Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебные сказки".
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебные сказки".
Данная презентация может быть использована при изучении русских народных сказок на уроке литературы в 5 классе. Это сопроводительное пособие поможет развить образное мышление, оживит эмоциональное восприятие сказок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебные сказки".»
Васькина Лариса Петровна
Учитель русского языка и
литературы МБОУ
Верхнеднепровская СОШ № 2
Дорогобужского района
Смоленской области
Урок литературы в 5 классе
Волшебные сказки
Волшебный мир сказок
Содержание
Сказка как жанр устного народного творчества
Волшебные сказки
Признаки волшебных сказок
Композиция сказки
Сюжет волшебных сказок
Сказочные композиционные элементы
Присказки
Зачины
Концовки
Герои волшебных сказок
Помощники положительных героев
Особенности сказочного языка
Сказка как жанр устного народного творчества
«Сказка – складка (вымысел), а песня – быль… От слова «складывать».
«Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер».
(С.Т.Аксаков)
Волшебные сказки
Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Эта сказка имеет мифологическое происхождение, в ней находят отражение магические представления человека.
Признаки волшебных сказок
Особая композиция
Сказочные сюжеты
Троекратное повторение
Положительные и отрицательные герои
Сверхъестественные силы, помощники, магическиепредметы
Чудесные превращения
«Сказочный» язык
Добро побеждает зло
Композиция сказки
зачин
события
события
завязка
кульминация
развязка
концовка
Сюжет волшебных сказок
Исходное существование
запрета
Герои нарушают
запрет
Последствия нарушения
Поиск спасительной магии
Герои уходят из дома, чтобы всё исправить
Добрые герои
борются со злыми
Спасение
Герою приходят на помощь
Герой возвращается домой с наградой
Сказочные композиционные элементы
зачины
присказки
концовки
Цель присказки и зачина : показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею,оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка-необязательная часть волшебной сказки.
Цель концовки:отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.
Присказки
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
На море, на океане,На острове БуянеСтоит дуб зелёный,Под дубом столзолочёный,Садись, кушай,мою сказку слушай.
На море, на океане,На острове БуянеСтоит дуб зелёный,Под дубом столзолочёный,Садись, кушай,мою сказку слушай.
На море, на океане,На острове БуянеСтоит дуб зелёный,Под дубом столзолочёный,Садись, кушай,мою сказку слушай.
А было это, голубчики, в старину,Когда задумал дед Архип залезть на Луну;Тогда сказки по воздуху летали,Друг друга за крылышки хватали,А я за ними на золотом коне скакалаДа в мешок эти сказки собирала.
Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать - не мешай.
Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве,в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
["file_id"] => string(6) "285613"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1454224857"
}
}