Урок литературы с применением ЭОР и ЦОР "Во всём мне хочется дойти до самой сути" ( Творческое кредо поэта Бориса Пастернака)
Урок литературы с применением ЭОР и ЦОР "Во всём мне хочется дойти до самой сути" ( Творческое кредо поэта Бориса Пастернака)
Урок литературы по творчестве Бориса Пастернака дается в разделе "Поэты Серебряного века" перед изучением романа "Доктор Живаго". Урок знакомит учащихся с основными этапами творчества поэта (обзорно), знакомит с известными произведениями поэта. Важную часть урока составляет исполнение учителем вместе с учащимися песни на стихи Бориса Пастернака. Цифровые образовательные ресурсы возможно использовать как на каждом этапе урока, так и выборочно. При проведении урока в компьютерном классе возможно использованием в малых группах интерактивных заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы с применением ЭОР и ЦОР "Во всём мне хочется дойти до самой сути" ( Творческое кредо поэта Бориса Пастернака) »
4
1. Тема урока - "Во всём мне хочется дойти до самой сути"
( Творческое кредо поэта Бориса Пастернака)
2. ФИО - Конова Ирина Генриховна
3. Место работы - МАОУ "Гимназия им.А.С.Пушкина"
4. Должность - учитель
5. Предмет - литература
6. Класс- 11 класс
7. Базовый учебник- Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Журавлева В.П.
8. Цель урока- открыть учащимся многообразный мир тем поэта Бориса Пастернака, показать, как в стихотворениях поэта раскрывается гражданская, жизненная позиция поэта, научить видеть взаимосвязь стихотворений и событий.
9. Задачи урока-
продолжение знакомства учащихся с поэтами Серебряного века;
развитие речи, совершенствование навыков анализа поэтического произведения,
воспитание чувства гордости, человеческого достоинства на примере жизни писателя, чувства прекрасного к миру.
10. Предполагаемые результаты обучения:
личностные- воспитание уважительного отношения к русской литературе, чувства гордости, человеческого достоинства на примере жизни писателя, философского восприятия жизни.
метапредметные- умение работать с различными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности.
предметные -
- понимание русского слова слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
- выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- эстетическое восприятие произведений литературы
11. УУД, формируемые (базовые) на уроке: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные
познавательные - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
личностные - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
12.Тип урока - комбинированный с применением ЭОР.
13. Формы работы учащихся: беседа, фронтальный опрос, доклад, работа в группе.
14. Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное):
Дидактическое: сборники стихотворений Бориса Пастернака (принесены учащимися), презентация "Биография Бориса Пастернака" (готовится заранее 2 учащимися), распечатка "План анализа поэтического произведения" (возможно использование ЭОР см Перечень).
Портрет Б.Л.Пастернака, ноты этюдов Шопена, гитара, роман "Доктор Живаго", двухтомник поэта (или другое академическое издание).
Техническое: экран, проектор.
Компьютерное: компьютер и проектор учителя для работы с презентацией, видео.
Предварительное задание учащимися.
1. Прочитать стихотворения Бориса Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!", "Про эти стихи", "Гамлет", "Быть знаменитым некрасиво...", "Во всем мне хочется дойти до самой сути...", "Зимняя ночь" (выбор составлен с учётом "Обязательного минимума литературных произведений"). Выделить (или выписать) из стихотворений сточки, отражающие отношения поэта к миру, к поэзии, к любви, к
2. Подготовить презентацию "Этапы биографии Бориса Пастернака", доклад (2 учащихся)
3. Разучить песню "Свеча горела на столе" под гитару
4. Поработать с электронным ресурсом "Поэты-юбиляры" на учительском сайте.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (Таблица №1)
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время (в минутах)
1
Организационный этап
Фрагмент художественного фильма " "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (№ 1 в таблице 2)
Звучит песня "Никого не будет в доме" (исполнение учителем или фрагмент из фильма )
Слушание, настрой на совместную деятельность
3 мин
2
Проверка домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Интерактивное задание "Поэты-юбиляры" (№ 2 в таблице 2)
- Каждому из нас знакомы строчки этой песни... "Ты как будущность, войдёшь..." Эти строчки сегодня открывают наш с вами разговор о поэте-юбиляре Борисе Пастернаке. - Каких поэтов вы узнали из интерактивного задания "Поэты-юбиляры 2015"
-
Ребята называют имена: Борис Пастернак, Евгений Баратынский, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Вероника Тушнова, Иосиф Бродский.
3 мин
3
Актуализация знаний
Аудиозапись стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути" (№ 3 в таблице 2)
Расскажите о вашем впечатлении о стихах, самостоятельно прочитанных дома? Наш урок называется "Во всем мне хочется дойти до самой сути". - Из какого стихотворения эта строчка? (стихотворение рассмотрено учащимися на уроках литературы в 8 классе) - Послушайте стихотворение целиком. Сегодня мы услышим голос поэта. Всмотритесь в портрет на доске. - Запишите в своей тетради отдельными предложениями или словосочетаниями, каким вы представили себе поэта и что бы вы хотели узнать о нём?
Ответы учащихся (устные отзывы в свободной форме)
(формулирование вместе с учащимися цели урока - прикоснуться к творчеству поэта, услышать его стихи, понять, что сформировало Пастернака как поэта)
Ответы учащихся
6 мин
4
Первичное усвоение новых знаний
Презентация "Биография Бориса Пастернака" (№ 4 в таблице 2)
Запишем годы жизни поэта: 1990 – 1960 годы. Попробуйте определить вехи, “протянуть времён связующую нить”. К сегодняшнему уроку ребята приготовили доклад об этапах в жизни поэта. - Ребята, запишите в своей тетради этапы жизни поэта.
Выступление учащихся с докладом и презентацией (примерная дана в приложении) Ребята записывают этапы в жизни поэта по ходу доклада. Примерные записи в тетради: 1 этап - 1890-1912 годы. Начало творческой деятельности. Музыка, живопись, шахматы, философия. 2 этап - 1913-1930 годы. "Сестра моя - жизнь". 3 этап - 1932 по 1946 год - поэзия и проза 4 этап - 1946-1960. Роман "Доктор Живаго" 5 этап - 23 октября 1958 года - объявление о присуждении Нобелевской премии по литературе. Последние годы жизни.
9 мин
5
Первичная проверка понимания
Интерактивное задание по восстановлению стихотворения ( № 5 в таблице 2)
Стихотворение "Февраль. Достать чернил и плакать!" стало своеобразной визиткой поэта. Попробуйте самостоятельно восстановить строчки стихотворения. - Как вы понимаете последние строчки стихотворения?
Работа одного ученика у доски ( по желанию). Класс помогает. При возможности работать в компьютерном кабинете - работа в парах или группах.
Ответы учащихся ( Мир здесь представлен очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Творчество сродни стихийной силе природе - стихи рождаются "навзрыд")
6 мин
6
Первичное закрепление
- Прочитайте выразительно стихотворения "Про эти стихи", "Гамлет", "Быть знаменитым некрасиво..." - Какие строчки вы выделили дома, в которых отражается отношение поэта к жизни, к творчеству, к людям, к любви, к славе.
Чтение цитат.
4 мин
7
Контроль усвоения
- Сформулируйте в виде тезисов творческое кредо Бориса Пастернака в виде стихотворных цитат.
Самостоятельная работа
Чтение 1-2 ответов.
4 мин работа + 3 проверка работ
8
Информация о домашнем задании
Модуль "Обзор творчества Пастернака (№ 6 в таблице 2)
На следующем уроке мы начнем работу с романом Бориса Пастернка "Доктор Живаго".
Индивидуальное сообщение - история создания романа.
Прочитайте стихотворения Юрия Живаго из книги стихов. По какому принципу, по-вашему, стихи собраны в сборник.
Выучите одно стихотворение Бориса Пастернака (по выбору) наизусть.
Задание по желанию - самостоятельно поработайте с заданием "Творчество Б.Пастернака" (ссылка на доске и в электронном дневнике)
3 мин
9
Рефлексия. Подведение итогов занятия
Песня расположена на сайте учителя (см. пункт 2 на в Таблице 2)
Исполнение учителем вместе с учащимися песни "Свеча горела на столе"
Слушание Совместное пение под гитару
3 мин
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР (Таблица 2)
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Фрагмент художественного фильма " "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"
ЭОР
Видеофрагмент
https://youtu.be/n24BCHXB9V0
2
Интерактивное задание "Поэты-юбиляры"
ЦОР с распределением информации
Интерактивное задание на сайте учителя.
Сайт учителя
3
Аудиозапись стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути" (№ 3 в таблице 2)