


Урок 22

Задачи: проанализировать произведение, познакомить с поэмой «Княгиня Волконская»

1.Анализ поэмы «Княгиня Трубецкая».

- Кто такая княгиня Трубецкая? Что вы знаете о ней?

Екатерина Ивановна Трубецкая – дочь французского эмигранта И. С. Лаваля. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до декабристского восстания, великий князь Николай Павлович танцевал с ней мазурку. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовали другие.

Учитель

Да, Екатерина Трубецкая жила в великолепном доме, где была огромная библиотека, уникальные собрания скульптур и гравюр.

В доме Лавалей бывали дипломаты, литераторы, художники, музыканты. Здесь Карамзин читал главы из «Истории государства Российского», а Пушкин – оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».

Привычное течение жизни в графском доме оборвалось 14 декабря 1825 года. Описание особняка графа Лаваля дает и Некрасов в поэме. Найдите эти строки.

- Как проходила юность Трубецкой в этом доме? (В богатстве, блеске, роскоши. Устраивались балы, приемы, путешествия - словом, были все обольщения света).

- Ребята, перечитайте эпизод, где княгиня размышляет о светском обществе своего, 19 века.

- Как вы понимаете следующие выражения:

1. «Этот рай своей рукой расчистил Николай…»

2. «Люди заживо гниют…»

3. От слов «Что я найду там?..» до слов «Вернуться, все простя?..»

(В высшем обществе блаженствует ханжество, поруганная честь, продажность, клевета, лицемерие, низость, одинаковость людей, бессмыслие в светских беседах. Свет не просто скучен, он преступен: он убивает инакомыслящих людей. Светская чернь не терпит свободного слова).

- Мы живем в XXI веке. Изменилось ли наше общество? Что общего у этих двух эпох, которые разделяют почти 200 лет.

Е. Трубецкая не может и не хочет остаться в том, красивом внешне, но уродливом внутри, мире. Она едет за мужем в Сибирь, суровую и жестокую.

– Но какие преграды возникают на её пути? Обратимся к сцене разговора княгини с губернатором и ответим на этот вопрос. Сейчас слово юным актерам.

- Какие аргументы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться (Суровый климат, бесплодная земля, черствые и бездушные люди, разбои, убийства – привычное дело, жизнь в общей казарме, скудная пища, нищета и даже то, что её поведут по этапу с конвоем).

- Как вы считаете, решение княгини – временный порыв или твердое убеждение в своей правоте? (Это твердое убеждение в своей правоте. Она считает, что верная жена должна быть рядом с мужем. Княгиня не отстает от своей цели, несмотря на все угрозы и преграды).

- Чем заканчивается противостояние генерала и княгини? Что заставило губернатора уступить? ( Настойчивость героини, несгибаемая воля, мужество. Её не страшат ни суровый климат, ни нищета).

- В чем сила княгини? В чем источник нравственной силы этой русской женщины? (Сила княгини в любви, преданности. Эта женщина богата духовно. Не богатство и не положение в обществе главное для неё, а человеческие чувства, переживания).

Словарная работа

Нравственность – это внутреннее, духовное качество, которыми руководствуется человек; правило поведения, определяемое этими качествами.

Вывод

- Каковы причины отъезда в Сибирь княгини? Какова цель её поездки? Какие качества характера проявила эта русская женщина?

Учитель

Проходит год за годом, надежды на окончание ссылки тают, призрачными становятся мечты о возможном свидании с близкими. Подневольная жизнь, суровый климат, переживания, нужда – все это не прошло бесследно для декабристов и их жен. Многие остались в Сибири навечно. Е. И. Трубецкая умерла в Иркутске в 1854 году. Ей было 54 года, 28 из них она провела в Сибири.

М. Н. Волконская с мужем вернулась в Москву.

Волконский написал детям о Марии Николаевне: «…как жена, как мать – это неземное существо или, лучше сказать, она уже праведная в сем мире. Смысл её жизни в самопожертвовании для нас…» Эти слова можно посвятить всем русским женщинам, декабристкам, подвиг которых потряс великого поэта.

Жены декабристов, бесспорно, дали немало «прекрасных строк нашей истории».

– А женщины, жены XXI века способны на такой подвиг?

Они тоже достойны поэтических строк, потому что повторяют и подвиг декабристок, и подвиг Зинаиды Николаевны, Зиночки, жены Некрасова, которая до самых последних минут была рядом с Н. А. Некрасовым. Мучительная болезнь Некрасова заживо похоронила его для всех, кроме неё. И сейчас жены военных следуют за ними всюду, согревая мужей теплом своей души, поддерживая любовью, даря нежность.

Русские женщины, поистине, величавы духом. И, кажется, что декабрист А. П. Беляев писал не только о своих современницах, но и о наших, женщинах будущего.

2. Комментированное чтение поэмы «Княгиня Волконская »

Домашнее задание.

1. Прочитать вторую часть поэмы «Княгиня Волконская».













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
урок литературы по теме Н.Некрасов "Русские женщины"

Автор: Рыжих Ирина Александровна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164487


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства