kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока по литературе в 10 классе "Н.А. Некрасов и творчество художников-передвижников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: интегрированный

Цель урока: показ родства демократических идей среди писателей и художников и глубокой взаимосвязи литературы с изобразительным искусством в 70-е годы XIX века.

Задачи:

Обучающая:

Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении творчества Н.А.Некрасова.

Охарактеризовать нравственную проблематику стихотворений Некрасова о народе и картин художников-передвижников.

Выяснить позицию поэта и художников по отношению к русскому народу.

Развивающая:

Научить  соотношению художественного произведения с тематикой картин художников-передвижников.

Развивать навыки выразительного чтения стихотворений.

Развивать навыки устной  речи.

Воспитывающая:

Воспитывать этические и эстетические чувства, любовь к русской поэзии и живописи.

Дать почувствовать учащимся важность обсуждаемой проблемы и ее актуальность;

Обеспечить условия для раскрытия личностных позиций, творческого потенциала учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, репродукции картин художников Крамского И.Н., Перова В.Г., Савицкого К.А, Репина И.Е.

Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор.

                            ХОД  УРОКА.

                                      Эпиграф  к  уроку:

                                      Я лиру посвятил народу своему.

                                                        Н.А. Некрасов.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

     70-е годы XIX века – это расцвет революционно-демократической   мысли в России. В эти годы нарастало национально-освободительное движение, которое оставило глубокий след в общественной жизни страны. Идеи и настроения народа выражала вся демократическая русская культура, в первую очередь, литература. Н.Г.Чернышевский, знаменитый писатель-демократ, утверждал новый взгляд на предмет литературы: «Прекрасное есть жизнь». Он считал, что литература – это учебник жизни, она должна давать оценку общественным явлениям, объяснять жизнь. Высокой идейности и народности требовал от своей поэтической Музы и Н.А. Некрасов. Его слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»  стали манифестом для всего революционно-демократического искусства.

     Но не только литература в это время развивалась в демократическом русле. Идеи жизненной правды подхватили и художники. Демократическим содержанием проникнуто творчество художников-передвижников. Поэтому сегодня на уроке мы постараемся найти связь между литературой и изобразительным искусством. С этой целью вы  и работали над своими индивидуальными заданиями.

     Итак, поэт-демократ Н.А.Некрасов и художники-передвижники. Что роднит их творчество, делает близкими друг другу?

     Ответ на этот вопрос мы должны получить на нашем уроке. Но прежде надо побольше узнать о тех, кого в истории изобразительного искусства называют художниками-передвижниками. Кто они?

Ученик:

Идеи революционеров-демократов, провозглашенные ими принципы народности и реализма, гражданственности и идейности оказали громадное воздействие на передовую русскую культуру. Эти идеи нашли отражение в творчестве многих художников.

Среди художественной молодежи усиливалась тяга к изображению народной жизни, к темам из реальной повседневной действительности. Художники чувствовали потребность принять участие в кипевшей вокруг борьбе, вступить своим творчеством на путь служения обществу. Их взгляды отличались от принятых в то время идеологических взглядов Академии художеств, в которой картины создавались на сюжетах из истории, мифологии, религии. Поэтому в 1863 году четырнадцать молодых художников, выпускников Академии, отказались писать дипломную картину на тему мифологии и ушли из Академии. Они образовали Артель художников по образцу коммун, описанных Н.Г.Чернышевским в романе «Что делать?», и стали устраивать самостоятельные выставки. Эти выставки были передвижные, т.е. перевозились из города в город. И сами художники стали называться художниками-передвижниками. Это И.Н.Крамской, В.В. Пукирев, Н. Ярошенко, В. Г.Перов, К.А.Савицкий и другие.

Учитель:

         Итак, художники-передвижники обращаются к реальной действительности. Их творчество пронизано демократическим содержанием.

Одним из ведущих художников этой славной плеяды является Иван Николаевич Крамской, автор знаменитых портретов Н.А. Некрасова. Художнику был дорог Некрасов как поэт-гражданин. Он всегда высоко чтил поэта, его Музу, певшую о горе народном. Глубоко трогала Крамского горячая любовь поэта к русскому народу и неугасимая вера в его могучие силы. Это отношение он и передал в своих портретах.

Ученица:

И.Н. Крамской считал, что в самой природе портретного жанра есть задача увековечения, преодоления угрозы небытия, победы над временем. Он пишет портрет Некрасова в те годы, когда тот уже тяжело болел. Некрасов изображен на полотне в сюртуке со скрещенными на груди  руками. Строгая композиция, сдержанный колорит портрета как бы подчеркивает безразличие поэта к пестрой мишуре жизни, внутреннюю сосредоточенность и глубину. Портрет выразителен. Кажется, именно в этот миг поэту приходят в голову строки его «Элегии»:

         Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.

Ученик:

Новый портрет Н.А. Некрасова Крамской решает написать, чтобы показать поэта одухотворенным, вдохновленным, мыслящим. Так появляется портрет «Н.А.Некрасов в период «Последних песен». Поэт изображен в минуты творчества. Полусидя, опершись на подушки, он обдумывает одно из своих стихотворений. Погруженный в творческие мысли, поэт словно забывает о своих страданиях: «болезнь отступает перед силой духа». Это единственный  у Крамского портрет, где человек изображен в обстановке его жизни. С любовной бережностью художник воссоздает диван, на котором умирал Некрасов, этажерку с необходимыми поэту вещами: книги, карандаши, бумага, чашка недопитого чая, колокольчик. У изголовья – бюст В.Г.Белинского, на стене – портреты друзей, о которых в «Последних песнях» поэт пишет:

         Песни вещие их не допеты,

Пали жертвою злобы, измен

В цвете лет; на меня их портреты

Укоризненно смотрят со стен.

         Эти же строки поэт мог с полным основанием сказать и о себе.

Учитель;

         Картины многих художников-передвижников имеют явную перекличку с произведениями Н.А. Некрасова. Пред вами было поставлено задание: постараться соотнести каждую из предложенных вам картин со строками из поэзии Н А Некрасова.

Ученик:

         Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» - это целая повесть о беспросветной жизни русского народа: тут мы видим и покорность судьбе, и стихийную русскую силу, которая вот-вот воспрянет и разогнет могучую спину. Рассматривая фигуры бурлаков на картине, вглядываясь в их измученные лица, ощущаешь всю тяжесть их бурлацкого труда. А более выразительно о таком труде, как сказал Некрасов в стихотворении «На Волге», словами и не скажешь:

         Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой.

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик,—

И сердце дрогнуло во мне.

Ученица:

         В середине 60-х годов художник В.Г. Перов много внимания уделял крестьянской тематике. Среди его картин, посвященных жизни народа, особо выделяется полотно «Проводы покойника». Это скорбный рассказ о трагедии крестьянской семьи, оставшейся без кормильца. И невольно приходят на память строки из поэмы н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» о похоронах Прокла:

                   Савраска увяз в половине сугроба,—

Две пары промерзлых лаптей

Да угол рогожей покрытого гроба

Торчат из убогих дровней.

Старуха, в больших рукавицах,

Савраску сошла понукать.

Сосульки у ней на ресницах,

С морозу — должно полагать…

 

— Ну, трогай, саврасушка! трогай!

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!.

 

Ученица:

         Картина художника Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» показывает нам всю тяжесть непосильного ручного труда народа, который вынужден «под зноем и холодом», под пристальным взглядом десятников проводить ремонт железнодорожного полотна. Именно о таком тяжелом труде народа и писал Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»:

                   Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда.

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Учитель:

         Мы видим почти полное совпадение образов картин и поэтических произведений. Не зря многие собрания сочинений Н.А.Некрасова иллюстрируют данными картинами. Такая родственность живописи и литературы далеко не единичное явление в русском искусстве. Чем же, по-вашему, объяснить близость этих произведений?

Ученик:

         Прежде всего, это можно объяснить демократическим мировоззрением русских писателей и художников, одинаково стремившихся к познанию народной жизни и правдивому ее изображению.

Учитель: Какой вывод можно сделать по теме сегодняшнего урока?

Ученик:

         Мы можем сделать вывод, что произведения изобразительного искусства и литературы прекрасно дополняют друг друга, выступая в едином русле демократической направленности, посвящая и лиру, и кисть русскому народу. Это гражданское и народное искусство, которое и в наше время не устарело, а по-прежнему является современным и актуальным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по литературе в 10 классе "Н.А. Некрасов и творчество художников-передвижников"»

МОУ ПРОНИНСКАЯ СОШ

ГАЛИЧСКИЙ РАЙОН

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ









КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА


«ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА


И ХУДОЖНИКОВ-ПЕРЕДВИЖНИКОВ»










УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И


ЛИТЕРАТУРЫ


ПРОНИНСКОЙ СОШ


СМИРНОВА


ТАМАРА ВЛАДИМИРОВНА











2015 год

Тип урока: интегрированный


Цель урока: показ родства демократических идей среди писателей и художников и глубокой взаимосвязи литературы с изобразительным искусством в 70-е годы XIX века.


Задачи:

Обучающая:

Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении творчества Н.А.Некрасова.

Охарактеризовать нравственную проблематику стихотворений Некрасова о народе и картин художников-передвижников.

Выяснить позицию поэта и художников по отношению к русскому народу.


Развивающая:

Научить соотношению художественного произведения с тематикой картин художников-передвижников.

Развивать навыки выразительного чтения стихотворений.

Развивать навыки устной речи.


Воспитывающая:

Воспитывать этические и эстетические чувства, любовь к русской поэзии и живописи.

Дать почувствовать учащимся важность обсуждаемой проблемы и ее актуальность;

Обеспечить условия для раскрытия личностных позиций, творческого потенциала учащихся.


Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, репродукции картин художников Крамского И.Н., Перова В.Г., Савицкого К.А, Репина И.Е.

Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор.


ХОД УРОКА.


Эпиграф к уроку:

Я лиру посвятил народу своему.

Н.А. Некрасов.


  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

70-е годы XIX века – это расцвет революционно-демократической мысли в России. В эти годы нарастало национально-освободительное движение, которое оставило глубокий след в общественной жизни страны. Идеи и настроения народа выражала вся демократическая русская культура, в первую очередь, литература. Н.Г.Чернышевский, знаменитый писатель-демократ, утверждал новый взгляд на предмет литературы: «Прекрасное есть жизнь». Он считал, что литература – это учебник жизни, она должна давать оценку общественным явлениям, объяснять жизнь. Высокой идейности и народности требовал от своей поэтической Музы и Н.А. Некрасов. Его слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» стали манифестом для всего революционно-демократического искусства.

Но не только литература в это время развивалась в демократическом русле. Идеи жизненной правды подхватили и художники. Демократическим содержанием проникнуто творчество художников-передвижников. Поэтому сегодня на уроке мы постараемся найти связь между литературой и изобразительным искусством. С этой целью вы и работали над своими индивидуальными заданиями.

Итак, поэт-демократ Н.А.Некрасов и художники-передвижники. Что роднит их творчество, делает близкими друг другу?

Ответ на этот вопрос мы должны получить на нашем уроке. Но прежде надо побольше узнать о тех, кого в истории изобразительного искусства называют художниками-передвижниками. Кто они?


Ученик:

Идеи революционеров-демократов, провозглашенные ими принципы народности и реализма, гражданственности и идейности оказали громадное воздействие на передовую русскую культуру. Эти идеи нашли отражение в творчестве многих художников.

Среди художественной молодежи усиливалась тяга к изображению народной жизни, к темам из реальной повседневной действительности. Художники чувствовали потребность принять участие в кипевшей вокруг борьбе, вступить своим творчеством на путь служения обществу. Их взгляды отличались от принятых в то время идеологических взглядов Академии художеств, в которой картины создавались на сюжетах из истории, мифологии, религии. Поэтому в 1863 году четырнадцать молодых художников, выпускников Академии, отказались писать дипломную картину на тему мифологии и ушли из Академии. Они образовали Артель художников по образцу коммун, описанных Н.Г.Чернышевским в романе «Что делать?», и стали устраивать самостоятельные выставки. Эти выставки были передвижные, т.е. перевозились из города в город. И сами художники стали называться художниками-передвижниками. Это И.Н.Крамской, В.В. Пукирев, Н. Ярошенко, В. Г.Перов, К.А.Савицкий и другие.


Учитель:

Итак, художники-передвижники обращаются к реальной действительности. Их творчество пронизано демократическим содержанием.

Одним из ведущих художников этой славной плеяды является Иван Николаевич Крамской, автор знаменитых портретов Н.А. Некрасова. Художнику был дорог Некрасов как поэт-гражданин. Он всегда высоко чтил поэта, его Музу, певшую о горе народном. Глубоко трогала Крамского горячая любовь поэта к русскому народу и неугасимая вера в его могучие силы. Это отношение он и передал в своих портретах.


Ученица:

И.Н. Крамской считал, что в самой природе портретного жанра есть задача увековечения, преодоления угрозы небытия, победы над временем. Он пишет портрет Некрасова в те годы, когда тот уже тяжело болел. Некрасов изображен на полотне в сюртуке со скрещенными на груди руками. Строгая композиция, сдержанный колорит портрета как бы подчеркивает безразличие поэта к пестрой мишуре жизни, внутреннюю сосредоточенность и глубину. Портрет выразителен. Кажется, именно в этот миг поэту приходят в голову строки его «Элегии»:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...


Ученик:

Новый портрет Н.А. Некрасова Крамской решает написать, чтобы показать поэта одухотворенным, вдохновленным, мыслящим. Так появляется портрет «Н.А.Некрасов в период «Последних песен». Поэт изображен в минуты творчества. Полусидя, опершись на подушки, он обдумывает одно из своих стихотворений. Погруженный в творческие мысли, поэт словно забывает о своих страданиях: «болезнь отступает перед силой духа». Это единственный у Крамского портрет, где человек изображен в обстановке его жизни. С любовной бережностью художник воссоздает диван, на котором умирал Некрасов, этажерку с необходимыми поэту вещами: книги, карандаши, бумага, чашка недопитого чая, колокольчик. У изголовья – бюст В.Г.Белинского, на стене – портреты друзей, о которых в «Последних песнях» поэт пишет:

Песни вещие их не допеты,

Пали жертвою злобы, измен

В цвете лет; на меня их портреты

Укоризненно смотрят со стен.

Эти же строки поэт мог с полным основанием сказать и о себе.


Учитель;

Картины многих художников-передвижников имеют явную перекличку с произведениями Н.А. Некрасова. Пред вами было поставлено задание: постараться соотнести каждую из предложенных вам картин со строками из поэзии Н А Некрасова.


Ученик:

Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» - это целая повесть о беспросветной жизни русского народа: тут мы видим и покорность судьбе, и стихийную русскую силу, которая вот-вот воспрянет и разогнет могучую спину. Рассматривая фигуры бурлаков на картине, вглядываясь в их измученные лица, ощущаешь всю тяжесть их бурлацкого труда. А более выразительно о таком труде, как сказал Некрасов в стихотворении «На Волге», словами и не скажешь:

Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой.

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик,—

И сердце дрогнуло во мне.

…Давно-давно, в такой же час,

Его услышав в первый раз,

Я был испуган, оглушен.

Я знать хотел, что значит он -

И долго берегом реки

Бежал. Устали бурлаки,

Котел с расшивы принесли,

Уселись, развели костер

И меж собою повели

Неторопливый разговор.

"Когда-то в Нижний попадем? -

Один сказал.- Когда б попасть

Хоть на Илью..." - "Авось придем, -

Другой, с болезненным лицом,

Ему ответил. - Эх, напасть!

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть -

Так лучше было бы еще..."

Он замолчал и навзничь лег.

Я этих слов понять не мог,

Но тот, который их сказал,

Угрюмый, тихий и больной,

С тех пор меня не покидал!

Он и теперь передо мной:

Лохмотья жалкой нищеты,

Изнеможенные черты

И, выражающий укор,

Спокойно-безнадежный взор...


Ученица:

В середине 60-х годов художник В.Г. Перов много внимания уделял крестьянской тематике. Среди его картин, посвященных жизни народа, особо выделяется полотно «Проводы покойника». Это скорбный рассказ о трагедии крестьянской семьи, оставшейся без кормильца. И невольно приходят на память строки из поэмы н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» о похоронах Прокла:

Савраска увяз в половине сугроба,—

Две пары промерзлых лаптей

Да угол рогожей покрытого гроба

Торчат из убогих дровней.


Старуха, в больших рукавицах,

Савраску сошла понукать.

Сосульки у ней на ресницах,

С морозу — должно полагать…


— Ну, трогай, саврасушка! трогай!

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!..


…Чу! два похоронных удара!

Попы ожидают — иди!..

Убитая, скорбная пара,

Шли мать и отец впереди.


Ребята с покойником оба

Сидели, не смея рыдать,

И, правя савраской, у гроба

С вожжами их бедная мать


Шагала... Глаза ее впали,

И был не белей ее щек

Надетый на ней в знак печали

Из белой холстины платок.




Ученица:

Картина художника Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» показывает нам всю тяжесть непосильного ручного труда народа, который вынужден «под зноем и холодом», под пристальным взглядом десятников проводить ремонт железнодорожного полотна. Именно о таком тяжелом труде народа и писал Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.


Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!


Братья! вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено...

Всё ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно?..


Учитель:

Мы видим почти полное совпадение образов картин и поэтических произведений. Не зря многие собрания сочинений Н.А.Некрасова иллюстрируют данными картинами. Такая родственность живописи и литературы далеко не единичное явление в русском искусстве. Чем же, по-вашему, объяснить близость этих произведений?


Ученик:

Прежде всего, это можно объяснить демократическим мировоззрением русских писателей и художников, одинаково стремившихся к познанию народной жизни и правдивому ее изображению.


Учитель: Какой вывод можно сделать по теме сегодняшнего урока?


Ученик:

Мы можем сделать вывод, что произведения изобразительного искусства и литературы прекрасно дополняют друг друга, выступая в едином русле демократической направленности, посвящая и лиру, и кисть русскому народу. Это гражданское и народное искусство, которое и в наше время не устарело, а по-прежнему является современным и актуальным.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Смирнова Тамара Владимировна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства