Урок литературы в 7-м классе по теме «Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека».
Цель:Помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему, поставленную писателем в произведении, - проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас.
Задачи: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу.Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; определять роль пейзажа, внешности; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.
Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся; воспитывать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.
...Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.
Альберт Швейцер.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
III. Постановка целей урока
VI. Словарная работа
– В теме нашего урока звучат слова: сострадание, бессердечие, нравственность. Что они означают?
1 группа. Лексикологи.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Добрый – 1) делающий добро другим, отзывчивый; 2) несущий благо, добро, благополучие; 3) хороший, нравственный.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Злой – 1) заключающий в себе зло; 2) полный злобы, злости; 3) причиняющий сильную неприятность, боль.
Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.
бессердечие, нравственность.
Учитель. Чтобы вы не забывали эти значения, я выписала их на доску.
– А какой герой поможет нам проследить добро и зло?
Дети. Кусака.
Учитель. Верно, это Кусака (развернуть иллюстрацию). А как вы считаете, какие эпизоды нам сегодня понадобятся?
Дети. Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками.
– Жизнь Кусаки на даче.
– Отъезд дачников.
Учитель. Верно.
V. Анализ произведения
Учитель. Эпизоды для анализа определены, но для дальнейшей работы нам понадобятся 3 группы исследователей текста. Группы получают задания, с которыми они будут работать, а также памятку для оценивания работы групп (раздать).
Выступление групп
Задание “Исследователям”
2 группа
Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками.
Опираясь на текст, расскажите о жизни собаки (где живет, какая, есть ли кличка).
– Кто главный герой рассказа?
– Всегда ли ее так звали?
– Какой предстает Кусака в начале рассказа? (Записываем в левую сторону тетради словесный ряд: никому не принадлежала, не было имени; гонимая голодом, не помня себя от страху, натыкалась, пряталась, зализывала раны, копила злобу, не доверяла, со злобой набрасывалась, злобно ворча, сквозь злобу.)
– Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Показ жестокости, бесчеловечности людей.)
– Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста).
– Как появляется человек в 1 части и как «уходит»? (Ребята пересказывают этот эпизод.)
– Почему писатель о нем говорит?
– В чем здесь сходство человека и собаки? (Зачитываем из текста).
– Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему? ( Добрые люди).
– Чем заканчивается 1 часть? (Описание пейзажа зачитываем из текста).
– Какое настроение он у вас вызывает?
– Как описание природы перекликается с описанием Кусаки в первой части? (Зимний пейзаж усиливает чувство одиночества, тоски, неприкаянности, но он не совсем мрачный, в нем есть свет.)
3 группа
– Жизнь Кусаки на даче.
Опираясь на текст, расскажите, как относятся к собаке люди (ключевые слова выпишите на листок, вывесите на доску, соотнесите со словом Добро или ЗЛО).
После выступления группы работа с классом.
Давайте найдем в тексте слова для характеристики Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима
Кусака одинока Кусака любит и любима
1. Никому не принадлежала.1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой. О пище не надо заботиться.
2. Не было имени. 2. Появилось имя.
3.«Грязная, некрасивая,с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью».
3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». «Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости».
4. Ребята бросали камнями и палками. 4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.
5.Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали; 5. Ласкали и играли с ней.
6.Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу.6. У нее отняли нестерпимую злобу.
7.Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить.7.Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким
4 группа
– Отъезд дачников.
– Сопоставьте эти строки и заключительный пейзаж в первой части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие беды.)
– Почему Кусаку не взяли в город?
– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
– Как прощается Леля с Кусакой?
– Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)
– Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)
5. Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.)
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ: "+" И "–"
Вместе
Работа над пятой частью рассказа.(Читаем вслух пятую часть рассказа.) (Чтение главы)
– Почему собака выла?
– Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)
– Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)
– О чем хотел сказать нам автор в рассказе?
– Одобряет или осуждает он поступок Лели? В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.
Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть -Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?
Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.
Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.
(После выступления групп оценка их работы.)
VI. Обобщение.
Только ли об отношении к животным этот рассказ?
Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.
Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.
В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.
9. Как вы оцениваете печальный финал рассказа?
Печальный финал рассказа предупреждает против слишком доверчивого отношения к этой ласке.
Печальная концовка рассказа - это не только прихоть автора, а развитие самой жизни, где жестокость сочетается с ласковостью, черствость - с щедростью души.
Участь Гарасек предопределена отношениями между людьми того мира, о котором повествует Андреев. Это состояние полного отчуждения, запёчатлённое в произведениях писателя с психологической проницательностью и драматической силой.
VII. Заключение.
(Вместе с учениками подводим итог урока.)
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание. Написать ответ на вопрос:Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?
X. Рефлексия. Эссе «О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»?
XI. Подведение итогов.