kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы на тему "Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы на тему "Смысл названия рассказа А.П.Чехова "Жалобная книга"" предусмотрен для изучения в 7 классе. При составлении конспекта урока есть разделение деятельности учителя и деятельности учеников, что позволяет более точно разграничить действия учителей и учеников. В течении урока предусмотрена игра "Узнай героя", которая позволяет и материал систематизировать, и разрядить обстановку урока и ученикам немного отдохнуть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы на тему "Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»" »

1. Ф.И.О. учителя: Хамитова А.Т.

2. Класс: 7 А Дата: 04.02.2014 Предмет русская литература № урока 39

3. Тема урока: Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»

4. Цель урока: Познакомиться с юморесками Чехова, доказать, что произведения Чехова – юморески, выяснить особенности чеховских юморесок.

5. Тип урока объяснение нового материала

6. Методы обучения проблемно - поисковый

7. Используемые технологии развивающие технологии


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку

Приветствие , подготовка к уроку, рапорт дежурного

Переход к новой теме




Какие рассказы можно назвать юмористическими?


Прочитать в учебнике на стр. 29 последний абзац.

Уточните тему урока.


Какие цели мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?


Сегодня на уроке мы должны: Познакомиться с юморесками Чехова

Доказать, что произведения Чехова – юморески.

Выяснить особенности чеховских юморесок.



Отвечают на вопросы учителя


Работают с учебником

Новая тема


Работа с текстом произведения «Жалобная книга»


Интересно ли было читать? Какие жалобы особенно понравились?

Над чем шутит Чехов?

Сколько «авторов» насчитали в жалобной книге?

Увидели ли ошибки?

Каков жанр «Жалобной книги»? Заметили ли необычность названия книги, когда стали читать это произведение? Как оцениваете название книги?


Какая из записей подходит к категории «ЖАЛОБА»?

Как назвать остальные записи? Какое забавное название можно им дать?

Задание по группам:


Найти значение слов «жалобный. Жалоба» в словаре.

Заметили ли необычность названия книги, когда стали читать это произведение? Как оцениваете название книги?

Найти значение слова «КОНТОРА и КОНТОРЩИК» в словаре. Как фамилия конторщика Самолучшева отразилась на характере жалобы?

Какие современные записи можно оставить в «Жалобной книге?»


- какие требования можно выдвинуть к юмористическим рассказам ?



Отвечают на вопросы
































Требования к юмористическим рассказам:

Яркое название

«Говорящие» фамилии

Сюжет, построенный на остром необычном положении

Динамичность действия

Выразительная деталь

Сценичность диалога

Простая, ясная речь автора


Игра «Узнай героя»

«Толстый человек лет сорока, в поношенной чесунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице чувство долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние.»




«Высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».



Домашнее задание

Доказать, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

Вспомнить, что такое юмор.



Рефлексия

Итог урока

Обобщая урок, мы определили смысл названия заметки, ответив на вопрос: «Почему юмореска называется Жалобная книга», а не «Книга жалоб и предложений?»


Ответ: «Книга не содержит жалоб, а является  своеобразным средством для «выплёскивания» своих эмоций, желаний и чувств, тем более, что «конторка всегда отперта»

Таким образом, уже по ранней юмореске автора можно сделать вывод, что А.П.Чехов — тонкий знаток человеческих душ.

Он и нам, современным читателям, позволил стать немного психологами.




















































А. П. Чехов — непревзойденный мастер рассказа. Его рассказы невелики по объему, но за их кратко­стью и кажущейся простотой всегда кроется очень глубокий смысл. «Краткость — сестра таланта» , — утверждал Чехов, и всего на нескольких страницах умело раскрывал внутренний мир своих героев, пока­зывал их характеры, привычки, недостатки, чувства, мечты. А еще делал глубокие и точные выводы о жиз­ни вообще, о том, какой она должна быть и какая есть. 

Чехов заявил о себе как о писателе довольно рано. В 1878 году в журнале «Стрекоза» под псевдонимом «Юный старец» он опубликовал одну из своих юморе­сок. Это и все последующие его ранние произведения были полны искрометного юмора. Одним из таких творений является и рассказ «Жалобная книга» . 

Этот рассказ удивителен тем, что он, вопреки зако­нам жанра, лишен сюжета. «Жалобная книга» пред­ставляет собой некую выписку из документа, фраг­мент, набор цитат, но между строками этого произве­дения можно прочитать очень многое. 

У жалобной книги более десятка «авторов» , но к категории «жалоба» на самом деле подходят лишь одна-две из сделанных записей. Все остальные — кон­статация глупости, подлости, безделья и зла. Именно поэтому жалобная книга напоминает, скорее, запис­ки сумасшедшего. О невеликих интеллектуальных способностях «авторов» говорит уже то, что их записи пестрят ошибками. Само за себя говорит и содержа­ние опусов («Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя») . 

Герой рассказа Ярмонкин составил жалобу о том, что ветер сдул у него, высунувшегося в окно поезда, шляпу. Он не осознает того, что эта жалоба бессмыс­ленна и что виноват в случившемся он сам. Началь­ник стола претензий Коловроев оставляет в жалобной книге запись только потому, что считает себя важной, почти исторической персоной. «Оставил па­мять...» , — пишет он, полагая, наверное, что кто-то будет счастлив найти среди записей росчерк его пера. Есть в жалобной книге и прямые доносы: «Никандров социалист!» . Автор этого высказывания не только кляузник, но и трус — он не подписывается под свои­ми словами. Некто, также пожелавший остаться ин­когнито, посредством жалобной книги сообщает жан­дарму о неверности его жены. В записи этой чувству­ется насмешка над участью жандарма. Однако написавший не задумывается над тем, заглянет ли жандарм в эту книгу и узнает ли себя, бесфамильного. Видимо, ему доставляет удовольствие даже то, что о раскрытой им тайне он может сказать почти во всеус­лышание. Дьякон Духов жалуется на отсутствие на станции постной пищи и получает жесткий, даже жестокий ответ: «Лопай, что дают» . Андрей Егорыч надеется найти посредством жалобной книги свой утерянный кожаный портсигар. Телеграфист Козьмодемьянский, уволенный с работы за пьянство и обоз­ленный, обращается к жалобной книге только за тем, чтобы всех назвать мошенниками и ворами. Неиз­вестный влюбленный пишет о своих чувствах ка­кой-то Катеньке. 

Жалобная книга используется не по назначению, зато благодаря этому многое можно узнать о тех, кто заглянул в нее хоть раз. 

Чехов показывает в этом рассказе одну только бе­зымянную станцию на железной дороге, но это Россия в миниатюре. Рассказ написан более столетия назад, но он современен и сегодня. Писатель заставляет каж­дого из нас посмеяться не только над героями расска­за, но и над самим собой, увидеть чужие и свои недос­татки. Смех — великое оружие в руках Чехова, кото­рый учит своего читателя доброму и вечному.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хамитова Альбина Тимергаяновна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства