Русская литература 6 класс
Тема: Н. А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы"
Цель: 1) Познакомить с творчеством Н. А. Некрасова, с его произведением «Дедушка Мазай и зайцы», формировать умение анализировать стихотворение, понимать настроение лирического героя и поэта, навыки выразительного чтения произведения.
2) Развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка, внимание к авторскому слову, к точному употреблению слов в поэтической речи, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческое воображение.
3) Воспитывать чувства сострадания, заботливое отношение ко всему живому.
Ход урока.
l. Проверка домашнего задания.
а)Чтение наизусть стихов о природе.
Вывод: Русская поэзия на тему природы богата запоминающимися выразительными, необыкновенными по красоте художественными строчками.
1. Постановка цели урока.
- Знакомо ли вам имя Н. А. Некрасова?
а) Краткая вступительная беседа о Некрасове.
По словам Добролюбова, "любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила ".
- Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его представляете?
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда на Украине, где служил его отец. когда мальчику исполнилось 3 года, семья переезжает в деревню Грешнёво Ярославской губернии (области), что на реке Волга. свои первые стихи будущий поэт написал в 7 лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит всё богатство русского языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы.
Одно из произведений поэта мы с вами будем сегодня читать.
Отгадайте пожалуйста загадку:
Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год
Шуба серая - для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
- Как вы догадались, что в загадке речь идёт о зайце? (меняет шубу с серой на белую)
Как вы думаете, для чего так придумано в природе? (защитная маскировка, сохранение жизни)
Но не одни только хищные звери и охотники опасны для зайцев.
- Какие ещё опасности подстерегают зайцев, мы узнаем из рассказа Николая Алексеевича Некрасова.
б) Чтение стихотворения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»-учителем. (Презентация)
в) Беседа с выборочным чтением.
- Скажите, ребята, от имени кого ведётся повествование поэта? (от имени Мазая)
- Какую историю рассказал нам Мазай? (грустную)
- Кто может подтвердить это, словами из текста? (начало)
г) Словарная работа
- Какие слова вам были непонятны в тексте?
Силки –сачок, только больших размеров предназначен для вылавливания рыбы. Мазай из стихотворения Н. Некрасова применял его для вылавливания зайцев.
Багор – длинная палка с наконечником и крючком, служит для подталкивания или подтаскивания в воде брёвен.
Аршин – старая мера длины.
Вершок – расстояние от конца указательного пальца до его второй фаланги (4. 5 см ).
Маховая сажень – расстояние от кончиками пальцев разведённых в разные стороны рук.
Гуторить – разговаривать
Исстари – всегда так было
Кураж – задор
Пуделять – стрелять мимо цели
- Подберите близкие по смыслу слова к данным словам: разболтался в сарае, копошится зайчиха, горемыка.
д) Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно)
- На сколько частей разбито стихотворение?
1) Чтение первой части и обсуждение прочитанного.
- О чём идёт речь в первой части?
- Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
- Почему стихотворение начинается со строк: «В августе около «Малых Вежей»?
- Прочитайте описание летнего дождя.
- Почему дождь Некрасов назвал «жестоким»?
- Как автор подчёркивает силу дождя?
- Как поэт и Мазай оказались в сарае?
- Что автор говорит о деревне, где жил Мазай? (прочитайте)
- Какую картину вы представили, читая описание этой деревеньки?
- Что вы узнали о Мазае? Выберите цитаты характеризующие Мазая.
- Каким вы увидели главного героя в этой части?
-Какие слова, выражения использовал автор, чтобы это нам показать? Найдите и прочитайте.
- Над чем поэт «от души хохотал»?
- Объясните, что значит «от души хохотал»?
- Каким видит Мазай лес днём и ночью
- Чем занимается старый Мазай? Прочитайте.
- Каким видит Мазай лес днём и ночью?
- Прочитайте рассказы Мазая про деревенских «охотников славных».
г) Работа с текстом после чтения.
- Как поэт относится к старому охотнику?
-Что бы изменилось, если бы в первой части не было картин природы?
Итог урока Д. з. написать в тетради мини сочинение на тему «Летний дождь» т. Стр.