kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"ПОЭТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ЛЕОНИД АФАНАСЬЕВ" урок литературы в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • обучающая: познакомить с жизнью и творчеством поэта Серебряного века Леонида Афанасьева,  установить связь поэзии Леонида Афанасьева с ведущими течениями серебряного века, определить тематику лирики Леонида Афанасьева путём частичного анализа стихотворений.
  • развивающая: развивать умение выступать перед аудиторией с выразительным чтением стихотворений, делать сообщение, отражать свои чувства, вызванные чтением стихотворений, в рисунках; развивать коммуникативные умения при обсуждении проблемного вопроса.
  • воспитательная: воспитывать внимание к культурному наследию малой родины, воспитывать художественный вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"ПОЭТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ЛЕОНИД АФАНАСЬЕВ" урок литературы в 11 классе»





ПОЭТ

СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ЛЕОНИД АФАНАСЬЕВ



Урок литературы

11 класс

















Учитель Л.В. Ильина



2015 год







Цели:

обучающая: познакомить с жизнью и творчеством поэта Серебряного века Леонида Афанасьева, установить связь поэзии Леонида Афанасьева с ведущими течениями серебряного века, определить тематику лирики Леонида Афанасьева путём частичного анализа стихотворений.

развивающая: развивать умение выступать перед аудиторией с выразительным чтением стихотворений, делать сообщение, отражать свои чувства, вызванные чтением стихотворений, в рисунках; развивать коммуникативные умения при обсуждении проблемного вопроса.

воспитательная: воспитывать внимание к культурному наследию малой родины, воспитывать художественный ыкус.

































Предварительная подготовка:

  1. Подготовка сообщения о жизни и творчестве Леонида Афанасьева (индивидуальное задание получают несколько учеников)

  2. Читать стихотворения Леонида Афанасьева, остановив особое внимание на следующих:

«Моей матери»

«Как весело идти навстречу милым грёзам»

«Красавица»

«Женская гордость»

«В поле»

«Нева»

«В Павловске»

«Георгины»

«Нарцисс»

«Сирень»

«Душистый горошек»

«Цветы»

«Незабудка»

«Багряный клён»

Указанные стихотворения читать выразительно наизусть.

  1. По желанию проиллюстрировать одно из стихотворений, объяснить свой выбор.

  2. Индивидуальное задание: учащиеся, закончившие музыкальную школу (по классу фортепиано) разучивают романс на стихи Леонида Афанасьева «Умчалися года».

  3. Совместно с городским историко-краеведческим музеем подготовлена выставка с фотографиями Леонида Афанасьева и фотографиями изданий сборников его стихотворений и других изданий, в которых он печатался; на выставке также представлен журнал «Аврора» №7, 97 и современные газеты с публикациями о Леониде Афанасьеве.

Материалы к уроку (ноты, стихотворения и материалы выставки) прилагаются. После конспекта урока.









ХОД УРОКА



Звучит отрывок из романса «Умчалися года» на стихи Леонида Афанасьева (исполняют ученицы музыкальной школы (фортепиано и вокал))

(ноты и текст см. в приложении)

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Земля Русская богата талантами, и один из них Леонид Николаевич Афанасьев. О его творчестве пойдёт речь сегодня на уроке.

Совсем недавно на уроках литературы мы говорили о русской литературе рубежа ХIХ - ХХ веков в общем и о поэзии в частности.

- Как называется этот период? (серебряный век).

- Назовите основные литературные течения серебряного века в русской литературе. (символизм, акмеизм, футуризм).

- Назовите основные тенденции в каждом течении.

Поэта Леонида Николаевича Афанасьева называют поэтом серебряного века. В ходе урока мы попробуем определить, был ли он приверженцем какого-либо течения в поэзии серебряного века. Также попытаемся определить основные темы лирики Леонида Афанасьева.

Одно из стихотворений Афанасьева начинается словами:

Любуйся картиной волшебной отсюда,

Здесь озеро видно в дали голубой…

Это стихотворение 1887 года «На берегу озера». Поэт не упоминает слово «Ладога», но речь, конечно, идёт о Ладожском озере. И это не случайно. Поэт Леонид Афанасьев - наш земляк.

  1. СООБЩЕНИЕ заранее подготовленного учащегося, в необходимых местах прерывается чтением стихотворений и беседой.

Родился Леонид Афанасьев в Новой Ладоге 26 декабря 1864 года (7.01.1865). Умер в мае 1920 года в Петрограде.

Отец Леонида Афанасьева принадлежал к дворянскому сословию, был сначала военным, имел звание подпоручика, а затем перешёл на гражданскую службу. В 1860-е годы он числился начальником Новоладожской телеграфной станции.

Мать будущего поэта, урождённая Сушко, по национальности была полька, принадлежала к богатому дворянскому роду. Её дед по материнской линии владел огромными имениями в Витебской губернии, пожалованными ему ещё польским королём Сигизмундом III.

Образование Леонид Афанасьев получает в Петербурге, в знаменитом училище Святой Анны при евангелическо-лютеранской церкви. Училище славилось высоким уровнем преподавания. Здесь учились известные в будущем люди России: юрист Кони, врач Лесгафт, учёный и путешественник Миклухо-Маклай, скульптор Бах – автор памятника Пушкину-лицеисту в Царском Селе.

Леонид Афанасьев уже со школьной скамьи стал заниматься литературным творчеством. А на восемнадцатом году, жизни (1882) дебютировал в печати: в этом году его стихи впервые появились на страницах журнала «Свет» и «Живописное обозрение».

Увлечением поэзией Леонид Афанасьев обязан своей матери – женщине умной, высокообразованной. Ей он посвятил своё стихотворение, опубликованное в печати в 1883 году. Оно так и называется «Моей матери» (стихотворение читает заранее подготовленный ученик):

Когда молюсь я позднею порою

Пред образом Спасителя – Христа,

Моя душа полна одной тобою.

И о тебе лишь молятся уста.

Мой взор следит с тоской и состраданьем

За обликом измученным твоим,

И бледных уст молитвенным шептаньем,

И чудных глаз сияньем неземным.

И рядом стать мне хочется с тобою,

Тогда моя молитва к небесам,

Уверен я, священною волною

Проникнет в рай, как чудный фимиам.

Стихи Леонида Афанасьева знала читающая Россия, они печатались во многих газетах, журналах и престижных сборниках: «Русские поэты за сто лет», «Перлы русской поэзии». В 1896, 1901 и 1914 годах вышли сборники стихов Леонида Афанасьева. В рецензиях критики называли поэта «безусловно талантливым». Отмечали, что его муза грациозна и музыкальна. Напевность стихов была замечена композиторами. Двадцать три стихотворения положены на музыку, в основном это романсы. (демонстрация выставки)

  1. ЬЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЙ.

1) Чтение стихотворений о природе (из списка предложенных стихотворений). После прочтения каждого стихотворения учитель задаёт вопросы:

- Почему выбрано именно это стихотворение (если стихотворение проиллюстрировано, автор рисунка объясняет, что именно отражено на рисунке)?

- Какие чувства возникали при прочтении стихотворения?

- Какие художественные средства использует поэт в данном стихотворении?

- Какой вывод можно сделать, читая стихотворения Леонида Афанасьева о природе? - Леонид Афанасьев тонко чувствует природу. Значит, это поэт-лирик

(Ученики замечают, что в лирике Леонида Афанасьева много стихотворений о цветах и предлагают выделить их в отдельный цикл «Цветы»)

2) Чтение стихотворений « Как весело идти навстречу милым грёзам», «Ум человека – светлый ум…», «Мы все герои!»

- О чём эти стихотворения? (о смысле жизни, о бренности бытия)

- Какой вывод можно сделать, исходя из тематики прочитанных стихотворений?(в стихотворениях Леонида Афанасьева звучали и философские размышления)

3) Как поэт лирический, Леонид Афанасьев не мог не восхищаться и не пленяться женской красотой.

(Стихотворения «Красавица», «Женская гордость», «Письмо»)

Вопросы к каждому стихотворению:

- Как поэт описывает женщину, как к ней относится?

- При помощи каких художественных средств автор показывает своё отношение к женщине?

При подготовке к уроку ребята заметили, что тема любви проявляется и в стихотворениях о природе. Так, например, в стихотворении «Нарцисс» говорится о любви молодого человека к неприступной красавице. Учеников особенно впечатлило это стихотворение, и они подготовили его инсценировку.

Инсценировка стихотворения «Нарцисс».

- Итак, какие же основные темы в лирике Леонида Афанасьева?

(природа, любовь, философская лирика)

Мы прочитали с вами разные стихотворения Леонида Афанасьева. Известно, что в лирике любого поэта отражается его «Я». Каким представляется вам Леонид Афанасьев как человек?

(ученики говорят, что, вероятно, это был активный, яркий, любвеобильный человек)

В августе этого года (2010) в наш город приезжала поэтесса из Санкт-Петербурга Марина Толчельникова (демонстрируем заметку в газете «Голос Ладоги» от 2 сентября 2010 года). Это правнучка Леонида Афанасьева. Вернее, она является правнучкой родного брата поэта. Марина Топчельникова рассказала, что, по словам её бабушки, Леонид Афанасьев любил уединение, избегал шумных компаний, мог часами любоваться ночью луной и свои стихи старался писать в своём кабинете. Эти данные подтверждают и работники нашего городского историко-краеведческого музея – они работали в архивах в Санкт-Петербурге, стараясь найти информацию о поэте. Узнав, что Леонид Афанасьев был очень скромным человеком, люди, знакомые с творчеством поэта, удивляются тому, как в лирике чувствуется сильная, страстная натура автора.

Но вернёмся к стихотворениям и к цели нашего урока. Мы ставили перед собой вопрос:

- Является ли Леонид Афанасьев приверженцем какого-либо течения серебряного века? Есть ли в лирике Леонида Афанасьева признаки символизма? Акмеизма? Футуризма?

(ученики отмечают, что стихотворения Леонида Афанасьева просты для понимания, легко воспринимаются, что нет ярко выраженных признаков основных крупных течений поэзии серебряного века; предполагают, что поэзия Леонида Афанасьева не относилась ни к одному течению)

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Всё верно. Леонид Афанасьев не примыкал ни к одному литературному течению того времени. Однако это не мешало ему печататься во многих изданиях разных направлений. Леонид Афанасьев общался с Игорем Северяниным (эгофутуризм), Валерием Брюсовым, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус (символисты). В альбоме биографий «Современники», выпущенном в 1909 году о поэте написано: «Он чужд декаденства и является последователем школы Пушкина и Лермонтова. Стих его звучен, изящен и прост, лишён вычурности». В этот альбом вошёл материал о лучших литераторах начала ХХ столетия. Этот факт говорит о заметной роли Леонида Афанасьева в русской поэзии начала ХХ столетия.

Надо ещё отметить, что кроме стихов Леонид Афанасьев писал рецензии, очерки, рассказы, занимался переводами. Иногда подписывал свои произведения псевдонимами Л. Леонидов, Л. Осипов.

Нашим современникам творчество поэта Леонида Афанасьева практически неизвестно. О нём забыли. Только в 1997 году во всероссийском литературно-художественном журнале «Аврора» (№7, 97), который полностью был посвящён городу Новая Ладога, были помещены несколько стихотворений Леонида Афанасьева и несколько строк о нём (демонстрируем журнал на выставке). После этой публикации стал расти интерес к творчеству забытого поэта. Работники городского историко-краеведческого музея стали собирать материал, ездили в архив в Санкт-Петербург. Благодаря их труду теперь мы имеем некоторую информацию о жизни и творчестве Леонида Афанасьева. Но поиски ещё продолжаются.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Итак, мы познакомились и с жизнью поэта и прикоснулись к его творчеству.

- Возник ли у вас интерес к жизни и творчеству необыкновенного поэта – нашего земляка?

Мы уже отметили, что лирика Леонида Афанасьева необыкновенно музыкальна. В начале урока звучал романс, написанный на слова Афанасьева. Завершим сегодняшний наш разговор о прекрасном завершением романса «Умчалися года».

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На дом ребята получают задание на выбор:

  1. Проанализировать письменно одно из понравившихся стихотворений;

  2. Написать сочинение-миниатюру «Моё любимое стихотворение Леонида Афанасьева. Восприятие, истолкование, оценка».

  3. Написать сочинение-миниатюру «Моя встреча с поэзией Леонида Афанасьева».

































ПОЭТ

СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ЛЕОНИД АФАНАСЬЕВ



Урок литературы

11 класс

















Учитель Л.В. Ильина



2010 год







Цели:

обучающая: познакомить с жизнью и творчеством поэта Серебряного века Леонида Афанасьева, установить связь поэзии Леонида Афанасьева с ведущими течениями серебряного века, определить тематику лирики Леонида Афанасьева путём частичного анализа стихотворений.

развивающая: развивать умение выступать перед аудиторией с выразительным чтением стихотворений, делать сообщение, отражать свои чувства, вызванные чтением стихотворений, в рисунках; развивать коммуникативные умения при обсуждении проблемного вопроса.

воспитательная: воспитывать внимание к культурному наследию малой родины, воспитывать художественный ыкус.































Предварительная подготовка:

  1. Подготовка сообщения о жизни и творчестве Леонида Афанасьева (индивидуальное задание получают несколько учеников)

  2. Читать стихотворения Леонида Афанасьева, остановив особое внимание на следующих:

«Моей матери»

«Как весело идти навстречу милым грёзам»

«Красавица»

«Женская гордость»

«В поле»

«Нева»

«В Павловске»

«Георгины»

«Нарцисс»

«Сирень»

«Душистый горошек»

«Цветы»

«Незабудка»

«Багряный клён»

Указанные стихотворения читать выразительно наизусть.

  1. По желанию проиллюстрировать одно из стихотворений, объяснить свой выбор.

  2. Индивидуальное задание: учащиеся, закончившие музыкальную школу (по классу фортепиано) разучивают романс на стихи Леонида Афанасьева «Умчалися года».

  3. Совместно с городским историко-краеведческим музеем подготовлена выставка с фотографиями Леонида Афанасьева и фотографиями изданий сборников его стихотворений и других изданий, в которых он печатался; на выставке также представлен журнал «Аврора» №7, 97 и современные газеты с публикациями о Леониде Афанасьеве.

Материалы к уроку (ноты, стихотворения и материалы выставки) прилагаются. После конспекта урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"ПОЭТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ЛЕОНИД АФАНАСЬЕВ" урок литературы в 11 классе

Автор: Ильина Людмила Валентиновна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260248


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства