kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 6 классе на тему Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Анализ стихотворения "Железная дорога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала. 

Методы:

  1. По источнику знаний: устный, печатно-словесный, наглядный, ТСО;
  2. По уровню познавательного интереса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Используемые приёмы: беседа, рассказ, чтение, сопоставление,  анализ, словесное рисование.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»; книжная выставка; репродукции картин и портретов, эпиграф; листы оценивания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе на тему Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Анализ стихотворения "Железная дорога" »

МОУ Шатковская сош №1

Р.п.Шатки Шатковского района Нижегородской области









Урок литературы в 6 классе на тему

Н.А.Некрасов –

поэт и гражданин. Стихотворение

«Железная дорога»































Подготовила и

провела учитель

Балашова Н.П.







Р.п. Шатки, 2012 г.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучение биографии Н.А.Некрасова; обучение анализу стихотворения «Железная дорога»

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать расширению знаний о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, представлений обучающихся об исторических событиях 19 в. в России;

  • познакомить с текстом стихотворения Н.А.Некрасова через выразительное чтение учителем;
    показать роль пейзажа в стихотворении;
    выявить назначение эпиграфа и соотнести его с содержанием произведения; 
    показать, как Н.А.Некрасов рисует многострадальный народ;

  • Способствовать формированию умения анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония".

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса, навыков синтеза и анализа, творческих способностей, речи учащихся, коммуникативных навыков

Воспитательные:

  • Способствовать формированию у обучающихся чувства гражданственности, патриотизма, чувства сострадания к обездоленному народу, гордости за его духовную силу, интереса к творчеству Н.А.Некрасова; формированию положительной «Я-концепции» подростков.

Методы:

  1. По источнику знаний: устный, печатно-словесный, наглядный, ТСО;

  2. По уровню познавательного интереса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Приёмы: беседа, рассказ, чтение, сопоставление, анализ, словесное рисование.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»; книжная выставка; репродукции картин и портретов, эпиграф; листы оценивания;

Наглядность: мультимедийные презентации (приложения),

Музыка: Г.Свиридов. Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». Л. Казакова. Обработка русской народной песни «Дубинушка»

Межпредметные связи: история, обществознание, краеведение, ИЗО, музыка.

Предварительные индивидуальные задания:

  1. Подготовить сообщение о жизни Н.А.Некрасова (биограф).

  2. Подготовить историческую справку о строительстве железной дороги иежду Петербургом и Москвой (историк).

  3. Подготовить историческую справку о строительстве железной дороги в п.Шатки (краевед).

  4. Подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога».

  5. Подготовить презентацию РР по теме сообщения.

Задание в группах:

  1. По произведениям Н.А.Некрасова, изученным ранее, составить вопросы (в любой форме: кроссворд, установи соответствие и др.), нарисовать иллюстрации к ним.



Задание всем:

повторить определение следующих терминов: "диалог", "ремарка", "риторический вопрос", "баллада", "ирония", "антитеза"



































Эпиграф

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Н.А.Некрасов

Ход урока

1. Музыкальное вступление (звучит до звонка на урок)

2. Оргмомент (сообщаются условия организации работы на уроке)

3. Слово учителя (с постановкой проблемных вопросов)

- Ребята, наш сегодняшний урок посвящается 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова.

Николай Алексеевич Некрасов… Что вызывает в вашей памяти это имя? Какие некрасовские строки помните?

4. Актуализация знаний

Реализация инд. домашнего задания (вопросы по изученным ранее произведениям Н.А.Некрасова, представленные в форме компьютерной презентации ).

Вывод по этапу

5. Открытие темы, целей урока

- Сформулируйте вопросы к записанной на доске теме урока, используя вопросительные слова кто, почему, о чём, когда и др.(Кто такой Некрасов? Кто такой гражданин? Почему Некрасов поэт и гражданин? О чём его стихотворение «Железная дорога»? Когда оно написано? И т.п.)

- Как вы думаете, почему мы празднуем юбилей Некрасова? Чем заслужил он память потомков? Работа с эпиграфом

Обратите внимание на эпиграф. Эти строки взяты из известного стихотворения Н.А.Некрасова "Поэт и гражданин".

- Вспомните, что такое эпиграф. (Краткое изречение, которое автор даёт перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль). Какова же, по-вашему, главная мысль предстоящего урока?

Сегодня мы продолжим знакомство с биографией Н.А.Некрасова, этого замечательного человека, окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Хочется, чтобы наш сегодняшний урок стал данью памяти Н.А.Некрасова. Верю, у вас всё получится. Пусть напутствием вам будут слова самого поэта: «Воля и труд человека / Дивные дивы творят…»


- Эти же слова предваряют биографическую статью учебника о Некрасове (он относится к жизни самого поэта, говорит и о его воле и труде)

6. Изучение нового материала

    1. Биография Н.А.Некрасова:

- работа со статьёй учебника

разноуровневое индивидуальное задание (детям предоставляется право выбора):

  1. чтение и составление плана;

  2. чтение и составление вопросов;

  3. чтение и формулирование выводов;

-Какие черты личности проявились у молодого Некрасова? (Самостоятельность, решительность – наперекор отцу строил свою жизнь сам; упорство, трудолюбие – добился признания ка поэт, выбрался из нужды; любовь к людям и родной природе – в самых обыкновенных людях он замечал красоту души; умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном.)


- сообщение ученика о матери Некрасова


Брак родителей Н. Некрасова не был счастлив. Крестьяне ненавидели Алексея Сергеевича, не любила, боялась его и семья. Неприютно и страшно было в доме, похожем на тюрьму. Он бил детей, жестоко обращался с женой. Во всём противоположная своему мужу, Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им всё время. Всеми силами старалась она оберегать детей от деспотизма мужа и не давала проникнуть влиянию пороков в их восприимчивые сердца. Не раз случалось им, обнявшись, плакать где-нибудь украдкой. К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи крестьяне, и она, как могла, помогала им. Однажды Алексей Сергеевич привязал жену в наказание за её заступничество за крестьян к старой липе и категорически запретил кому-либо подходить к ней и облегчать её страдания. Николай. Несмотря на это запрещение, подходил к изнемогающей от летнего зноя матери и поил её водой (обратиться ещё раз к эпиграфу урока).

Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери. Она оказала огромное влияние на формирование его взглядов, на его духовное и нравственное развитие. Именно Некрасову принадлежат выражения «Родина-мать», «матушка-Русь». Это он своей чистой сыновней любовью к родине, всей своей жизнью и творчеством навечно утвердил кровную связь двух великих слов и стал не просто поэтом, а поэтом и гражданином.

-Каковы же истоки творчества Н.А.Некрасова?

Беседа

- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку.

Гражданин-человек, который

- любит

- проявляет

- осознаёт

- интересуется

- гордится

- протестует

Вывод: Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа. Сам Некрасов говорил: «Гражданин – это Отечества достойный сын».

Проблемный вопрос:

- А можно ли самого Н.А.Некрасова назвать гражданином?

(Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата, - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда)

- вывод (в любой форме

Творческое задание: сочинить сенквейн «Некрасов…Гражданин»)


2) Переход к изучению стихотворения ««Железная дорога»

- Мы познакомились с биографией Н.А.Некрасова, а сейчас мы обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту нарисовать образ Родины и картину подневольного труда крестьян. Работа с 1 и 2 частью стихотворения.

Беседа

- Что вы можете сказать о железной дороге вообще? Через наш посёлок проходит железная дорога, некоторые из вас живут на Железнодорожной улице, наверное каждый ездил куда-то на поезде, а задумывались ли вы о том, кто и когда строил эту дорогу?

Сообщение краеведа

История написания

- Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)

- Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н.Г.Чернышевского (это писатель, с творчеством которого вы познакомитесь позже, друг Н.А.Некрасова): «В день объявления воли я пришел и застал его в кровати. Он был в крайне подавленном состоянии, кругом лежали разные части «Положения» о крестьянах. « Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами».А спустя год автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога»(1862).

Историческая справка о строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом

Сообщение ученика (историка)

В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

Легенды, связанные с дорогой

• Существовала легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Возле Мсты карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.

• В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.

Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

- Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога".

Работа с эпиграфом.

- Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)

- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)

- Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

- Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.

- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)

Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.

Словарная работа

 ядрёный - свежий, здоровый

 кочи - кочки

 обаяние - незнание правды, неведение

 - Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)

 лопата - заступ

Минутка релаксации

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и представьте, что вы едете в поезде и под стук колёс любуетесь видами из окна вагона

Прослушивание 1 главы стихотворения (фонохрестоматия)

Анализ I главы стихотворения

Вопрос

1 глава


2 глава

1

Что изображено?









2

Каким настроением проникнута картина?





3


Какова лексика, создающая именно такое настроение?





4

Какие образные средства использует поэт?

  • Эпитеты




  • Метафоры



  • Сравнения



  • Другое











5

Как читать?

Почему?



6

Каким размером написано стих-ие?

Что передаёт ритм?


Работа в группах

Заполнение таблицы




Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (осенний пейзаж).

- Каким настроением она проникнута? (бодрости, ясности, покоя).

- Какое восклицание повторяется дважды? ("Славная осень!").

- Какая строка передаёт состояние умиротворения? ("Всё хорошо под сиянием лунным").

-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?

(Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство).

-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.

- Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо).

- Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие) (слайд 12)

- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.


Работа над II главой стихотворения.

Беседа.

- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей).

-По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода.

-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"

- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада)

Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим. (слайд 13)

-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья?

-Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический) (слайд 14)


Словесное рисование.

- Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).

- А теперь зачитайте его описание в стихотворении.

- Какие чувства вызвало у вас описание белоруса?


Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге"


- Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

- Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему?

Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

- Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? (Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа).



- Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?

( Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда. Поэт использует антитезу: прекрасная мирная картина в 1-ой части «Нет безобразья в природе!» - безобразие в отношениях между людьми во время строительства дороги во 2-ой части .Это подчёркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего всё, «что Господь ни пошлёт»)

Обобщающая работа.

8. Подведение итогов урока

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Чему вы научились?

- Какой жизненный урок извлекли из знакомства с биографией Н.А.Некрасова и его произведением «Железная дорога»?

9. Организация домашнего задания.

1) Для всех: дочитать стихотворение; подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения (или 1 часть, или 3 последних строфы 2-ой части)

2) Индивидуальное творческое задание: эссе по уроку или кроссворд



10. Оценивание

- Спасибо, ребята, за урок, за вашу волю и труд, которую вы проявили, за ваши добрые сердца, которые не позволили оставить без внимания трудности одноклассников, за взаимопомощь и поддержку. Верю, что вы будете достойными сынами нашего Отечества.

Самооценка (привлекаются «Оценочные листы», заполненные в каждой группе)

11. Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок?

- Было ли интересно?

- Довольны ли вы своей работой?

- Что вас особенно затронуло?

Заполнение трансфертных листов









Трансфертный лист

Достоинства

Вопросы

Предложения































































Настроение

  • до урока ___________________________



  • после урока ________________________



Фамилия ________________________

Имя _____________________________



Дата ___________________________

2-ой урок

Проверка первичного восприятия стихотворения.

- Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? (Грусть, обида, жалость)
- Почему вам было грустно? (Потому что при строительстве железной дороги у крестьян были очень ужасные условия жизни, многие заболевали и умирали. Кроме того, их грабили десятники, секло начальство)

Анализ 3 и 4 глав стихотворения.

Словарная работа

 подрядчик - лицо, нанявшее рабочих

 лабаз - помещение для хранения муки или зерна;

 лабазник - торговец, владелец лабаза

 присадистый - приземистый, плотный

 недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.



Беседа.

- Что думает о народе генерал, какими словами он определяет народ?

- А вы согласны с этим мнением?

- Можно ли увидеть светлую сторону в жизни строителей железной дороги? Почему?

- Как поступает с рабочими купчина?

- Какой оттенок звучит в словах подрядчика "И - недоимку дарю!..."? (издевательски).

- Каково авторское отношение к изображаемому?

- Какой приём использует автор в последней строфе стихотворения? (ирония)

Ирония - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение)

Вывод: "Кажется, трудно отрадней картину // Нарисовать, генерал?.." - таким риторическим ироническим вопросом и многоточием заканчивается стихотворение. Остаётся тягостное, безрадостное впечатление. Этот вопрос - крик души поэта, который любит свой народ, осознаёт ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос настоящего гражданина, для которого судьба страны - дело глубоко личное. Человека, который ":как свои, на теле носит // Все язвы Родины своей".



7. Анализ стихотворения.

1 часть

- Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-ех частей)
- Что мы видим в первой части(Мы видим неторопливый рассказ поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона)
- Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные  ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели)
- Давайте попробуем прочитать эту часть, передав великолепие природы. (Читают)
- Дайте оценку работе чтецов.
- Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою.

2 часть

А вот какую думу думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. О чем нам рассказывается в этой части? (Во 2-ой части показаны страдания мужиков-строителей) 
- Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?
 ( Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда)
 - Найдите  строки, которые нас ужасают. ( «Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному!» «Он - то  согнал сюда массы народные…» «Мы надрывались под зноем, под холодом…»  «Это все братья твои – мужики!»)
- Как называет голод поэт? (Царем)
- Какой художественный прием использует здесь Николай Алексеевич? (Метафору)
- Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.

(… Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей…)

- Какой художественный прием встретился нам здесь? ( Олицетворение)
- Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? ( Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили)
- Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? ( Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной…)


3 часть

-А что мы видим в третьей части? ( Спор поэта и генерала)
- Каковы взгляды генерала на народ? ( Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц)
- Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? ( Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу)
- А вы согласны с этим? ( Ребенка нужно готовить к жизни, поэтому он должен знать об обеих ее сторонах)


4 часть

- Что мы видим в четвертой части? ( Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное)
- Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н.А.Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.
Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в стихотворении.

Труды роковые кончены…
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках…

О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть)
А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

(…С Богом, теперь по домам, - поздравляю!
Шапки долой – коли я говорю!
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимки дарю)

- А почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.

(…Все заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной…)

- Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это справедливо? (Нет)
- Картину ли радости мы видим в этой части? (Мрачную картину, вызванную долготерпимостью крестьян, осуждением грабителей)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балашова Наталья Павловна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства