Тип урока: интегрированный
Цель урока: показ родства демократических идей среди писателей и художников и глубокой взаимосвязи литературы с изобразительным искусством в 70-е годы XIX века.
Задачи:
Обучающая:
Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении творчества Н.А.Некрасова.
Охарактеризовать нравственную проблематику стихотворений Некрасова о народе и картин художников-передвижников.
Выяснить позицию поэта и художников по отношению к русскому народу.
Развивающая:
Научить соотношению художественного произведения с тематикой картин художников-передвижников.
Развивать навыки выразительного чтения стихотворений.
Развивать навыки устной речи.
Воспитывающая:
Воспитывать этические и эстетические чувства, любовь к русской поэзии и живописи.
Дать почувствовать учащимся важность обсуждаемой проблемы и ее актуальность;
Обеспечить условия для раскрытия личностных позиций, творческого потенциала учащихся.
Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, репродукции картин художников Крамского И.Н., Перова В.Г., Савицкого К.А, Репина И.Е.
Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА.
Эпиграф к уроку:
Я лиру посвятил народу своему.
Н.А. Некрасов.
- Организационный момент.
- Слово учителя.
70-е годы XIX века – это расцвет революционно-демократической мысли в России. В эти годы нарастало национально-освободительное движение, которое оставило глубокий след в общественной жизни страны. Идеи и настроения народа выражала вся демократическая русская культура, в первую очередь, литература. Н.Г.Чернышевский, знаменитый писатель-демократ, утверждал новый взгляд на предмет литературы: «Прекрасное есть жизнь». Он считал, что литература – это учебник жизни, она должна давать оценку общественным явлениям, объяснять жизнь. Высокой идейности и народности требовал от своей поэтической Музы и Н.А. Некрасов. Его слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» стали манифестом для всего революционно-демократического искусства.
Но не только литература в это время развивалась в демократическом русле. Идеи жизненной правды подхватили и художники. Демократическим содержанием проникнуто творчество художников-передвижников. Поэтому сегодня на уроке мы постараемся найти связь между литературой и изобразительным искусством. С этой целью вы и работали над своими индивидуальными заданиями.
Итак, поэт-демократ Н.А.Некрасов и художники-передвижники. Что роднит их творчество, делает близкими друг другу?
Ответ на этот вопрос мы должны получить на нашем уроке. Но прежде надо побольше узнать о тех, кого в истории изобразительного искусства называют художниками-передвижниками. Кто они?
Ученик:
Идеи революционеров-демократов, провозглашенные ими принципы народности и реализма, гражданственности и идейности оказали громадное воздействие на передовую русскую культуру. Эти идеи нашли отражение в творчестве многих художников.
Среди художественной молодежи усиливалась тяга к изображению народной жизни, к темам из реальной повседневной действительности. Художники чувствовали потребность принять участие в кипевшей вокруг борьбе, вступить своим творчеством на путь служения обществу. Их взгляды отличались от принятых в то время идеологических взглядов Академии художеств, в которой картины создавались на сюжетах из истории, мифологии, религии. Поэтому в 1863 году четырнадцать молодых художников, выпускников Академии, отказались писать дипломную картину на тему мифологии и ушли из Академии. Они образовали Артель художников по образцу коммун, описанных Н.Г.Чернышевским в романе «Что делать?», и стали устраивать самостоятельные выставки. Эти выставки были передвижные, т.е. перевозились из города в город. И сами художники стали называться художниками-передвижниками. Это И.Н.Крамской, В.В. Пукирев, Н. Ярошенко, В. Г.Перов, К.А.Савицкий и другие.
Учитель:
Итак, художники-передвижники обращаются к реальной действительности. Их творчество пронизано демократическим содержанием.
Одним из ведущих художников этой славной плеяды является Иван Николаевич Крамской, автор знаменитых портретов Н.А. Некрасова. Художнику был дорог Некрасов как поэт-гражданин. Он всегда высоко чтил поэта, его Музу, певшую о горе народном. Глубоко трогала Крамского горячая любовь поэта к русскому народу и неугасимая вера в его могучие силы. Это отношение он и передал в своих портретах.
Ученица:
И.Н. Крамской считал, что в самой природе портретного жанра есть задача увековечения, преодоления угрозы небытия, победы над временем. Он пишет портрет Некрасова в те годы, когда тот уже тяжело болел. Некрасов изображен на полотне в сюртуке со скрещенными на груди руками. Строгая композиция, сдержанный колорит портрета как бы подчеркивает безразличие поэта к пестрой мишуре жизни, внутреннюю сосредоточенность и глубину. Портрет выразителен. Кажется, именно в этот миг поэту приходят в голову строки его «Элегии»:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Ученик:
Новый портрет Н.А. Некрасова Крамской решает написать, чтобы показать поэта одухотворенным, вдохновленным, мыслящим. Так появляется портрет «Н.А.Некрасов в период «Последних песен». Поэт изображен в минуты творчества. Полусидя, опершись на подушки, он обдумывает одно из своих стихотворений. Погруженный в творческие мысли, поэт словно забывает о своих страданиях: «болезнь отступает перед силой духа». Это единственный у Крамского портрет, где человек изображен в обстановке его жизни. С любовной бережностью художник воссоздает диван, на котором умирал Некрасов, этажерку с необходимыми поэту вещами: книги, карандаши, бумага, чашка недопитого чая, колокольчик. У изголовья – бюст В.Г.Белинского, на стене – портреты друзей, о которых в «Последних песнях» поэт пишет:
Песни вещие их не допеты,
Пали жертвою злобы, измен
В цвете лет; на меня их портреты
Укоризненно смотрят со стен.
Эти же строки поэт мог с полным основанием сказать и о себе.
Учитель;
Картины многих художников-передвижников имеют явную перекличку с произведениями Н.А. Некрасова. Пред вами было поставлено задание: постараться соотнести каждую из предложенных вам картин со строками из поэзии Н А Некрасова.
Ученик:
Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» - это целая повесть о беспросветной жизни русского народа: тут мы видим и покорность судьбе, и стихийную русскую силу, которая вот-вот воспрянет и разогнет могучую спину. Рассматривая фигуры бурлаков на картине, вглядываясь в их измученные лица, ощущаешь всю тяжесть их бурлацкого труда. А более выразительно о таком труде, как сказал Некрасов в стихотворении «На Волге», словами и не скажешь:
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.
Ученица:
В середине 60-х годов художник В.Г. Перов много внимания уделял крестьянской тематике. Среди его картин, посвященных жизни народа, особо выделяется полотно «Проводы покойника». Это скорбный рассказ о трагедии крестьянской семьи, оставшейся без кормильца. И невольно приходят на память строки из поэмы н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» о похоронах Прокла:
Савраска увяз в половине сугроба,—
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Старуха, в больших рукавицах,
Савраску сошла понукать.
Сосульки у ней на ресницах,
С морозу — должно полагать…
— Ну, трогай, саврасушка! трогай!
Натягивай крепче гужи!
Служил ты хозяину много,
В последний разок послужи!.
Ученица:
Картина художника Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» показывает нам всю тяжесть непосильного ручного труда народа, который вынужден «под зноем и холодом», под пристальным взглядом десятников проводить ремонт железнодорожного полотна. Именно о таком тяжелом труде народа и писал Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Учитель:
Мы видим почти полное совпадение образов картин и поэтических произведений. Не зря многие собрания сочинений Н.А.Некрасова иллюстрируют данными картинами. Такая родственность живописи и литературы далеко не единичное явление в русском искусстве. Чем же, по-вашему, объяснить близость этих произведений?
Ученик:
Прежде всего, это можно объяснить демократическим мировоззрением русских писателей и художников, одинаково стремившихся к познанию народной жизни и правдивому ее изображению.
Учитель: Какой вывод можно сделать по теме сегодняшнего урока?
Ученик:
Мы можем сделать вывод, что произведения изобразительного искусства и литературы прекрасно дополняют друг друга, выступая в едином русле демократической направленности, посвящая и лиру, и кисть русскому народу. Это гражданское и народное искусство, которое и в наше время не устарело, а по-прежнему является современным и актуальным.