- Княгиня в дороге. Найдите в тексте описание пейзажа. - Какова его роль в тексте? - К какому виду характеристики относится пейзаж? - Заполните кластер Косвенная характеристика 5. Встреча с иркутским губернатором. Как характеризует княгиню эта встреча? - Какие аргументы выдвигает губернатор, заставляя княгиню вернуться? - Почему губернатор создает препятствия? - Решение княгини – это временный порыв или результат твердого убеждения в правоте? Почему? I вариант. Найдите в тексте, как характеризует княгиню светское общество. II вариант. Как отвечает княгиня на слова губернатора о том, что она «жалкая раба»? - О чем свидетельствует ответ Трубецкой? Вывод: решение княгини следовать за мужем является результатом твердого убеждения в правоте. - Почему автор избрал для II части поэмы не описательную, а драматическую форму? Вывод: драматическая форма повествования помогает глубже раскрыть характер героини, делает ярче описание событий. -Как показана героиня? | Учащиеся зачитывают пейзаж (описание неба). - Он подчеркивает внутреннее состояние княгини, тоску, одиночество. - Ей тоскливо, одиноко. - Она не видит красоты неба, потому что ей очень плохо, она думает о том, как скорее встретиться с мужем. - К косвенной характеристике. - Ученики показывают инсценировку встречи Трубецкой с губернатором. - Говорит о трудном пути, о климате, который ее убьет. -Княгине придется отказаться от гражданских прав, от дворянства. - Он выполняет волю царя. - Учащиеся зачитывают фрагмент текста. - Дает отрицательную характеристику, высмеивает его. -Учащиеся читают текст. - О ее патриотизме. - О ее гражданской позиции. -Мы как будто видим события так, как они происходили. -Образ княгини показан ярче. -Мы слышим ее речь. -Через отношение к губернатору. | |
Обобщение: испытания, выпавшие на долю княгини, проявили силу ее характера, решительность, мужество, способность к самопожертвованию. -Давайте вернемся к линии жизни и найдем на ней дату 14 декабря 1825 года. На интерактивной доске появляется временная линия. -Какую роль сыграло это событие в жизни Трубецкой? Обобщение: 14 декабря 1825 года сыграло в судьбе княгини Трубецкой роль трагическую, но испытания раскрыли лучшие черты характера героини. | -Трагическую, ведь она многое потеряла. -Но она любила мужа, поэтому поехала за ним. | |
-Можно ли назвать подвигом поступок Трубецкой? -Напишите эссе. -Прочитайте свои работы. -В чем заключается смысл названия поэмы «Русские женщины»? Обобщение: При всей исторической конкретности образ княгини Трубецкой обобщен, он воплощает лучшие черты русских женщин, русского народа. Говоря о княгине, писатель приветствует ее за то, что: Она другим дорогу проложила, Она других на подвиг увлекла! -На экране появляется портрет Марии Волконской. -Вы видите портрет М.Волконской, последовавшей за мужем в ссылку после княгини Трубецкой. | -Ученики пишут эссе и зачитывают вслух. -Такие черты характера, как у княгини, были, наверное, у многих женщин. | |