Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Проблема любви в рассказе А.П. Чехова "О любви" (8 класс)»
Проблема любви в рассказеА.П. Чехова «О любви»
Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения
Задачи:
расширение представлений обучающихся о Чехове как человеке и писателе,
раскрытие особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика,
развивать умение анализа художественного текста;
воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.
Антон Павлович Чехов
«О любви»
Жизнь даётся один
раз,и хочется прожить
её бодро,
осмысленно,
красиво.
А.П. Чехов
Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре»,«О любви»(напечатан впервые в журнале «Русская мысль» в 1898 г.)
По каким признакам мы можем
объединить рассказы в трилогию?
Действуют одни и те же герои:
учитель гимназии Буркин ,
ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский
и помещик Алехин ,
каждый из которых рассказывает свою историю.
Истории, в свою очередь, объединены одной общей темой — темой «футлярности».
Словарная работа
Футляр– чехол или коробочка с крышкой для хранения различных предметов.
Духовный– имеющий отношение к внутреннему миру человека.
Скудный– то же, что и бедный, нищий, неимущий.
Духовное оскудение– когда человек перестаёт морально расти и развиваться и довольствуется только физиологическими потребностями.
Таким образом,человек словно создаёт футляр для своей души из совершенно не нужных ему правил и не хочет нарушать привычный уклад никакими эмоциональными потрясениями.
Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви -
композиция произведения – рассказ в рассказе
Анализ
С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея)
Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она ндивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.
Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник».
Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, образ жизни не позволяет ему часто бывать в городе, иметь много друзей, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу».
«Я мало-помалу перебрался вниз…». Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Как развивались отношения между героями?
Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.
Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»
неинтересный человек, почти старик, со скучным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье
Рассказывая о Лугановичах, характеризует супругов:
Мужа характеризует скупо, больше отрицательно,
он соперник
Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:
«К чему может повести наша любовь?»,
«Честно ли это?»,
«Куда бы я мог вести её?»,
«Как бы долго продолжалось наше счастье?»
Подобными вопросами задавалась и героиня.
Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны?
Рассуждения Алехина
Рассуждения Анны Алексеевны
«Куда быямог ее увести?»
«Принесет лимнесчастье ее любовь?»
Думалао муже, о детях, о матери
Страшно и неудобно сказать им правду.
Итог любви: Анна Алексеевна заболела,
испытывает раздражение по отношению к
Алехину, который ничего не предпринимал и
продолжал приходить в гости. Лугановичи
уезжают. В вагоне состоялся разговор перед
разлукой навсегда.
Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин:«Во мне все видели благородное существо».Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».
Словарная работа. Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья:
«Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
Что мешает счастью героев?
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи… Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Какое значение имеют картины природы в рассказе?
« НАЧАЛОСерое небо и деревья, мокрые от дождя» -пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало».Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.
Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни?
Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.
ВЫВОД
Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог. Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь
Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще.
Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему.
По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.