Конспект урока литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева "Кусака") 7 класс
Конспект урока литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева "Кусака") 7 класс
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Цели урока
Цель урока: развитие умения анализировать текст, поступки героев, решать нравственные проблемы, поднятые в рассказе
Задачи: умение работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Формирование мотивации к самосовершенствованию , толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями монологической речи
умение работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни.
• формирование потребности в чтении.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Всё живое на земле имеет одну и ту же душу,
всё живое страдает одними и теми же страданиями.
Л.Андреев
Ход урока
Учитель.
Кто из вас не мечтал о собаке? Она приходит в ваш дом по-разному. По дорогой ли цене вам приобретают редкий породистый экземпляр с причитающейся ему родословной или вы приносите с улицы маленькое существо и сдаетесь на милость родителей. Животные входят в ваш дом, меняю привычный уклад вашей жизни, обрушивают на вас тысячу разных трудных и радостных хлопот. Вы обучаете их простым и важным для совместного проживания вещам, оберегаете их от болезней. Вы приучаете их, привязываете к себе, и они отвечают вам удивительной преданностью.
Но всегда ли мы до конца выполняем свой хозяйский долг?
Тема сегодняшнего урока: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»).
Цель урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, понять цель его творчества, попробовать разобраться в человеческих поступках.
Познакомимся с автором рассказа.
Показ слайда
-Прочитаем, что сказал о Л.Андрееве Горький («Леонид Андреев-человек редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужествественный в своих поисках истины»).
-Выделите в высказывании ключевые слова, характеризующие писателя (обмен мнениями).
-По мере показа слайдов и рассказа о писателе запишите этапы его биографии.
-Давайте прочитаем эпиграф к уроку: «Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями» (Л.Андреев).
В конце урока вы ответите на вопрос, почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку. Как вы их понимаете?
-Обратимся к теме урока. Она перед вами.
Показ слайда
Придумайте кластер к высказыванию «Мы в ответе за тех, кого приручили»
бсуждение кластера.
Учитель
- Какое из чувств вы считаете самым важным в отношении человека к животному?
-Что такое ответственность?
-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?
-Выпишите из первой части и ключевые слова-глаголы, характеризующие жизнь собаки.
Выразительное чтение заранее подготовленного ученика эпизода встречи собаки с мужиком.
-Почему завизжала собака? (от обиды)
-Подумаем над словом «обида».
Показ слайда
-По толковому словарю обида-это несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Применимы ли эти значения к собаке?
Вывод: говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.
Каждому живому существу необходимы ласка, тепло, забота, участие. Поэтому, когда собака услышала впервые в своей жизни ласковое слово, обращенное к ней, то ей «очень хотелось подойти, она виляла хвостом, но не решалась». И вот этот мучительный процесс внутренней борьбы между горьким опытом безрадостной жизни, и желанием ласки выражен в том, как собака все яростнее размахивает хвостом и маленькими шажками продвигается вперед, а потом ложится на спину перед человеком, но вместо ожидаемой ласки получает удар тяжелым сапогом. И именно после этой встречи собака окончательно перестает доверять людям.
-Как меняется жизнь собаки во второй части рассказа? Как писатель показывает, что ей нелегко снова поверить в добрые чувства людей?
Показ слайдов
(«И Кусачка второй раз в жизни повернулась на спину…»
«И когда все наперерыв стали ласкать ее…»)
Заполните двухчастный дневник по третьей части рассказа.
Как изменила Кусаку дружба с людьми?
Ваши чувства,эмоции
Обсуждение.
Показ слайда
-Что же мы наблюдаем? Автор вновь говорит о собаке, как о человеке- у нее есть душа и счастье, то есть полнота чувств. В чем пытается убедить нас автор? (Собака, как и человек, может чувствовать, любить и переживать).
-Как долго проходит перед нами жизнь Кусаки?
Сюжет построен на смене времен года. Это особенность композиции рассказа. Мы узнаем о Кусаке зимой, а затем времена года сменяют друг друга и проходит целый год. За это время собака много испытала: горе и побои, голод и счастье, любовь и сытость.
-Как пейзаж влияет на течение рассказа?
Показ слайда
Картины природы
Моменты жизни
«Зимняя ночь тянулась долго…»
«Она никому не принадлежала…»
«Наступила весна…»
«Это новое имя так и осталось…»
«Желтыми огнями...»
«Напуганная чужими людьми…»
«Поднялся частый дождь…»
«Собака выла- ровно…»
«Дождь то принимался идти…»
«Кусака долго металась…
-Каким временем года заканчивается печальное повествование? Случайно ли автор избрал именно это время?
-Прочитаем выразительно диалог Лели и матери. Какими мы видим людей?
Слова не соответствуют чувствам. Неискренне любим. Неискренне печалимся. Хотим казаться добрыми и заботливыми, но не прикладываем для этого усилий.
-Подумайте, люди приютили собаку, или сама собака поселилась у них? Найдем ответ в рассказе.
Итак, люди просто позволили жить собаке на их дачном участке, но по-настоящему никто не интересовался Кусакой, специально о ней никто не заботился. И все же эта жизнь с «добрыми людьми» была значительно лучше бездомной.
Дискуссия.
Делать добро и не делать зла- это одно и то же?
-В рассказе люди названы добрыми. А что доброго сделали они? Они просто не сделали зла.
-Как бы вы поступили на месте Лели?
-Как заканчивается рассказ?
Показ слайда
-О чем выла собака?
Показ слайда
-Сколько раз повторяется слово «выла»?Почему?
Тройной повтор усиливает отчаянную собачью тоску.
-О чем заставляет задуматься автор?
-Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?
Составьте синквейн.
Возможный вариант
Кусака
несчастная, напуганная
прячется, расцветает, воет
хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
обманутая
Обсуждение синквейнов.
Рефлексия
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Домашнее задание:
1.Напишите сочинение - рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).
2.Составьте правила для людей, приручающих животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева "Кусака") 7 класс »
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» гЛуга
Конспект урока
по литературе
на тему:
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
7 класс
Учитель: Дудкова В.В.
2012 г.
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Цели урока
Цель урока: развитие умения анализировать текст, поступки героев, решать нравственные проблемы, поднятые в рассказе
Задачи: умение работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Формирование мотивации к самосовершенствованию , толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями монологической речи
умение работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни.
• формирование потребности в чтении.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Всё живое на земле имеет одну и ту же душу,
всё живое страдает одними и теми же страданиями.
Л.Андреев
Ход урока
Учитель.
Кто из вас не мечтал о собаке? Она приходит в ваш дом по-разному. По дорогой ли цене вам приобретают редкий породистый экземпляр с причитающейся ему родословной или вы приносите с улицы маленькое существо и сдаетесь на милость родителей. Животные входят в ваш дом, меняю привычный уклад вашей жизни, обрушивают на вас тысячу разных трудных и радостных хлопот. Вы обучаете их простым и важным для совместного проживания вещам, оберегаете их от болезней. Вы приучаете их, привязываете к себе, и они отвечают вам удивительной преданностью.
Но всегда ли мы до конца выполняем свой хозяйский долг?
Тема сегодняшнего урока: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»).
Цель урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, понять цель его творчества, попробовать разобраться в человеческих поступках.
Познакомимся с автором рассказа.
Показ слайда
-Прочитаем, что сказал о Л.Андрееве Горький («Леонид Андреев-человек редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужествественный в своих поисках истины»).
-Выделите в высказывании ключевые слова, характеризующие писателя (обмен мнениями).
-По мере показа слайдов и рассказа о писателе запишите этапы его биографии.
-Давайте прочитаем эпиграф к уроку: «Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями» (Л.Андреев).
В конце урока вы ответите на вопрос, почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку. Как вы их понимаете?
-Обратимся к теме урока. Она перед вами.
Показ слайда
Придумайте кластер к высказыванию «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Преданность
Верность
Дружба
Мы в ответе за тех, кого приручили
Любовь
Ласка
Жалость
Доброта
Ответственность
Обсуждение кластера.
Учитель
- Какое из чувств вы считаете самым важным в отношении человека к животному?
-Что такое ответственность?
-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?
-Выпишите из первой части и ключевые слова-глаголы, характеризующие жизнь собаки.
Выразительное чтение заранее подготовленного ученика эпизода встречи собаки с мужиком.
-Почему завизжала собака? (от обиды)
-Подумаем над словом «обида».
Показ слайда
-По толковому словарю обида-это несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Применимы ли эти значения к собаке?
Вывод: говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.
Каждому живому существу необходимы ласка, тепло, забота, участие. Поэтому, когда собака услышала впервые в своей жизни ласковое слово, обращенное к ней, то ей «очень хотелось подойти, она виляла хвостом, но не решалась». И вот этот мучительный процесс внутренней борьбы между горьким опытом безрадостной жизни, и желанием ласки выражен в том, как собака все яростнее размахивает хвостом и маленькими шажками продвигается вперед, а потом ложится на спину перед человеком, но вместо ожидаемой ласки получает удар тяжелым сапогом. И именно после этой встречи собака окончательно перестает доверять людям.
-Как меняется жизнь собаки во второй части рассказа? Как писатель показывает, что ей нелегко снова поверить в добрые чувства людей?
Показ слайдов
(«И Кусачка второй раз в жизни повернулась на спину…»
«И когда все наперерыв стали ласкать ее…»)
Заполните двухчастный дневник по третьей части рассказа.
Как изменила Кусаку дружба с людьми?
Ваши чувства,эмоции
Обсуждение.
Показ слайда
-Что же мы наблюдаем? Автор вновь говорит о собаке, как о человеке- у нее есть душа и счастье, то есть полнота чувств. В чем пытается убедить нас автор? (Собака, как и человек, может чувствовать, любить и переживать).
-Как долго проходит перед нами жизнь Кусаки?
Сюжет построен на смене времен года. Это особенность композиции рассказа. Мы узнаем о Кусаке зимой, а затем времена года сменяют друг друга и проходит целый год. За это время собака много испытала: горе и побои, голод и счастье, любовь и сытость.
-Как пейзаж влияет на течение рассказа?
Показ слайда
Картины природы
Моменты жизни
«Зимняя ночь тянулась долго…»
«Она никому не принадлежала…»
«Наступила весна…»
«Это новое имя так и осталось…»
«Желтыми огнями...»
«Напуганная чужими людьми…»
«Поднялся частый дождь…»
«Собака выла- ровно…»
«Дождь то принимался идти…»
«Кусака долго металась…
-Каким временем года заканчивается печальное повествование? Случайно ли автор избрал именно это время?
-Прочитаем выразительно диалог Лели и матери. Какими мы видим людей?
Слова не соответствуют чувствам. Неискренне любим. Неискренне печалимся. Хотим казаться добрыми и заботливыми, но не прикладываем для этого усилий.
-Подумайте, люди приютили собаку, или сама собака поселилась у них? Найдем ответ в рассказе.
Итак, люди просто позволили жить собаке на их дачном участке, но по-настоящему никто не интересовался Кусакой, специально о ней никто не заботился. И все же эта жизнь с «добрыми людьми» была значительно лучше бездомной.
Дискуссия.
Делать добро и не делать зла- это одно и то же?
-В рассказе люди названы добрыми. А что доброго сделали они? Они просто не сделали зла.
-Как бы вы поступили на месте Лели?
-Как заканчивается рассказ?
Показ слайда
-О чем выла собака?
Показ слайда
-Сколько раз повторяется слово «выла»?Почему?
Тройной повтор усиливает отчаянную собачью тоску.
-О чем заставляет задуматься автор?
-Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?
Составьте синквейн.
Возможный вариант
Кусака
несчастная, напуганная
прячется, расцветает, воет
хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
обманутая
Обсуждение синквейнов.
Рефлексия
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Домашнее задание:
1.Напишите сочинение - рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).
2.Составьте правила для людей, приручающих животных.
Использованная литература
1.Текст рассказа в учебнике 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной
2.Библиографические материалы с сайта http://www.andreev.org.ru/