Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока « Композиционный анализ прозаического текста ( А. П. Чехов «Дама с собачкой») ».»
1
Технологическая карта урока « Композиционный анализ прозаического текста ( А. П. Чехов
«Дама с собачкой») ».
ФИО:
Предмет: литература
Место урока в изучаемой теме: В рамках подготовки к Итоговому сочинению по литературе
Дата
Класс
10 класс
Тема урока
Урок литературы « Композиционный анализ прозаического текста ( А. П. Чехов
«Дама с собачкой») ».
Цель урока
Научить анализировать текст художественного стиля, писать сочинение по литературе
Задачи урока
Образовательные: продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;учить анализировать содержание исходного текста; учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Развивающие: развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас;формировать бережное и сознательное отношение к языку.
Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения;
регулятивные:умение корректировать написанное, понимание алгоритма работы,умение удерживать собственную мысль, контроль правильности выполнения задания,уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;
коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию, умение полно и ясно выражать свои мысли, оценка убедительности собственного рассуждения, выбор языковых средств в соответствии с ситуацией, умение отвечать на поставленный вопроспонимание вопроса задания.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Работа с текстом художественного стиля, интерпретация его, написание сочинения – прямая подготовка к ИС по литературе.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся анализировать художественный (публицистический) текст, фиксировать и оформлять результаты; учатся работать с разными источниками информации.
Личностные:
Сформированность умения читать, комментировать, анализировать, интерпретировать прочитанный текст, овладение возможными алгоритмами смыслов, заложенных в текстах разных стилей, создание собственных текстов, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
УУД
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, умение полно и ясно выражать свои мысли,владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний
Основные понятия
Художественный стиль, проблема, позиция автора, исследование текста, композиция, аргументация
Межпредметные связи
Родной русский, обществознание, изобразительное искусство
Ресурсы
Девайсы, гаджеты, презентация MSPowerPoint,
Работа с текстом (А.П. Чехов рассказ «Дама с собачкой»)
Технология смыслового чтения на уроках литературы (работа с текстом после чтения, работа с ключевыми словами, ведение диалога с текстом), Технология развития критического мышления
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для достижения планируемых результатов
Примечания
1. Организационный этап, вызов
Организация работы. Сообщение темы урока. Ребята, сегодня мы с вами проводим урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Для анализа вам будет предложен фрагмент текста А.П.Чехова «Дама с собачкой»
Внимательно слушают, открывают из электронных файлов материалы для работы во время урока
Оформление материала в тетради.
Презентация
2. Актуализация знаний
Презентация теоретического материала. Учитель напоминает особенности художественного стиля и публи, обращает внимание на тонкости (автор-рассказчик).
Акцентировать внимание на плане композиционного анализа прозаического текста
Конспектирование информации
Конспект.
Ответы на вопросы.
Презентация
3.Освоение нового материала, осмысление
Анализ текста: указание на нужные детали.
Стимулирование мыслительной деятельности учащихся вопросами по тексту.
Предлагает разные приёмы работы с текстами разных стилей, которые помогут интерпретировать текст (написать сочинение-рассуждение)
Читают, исследуют текст.
«Диалог с текстом» строится на:
-осмысление содержания
(информационная функция);
-чтение текста небольшими
отрывками с обсуждением содержания,
пометки на полях;
- «чтение с остановками»;
-«двойной дневник», приём, позволяющий по ходу чтения заполнить таблицу,
состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели
наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй
графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и
ассоциации они вызвали;
Анализируют позицию автора.
Ответы на вопросы. Конспектирование новой информации, оформление цитат.
Анализируют позицию автора, выражают (согласие-несогласие) с позицией автора.
Анализ и привлечение существующего читательского опыта.
Работа с текстом
Презентация
Приложение 1
4. Рефлексия
Задаёт вопрос: Какие методы работы с текстом возьмут для дальнейшего применения учащиеся? На что будут обращать особое внимание при работе с текстом художественного стиля?
Размышляют, отвечают на вопросы.
Выполняют задание: используют на заключительном этапе
творческой интерпретации
текста:«Составление телеграммы»
Вопросы для размышления.
«Составление телеграммы»-этот приём помогает научить отбирать
наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом,
лаконичном виде.
5. Обобщение, рефлексия (по уроку)
Подводит итоги урока, задавая обобщающие вопросы. Выставление оценок за урок.
Отвечают на вопросы, подводят итоги урока.
Вопросы на закрепление
6. Домашнее задание
Объявляет и объясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание
Домашнее задание: Собрать сочинение по алгоритму, подобрать два аргумента
Презентация
Приложение 1
Приложение 1
Анализ фрагмента рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой"
Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда. Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому.
Он подошёл к ней и взял ее за плечи, чтобы приласкать, пошутить, и в это время увидел себя в зеркале.
Голова его уже начинала седеть. И ему показалось странным, что он так постарел за последние годы, так подурнел. Плечи, на которых лежали его руки, были теплы и вздрагивали. Он почувствовал сострадание к этой жизни, еще такой теплой и красивой, но, вероятно, уже близкой к тому, чтобы начать блекнуть и вянуть, как его жизнь. За что она его любит так? Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нём не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то всё-таки любили. И ни одна из них не была с ним счастлива. Время шло, он знакомился, сходился, расставался, но ни разу не любил; было всё что угодно, но только не любовь.
И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему — первый раз в жизни.
Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелётные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках. Они простили друг другу то, чего стыдились в своём прошлом, прощали всё в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих.
Прежде, в грустные минуты, он успокаивал себя всякими рассуждениями, какие только приходили ему в голову, теперь же ему было не до рассуждений, он чувствовал глубокое сострадание, хотелось быть искренним, нежным...
— Перестань, моя хорошая, — говорил он. — Поплакала — и будет... Теперь давай поговорим, что-нибудь придумаем.
Потом они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу. Как освободиться от этих невыносимых пут?
— Как? Как? — спрашивал он, хватая себя за голову. — Как?
И казалось, что ещё немного — и решение будет найдено, и тогда начнётся новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только ещё начинается.
Что вам известно о героях рассказа - Дмитрии Дмитриевиче и Анне Сергеевне? Какую внутреннюю драму переживает каждый из них?
Почему для Гурова "было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро"? Чем подкреплялась эта очевидность?
В чём смысл эпизода, когда Гуров видит себя в зеркале? Почему ему "показалось странным, что он так постарел за последние годы, так подурнел"?
Какое качество Гурова в отношениях с женщинами подчёркивает Чехов? Почему женщины не были с ним счастливы?
Почему ранее Гуров не осознавал, что его отношения с женщинами - "всё что угодно, но только не любовь"? Что он осознал теперь?
Можно ли объяснить привязанность к Гурову Анны Сергеевны? Есть ли в рассказе ответ на вопрос "За что она его любит так?"?
Почему герои не находят ответа на вопрос "Как освободиться от этих невыносимых пут?"?
Что означают слова, которыми завершается рассказ: "...самое сложное и трудное только ещё начинается"?