kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для вовлечения детей в активную исследовательскую деятельность через знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Два брата».

Задачи: формировать коммуникативные навыки учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям; научить определять жанр произведения, сравнивать; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение  понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

 формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

Предмет: Литературное чтение. УМК «ШКОЛА РОССИИ .

Класс: 2 класс

Тема урока: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: создание условий для вовлечения детей в активную исследовательскую деятельность через знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Два брата».

Задачи: формировать коммуникативные навыки учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям; научить определять жанр произведения, сравнивать; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение  понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

 формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.

Планируемые результаты:

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные:

 регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают

последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;

познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные - уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в парах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.

Оборудование: презентация; Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012г. ;

- рабочий лист ; -аудио-запись сказки .


Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи

Каждой секундой в труде дорожи.

-Ребята, поприветствуем наших уважаемых гостей.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Звучит музыкальный фрагмент

А) -Ребята, кто из вас узнал из какой передачи эта мелодия. (Передача «В гостях у сказки»).

- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой мелодии? (будем читать сказку).

- Что такое сказка? (Произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями.)

-Какие бывают сказки по принадлежности? (литературные и народные). -Чем литературные сказки отличаются от народных?

(литературные- имеют автора, оригинальные и индивидуальные; народные- нет автора, появились давным –давно, долгое время рассказывали устно и просто запоминали).

-Обратитесь к рабочему листу. Выполните задание отмеченное зелёным кружочком.

«Узнай писателя по его биографии»

Открыл в Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их.

-Какое задание вы выполняли. Проверим вашу работу (Л.Н.Толстой)

-Расширим наши знания о писателе. Егор расскажет о нём.

Лев Николаевич Толстой - знаменитый писатель-классик. Он известен не только в России, но и за рубежом. Его знают не только как писателя, но и как педагога. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году он открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» Лев Николаевич писал около 20-ти лет. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о вредных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.

- Какие новые сведения из жизни Л.Н.Толстого вы узнали?

 - Объясните фразу писатель -классик (признанный образцом, его произведения имеют огромное неоценимое значение).

 

Б)-Обратитесь к рабочему листу и выполните задание , отмеченное красным кружочком.

Отгадайте ребус

Проверим вашу работу. /Два брата /

3.Операционно-исполнительный этап

3.1. Постановка проблемы

-Для чего мы выполняли эти задания?(Помогут нам узнать новое?) Чему будем учиться. Сформулируйте тему урока .(Л.Н.Толстой . Сказка «Два брата». Поставьте цель?(познакомиться и проанализировать сказку «Два брата».)

_Откроем учебник. Проверьте свой ответ.

-Можно ли по названию определить, кто будет героями нашей сказки?

- Предположите, о чём пойдёт речь в сказке? Рассмотрите иллюстрации к сказке и прочитайте слова.

путешествие, камень, надпись, пошёл, остался, царствовал, счастье


-Сегодня на уроке будем исследователями литературы. Кто такие исследователи? /кто открывает новые знания/.

-Игра «Доскажи словечко»

Мама, папочка, братишка,
Озорной котёнок Тишка.
Сегодня все мы дома вместе:
Котик выпачкался в тесте, 
Брат машинками играет,
Папа что-то там читает,
Мама вяжет на диване,
Я звоню подружке Ане.
Пусть на улице ненастье,
Быть с родными – это…(счастье)

-Предлагаю провести исследование – что такое счастье для человека.

Тема исследовния «Каким счастье видит Л.Н.Толстой, как его понимаете вы, современные читатели? Эту проблему мы попытаемся решить на уроке.

Цель исследования- показать разные взгляды на смысл жизни и счастья.

Объект –сказка

Предмет-герои сказки.

Вспомните, какие вы знаете пословицы о счастье. (Человек –кузнец своего счастья.) Эта пословица и будет наша гипотеза.

Гипотеза-предположим, что человек- кузнец своего счастья.

Методы исследования-чтение сказки, размышления, сравнение.

- Чтобы нам не терятся в большой информации, давайте вместе составим план нашего исследования:

1.Прочитать сказку.

2.Изучить отношение героев к жизни и счастью.

3.Дать оценку действиям героев.

4.Потвердить или опровергнуть гипотезу.

ФИЗМИНУТКА

3.2 Открытие нового знания.Проверка гипотезы.

ПЕРВЫЙ ПУНКТ ПЛАНА

Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.

- А теперь познакомимся со сказкой. Но сначала проведём словарную работу

Словарная работа

-подле -около
-меньшой -младший
написано на смех -ради шутки
пошёл странствовать - путешествовать
задерёт - разорвёт 
помянуть -вспомнить

-Сейчас вы услышите чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры, отмечайте пословицы. Придвиньте к себе текст сказки и читайте с карандашом. .

Звучит аудиозапись, дети читают про себя под неё .

Проверка первичного восприятия текста учащимися:

-Понравилась ли вам сказка? Чем? (Интересная. Сказка читается легко; поучительная.)

- Почему Л. Н. Толстой определил жанр своего произведения как «сказка»?

(Проснувшись, увидели надпись с необычной надписью. И стали рассуждать как им поступить.)

- Вспомните, какие бывают сказки по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных)

-Какая это сказка? (бытовая, с элементами волшебства). (Волшебных чудес в сказке нет, но есть волшебный камень. Это бытовая сказка, о жизни братьев).

-Назовите главных героев.(два брата)

- Как вы думаете, почему Толстой так назвал своё произведение, что он хотел показать? /у каждого брата своё понятие жизни и счастья/

-Переходим ко второму пункту плана.

3.4Работа над содержанием сказки и анализ произведения. Обмен информацией:

ВТОРОЙ ПУНКТ ПЛАНА

-Изучим отношение героев к жизни и счастью.

1.)– Что было написано на камне? Прочитайте отрывок. (Чтение отрывка)
– Почему на одну и ту же надпись братья реагируют по-разному?
( Они сами разные,   у них разные взгляды на жизнь).
– Прочитайте и прокомментируйте слова старшего.  Можно ли с ними согласиться?
( Да,  можно согласиться. Потому,  что действительно может случиться так,   как он говорит. )
– Прочитайте и прокомментируйте слова младшего.  Можно ли согласиться с ними?
( Да.  Можно. Он другой и мыслит по-другому. )
– А если был бы третий брат,  могли ли родиться другие убеждения?
( Да.  Могли бы.  Он тоже другой человек. )
– Рассудила ли братьев жизнь?( Нет. Каждый остался при своём мнении. 

-Итак, почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные. Старший брат убеждён, что счастье заключается в спокойной жизни. Младший – убеждён в том, что счастье заключается в странствиях и в труде.)

-Переходим к третьему пункту плана.

ТРЕТИЙ ПУНКТ ПЛАНА

_-Дадим оценку действиям героев

Работа в паре

Возьмите рабочий лист и выполните задание ,отмеченное синим кружочком.

-Составить сравнительную таблицу.

Сравнение

Старший брат

Младший брат

Слова героев о предсказании

Написано на смех.

Напрасно писать не стали бы.

Поступки

Остался на берегу.

Переплыл реку.

Результат (как сложилась жизнь героев)

Жил ни богато, ни бедно.

Царствовал пять лет, потом опять стал странствовать.

Черты характера

Нерешительный, добрый, спокойный, рассудительный,

недоверчивый,

осторожный, серьёзный .

Смелый, отчаянный, решительный, легковерный, жизнерадостный,

рассудительный .


- Проверим, что у вас получилось. (Четыре пары поочерёдно читают каждую строчку в таблице).

Кого из братьев вы считаете правым?(Мы убедились, каждый по-своему прав, за каждым своя правда. Не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы.)

-Как думаете, почему автор вводит в текст так много пословиц?(В них мудрость народа) .Перечитайте их.

1.Искать большого счастья - малое потерять.

2.Не сули журавля на небе, а дай синицу в руки.

3.Волков бояться, в лес не ходить.

4.Под лежачий камень вода не потечёт

-Как они помогают понять смысл сказки?(Показывают отношение к жизни каждого из братьев).

-Прочитай ещё раз название сказки. Что отражает это название-тему сказки или главную мысль( Главную мысль. Каждый человек воспринимает счастье по-своему. Для кого-то оно заключается в спокойной обеспеченной жизни. Для других счастье в активной жизненной позиции. Кто-то видит счастье в творчестве и т. д.).

-Что для автора главное –занимательность сюжета или сказочный урок?(Сказочный урок. Л. Н. Толстой написал сказку, сказки нас учат).

-Чему учит эта сказка?( Идя к своему счастью, не причиняйте боль другому. )

3.5Проверка домашнего задания

– Дома вы рассуждали на тему «Что такое счастье?». Есть ли желающие поделиться своими мыслями?(Заслушиваю несколько ребят.)
– Мы ещё раз убедились, что для каждого человека представление о счастье очень индивидуально. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Или успех, удача.»)

-Ваши родители тоже написали, что для них счастье:

«Я счастлива, когда мой сын здоров и без устали говорит! А еще я счастлива, когда мы вместе!»

«Счастье – это когда тебя понимают, ценят, любят, когда с работы хочется идти домой и наоборот».

-Переходим к четвёртому пункту плана.



4.Оценочно-рефлексивный этап

ЧЕТВЁРТЫЙ ПУНКТ ПЛАНА

Организация и связывание информации. Формулирование вывода исследования.

-Пришло время подвести итог нашего исследования. Вернёмся к нашей гипотезе. Напомните её. Давайте внимательно посмотрим на таблицу и сделаем вывод: как относится к своей жизни каждый из братьев, они одинаковы в своих поступках, мыслях, характере?(Нет.Каждый выбрал разный путь в жизни). Это даёт основание сказать, что как кузнец, в ручную куёт металл , придавая ему определённую форму, так и человек выбирает свой путь в жизни).

Какой вывод мы сделаем по уроку:  Тема исследования была «Каким счастье видит Л.Н.Толстой, как его понимаете вы, современные читатели?» Эту проблему мы решили на уроке.

Л.Н.Толстой просто и понятно говорит о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что люди по-разному понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье.

_Мы завершили наше исследование и доказали свою гипотезу.

3.2.Подведение итога . Самооценка.

-Какова была цель сегодняшнего урока? (Прочитать и проанализировать сказку). Мы достигли цели? (да) Докажи? (Мы узнали ,как Л.Н.Толстой понимает ,что такое счастье).

-Оцените свою работу на уроке. Для этого используйте лист самооценки (поставь +):

У меня всё получилось

У меня не всё получилось

Мне было трудно





-Кто себя оценил «У меня всё получилось».Почему?

_-Кто себя оценил «У меня не всё получилось».Почему?

_-Кто себя оценил «Мне было трудно».Почему?(Перечитать ещё раз сказку)

4.Домашнее задание.

- Предлагаю задание на выбор:
а) перечитать сказку и придумать её продолжение;

Б) нарисовать иллюстрацию к сказке и прокомментировать;

В) подготовить подробный пересказ.

Наш творческий урок завершим коллективной работой

создадим «Дерево счастья» /дети нанизывают разноцветные пуговицы на «дерево», сделанное из проволоки/.





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению

Автор: Прикота Маргарита Викторовна

Дата: 23.01.2023

Номер свидетельства: 623860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства