kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ландыши и сто рублей» Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: определить идею произведения; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; проследить традиции сентиментализма в произведении; выяснить значение пейзажей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ландыши и сто рублей» Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»»

«Ландыши и сто рублей»

Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Учитель школы-лицея «Дарын» г.Петропавловска Демченко Инна Николаевна


Цели:1.Образовательные: определить идею произведения; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; проследить традиции сентиментализма в произведении; выяснить значение пейзажей.

2.Развивающие: совершенствование навыка сравнивать художественные произведения, развивать поисковые умения и творческий потенциал.

3. Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека; воспитание гуманистического сознания в осмыслении темы поступка и ответственности за него в повести.

4. Общепредметные: развитие аналитического и художественного мышления; воспитание интереса к русской литературной классике; умение работать в творческих группах.



Оборудование: Портрет Н.М. Карамзина; иллюстрация к повести; словарь Ожегова; предметы, символизирующие главных героев (ландыши, стакан с молоком, белое полотенце, деньги); карточки для рабочих групп.


Что наша жизнь? Роман – кто автор? Аноним.

Читаем по складам, смеемся, плачем…спим…

Что есть жизнь наша? – Сказка;

А что любовь? – Ее завязка;

Конец печальный иль смешной,

Родись, люби – и Бог с тобой!

Н.М. Карамзин


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Работа над произведением.

1.Формулировка проблемы. Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном, продолжая фразы: Могу сказать, что…

Захватывает…

Хочется понять…

Можно предположить…


В результате выводится проблема: Почему не состоялась любовь Лизы и Эраста?

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, в качестве которого взято стихотворение Карамзина. По мнению автора, любовь – начало жизни, сказки. Почему печальной оказалась сказка Лизы и Эраста?

2.Мозговая атака. Составление кластера к понятию «любовь».


Дружба



Верность ЛЮБОВЬ Уважение


Понимание Нежность


Чего не доставало в отношениях Лизы и Эраста?

3.Анализ пролога.

Повествование начинается с пролога, где дается пейзажная картина окрестностей Симонова монастыря.

Каково философское значение этого пейзажа в истории Лизы и Эраста?

Группа «художников» защищает художественный проект, в ходе которого объясняет свое видение философского значения пролога повести. В результате чего делают вывод: Лиза и Эраст изначально принадлежат к разным мирам, между которыми протекает река жизни. У каждого мира свои нравственные ценности.

4.Какие нравственные ценности у мира Лизы и у мира Эраста?


Мир Лизы Мир Эраста

природа Москва

труд светские забавы

семья деньги


Природа в Лизе воспитала восприимчивость, чувствительность, стремление к прекрасному, труд – бескорыстность, нравственную чистоту, семья научила ее заботиться о ближнем, быть ответственной за любимых людей, самопожертвованию.


Эраст вынут из семейных отношений, поэтому он не знает об ответственности и самопожертвовании. Он живет в Москве, которую автор называет алчной, следовательно бескорыстности в Эрасте нет. Главную роль в мире Эраста играют деньги.


5. Анализ эпизода первой встречи героев. Инсценировка. Первая встреча героев символична. С чем приходят друг к другу Лиза и Эраст? Какой символ своего мира они дарят друг другу?

Лиза приходит в Москву с ландышами. Эраст протягивает Лизе деньги.

Сообщения учащихся о философском значении ландышей и денег в литературе.

Ландыши в немецком предании связаны с весной, в русской легенде ландыши – это слезы Любавы, возлюбленной Садко. Ландыши – олицетворение чистоты, нежности, любви и боли девичьего сердца.

Эраст всегда стремится за все заплатить, причем дороже цены. Платит за хорошее и плохое: за цветы, за любовь, за отказ от любви. В итоге закладывает свою душу пожилой вдове за деньги. В мировой литературе, начиная с библейских тридцати серебряников, деньги олицетворяли предательство, зло. Таким образом, в первой же встрече Лизы и Эраста можно увидеть столкновение двух миров: мир денег Эраста погубит ландышевый мир Лизы. Здесь прослеживается философский мотив столкновения природы и цивилизации, где гибнет природа.

6. Лиза страдалица или блудница? Почему Лиза не выбросила, не порвала деньги Эраста?

Лиза, решившись на самоубийство, не перестает думать о матери, эти деньги будут старушке хоть какой-то временной поддержкой. С другой стороны, приняв деньги, Лиза судит себя высшим судом собственной совести, выносит себе беспощадный приговор.

Сравнение аналогичных эпизодов из «Бедной Лизы» и «Станционного смотрителя». В результате сравнения делается вывод о правдивости русской литературы, которая не скрывает, что «маленький человек» вынужден всегда думать о хлебе насущном.

Почему Лиза решила умереть? Ответить на вопрос помогает анализ эпизодов: «Лиза во время грозы» и «Лиза, узнавшая правду». В результате учащиеся приходят к выводу: 1) Лиза карает себя за нравственное преступление; 2) Не могла смириться с тем, что от нее откупились; 3) Она потеряла себя как личность, полностью растворившись в любимом, мир без него – пустыня.

7. Эраст – коварный искуситель или несчастный человек?

Наблюдение за изменениями состояния души Эраста и его отношения к Лизе.

Интерес к Лизе ----- братская любовь ----- страстная любовь ------ обман, предательство.

Эраст - проблемный герой, у него противоречивый характер. Встреча с Лизой – это проверка на порядочность, Которой Эраст не выдержал. Он ни разу не задался вопросом: что дальше? Для него это игра, из которой он выходит, когда ему это нужно.

8.Заслушивание творческих работ «Исповедь Эраста».

9.Ответ на проблемный вопрос.

В отношениях Лизы и Эраста на было ответственности, заботы, самопожертвования со стороны Эраста (дополняем кластер).

10.Как автор расценивает поступки героев? Как в этом отношении прослеживаются традиции писателя-сентименталиста?

Автор никого не осуждает и надеется на примирение героев в другой жизни.

11.Творческая работа. Напишите сочинение-предположение «Если бы Лиза осталась жива…»

12.Итоговый ответ на вопрос: Почему не состоялась любовь Лизы и Эраста?

13.Домашнее задание: Как бы вы отредактировали повесть с точки зрения писателя-классициста?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Демченко Инна Викторовна

Дата: 30.04.2015

Номер свидетельства: 207212


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства