Тема. Есть женщины в русских селеньях (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Цели урока: Раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса. Формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину. Ход урока I. Организация начала урока: приветствие, определение отсутствующих; сообщение темы, раскрытие общей цели урока. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н. А Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие? Урок мы построим следующим образом: сначала традиционная л/в разминка, затем повторение ранее изученного материала, после перейдем к рассмотрению 3-й части поэмы “Крестьянка”. II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материала как подготовка для освоения нового). 1. Литературоведческая разминка. (дайте определение л/в терминам) Реализм -…. Народность -… Поэма -… Эпопея -… Тема -… Идея -… Троп -… | | 2. “Адресный вопрос” “Адресный вопрос” как проверка д/з (работа в парах). III. Изучение нового в соответствии с заявленной темой урока. 1. Вступительное слово учителя (Подготовка уч-ся к диалогу – обсуждению) У: В каком году рассчитывай. В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. У: Для чего? Чтобы узнать: Кому живется весело, Вольготно на Руси…, 2. Беседа на основе прочитанного. * У: Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX). У: Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка. ) У: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив. У: Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам? Помещик, чиновник, поп, Купчина толстопузый, Вельможный боярин, Министр государев, царь… У: Но оказывается (по мере их продвижения все дальше и дальше) трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже. Эгей, счастье мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями. У: И мужики приходят к выводу: Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину Другим по мужику…… У: Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого. Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь – Колом ее оттудова Не выбьешь. И они решают не искать Чиновника, купца, министра, Царя (“еще допустят ли нас, мужиченков, царь?”) а… Не все между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб! Указывают им на Счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”. 3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”) Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы) У: Что еще вы узнали о судьбе героини из текста поэмы? Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини? У: Теперь, давайте попробуем охарактеризовать Матрену Тимофеевну. На доске выписаны основные качества ее характера. Подтвердите это текстом. На доске ИВС? | внешняя красота | Эпитеты | трудолюбивая | Сравнения | решительная | Метафоры | волевая | | самостоятельная | | сильная духом | | умная | | талантливая | У: Но Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (выступление творческой группы с сообщением о речи Матрены Тимофеевны) Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники. У: Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие, терпение. Я потупленную голову, Сердце гневное ношу? У: В гл “Крестьянка” Матрена Тимофеевна рассказывает странникам о Савелие – богатыре свято-русском. У: Каким он представляется в поэме? (чтение наизусть описание Савелия) У: Почему, как вы думаете, героиня рассказывает о Савелие? Для Матрены Тимофеевны он является олицетворением независимости “клейменый, да не раб”, чувство ненависти к угнетателям, непокорности судьбе, и умение противостоять злу, выжить и не согнуться. Цель автора – показать, как, велика сила зреющего гнева и протеста русского народа. 4. Проведение сравнительного анализ судьбы Матрены Тимофеевны Корчагиной (“Кому на Руси…”) и Дарьи (“Мороз Красный нос”1863 г. ). Использ. ндуктивн. метода (от частного к общему) Как характеризует автор этих женщин ? (чтение отрывков учащимися наизусть) У: Вы заметили, что строки, которые сейчас прозвучали, вы непременно уже слышали: Пройдет словно солнце светит, Посмотрит – рублем подарит. Коня на скаку остановит. В горящую избу войдет. Какие ИВС Некрасов использует в данных характеристиках? Что общего можно выделить в образах этих героинь? IV. Обобщение и систематизация знаний 1. Творческая работа учащихся (“цветовая гамма”) Задание: Ребята, постарайтесь в цвете в альбомах изобразить образ Матрены Тимофеевны. - Русская крестьянка. Какие цвета возникают у вас в воображении после рассмотрения этого образа? (3-4 ученика поясняют свои работы, демонстрируя их классу) 2. Типчность в образе героинь Некрасова У: Значит, какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России. Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в. Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез. V. Подведение итогов. 1. Анализ работы класса. 2. Объявление оценок. У: Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны. Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая. С чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой. На уроке, на мой взгляд, мы достигли поставленных вначале целей: рассмотрели, проанализировали, сделали вывод о судьбе русской женщины. VI. Домашнее задание.
|