Просмотр содержимого документа
«Заседание литературного кружка. Тема: "Любовная лирика А.К. Толстого"»
МБОУ СОШ №3 р.п. Хор
Конспект урока
«ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.К.ТОЛСТОГО»
10 класс
Учитель Погарцева В.И.
2017-2018 учебный год
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с любовной лирикой А.К.Толстого.
ЗАДАЧИ:
показать красоту человеческих отношений на примере стихотворений А.К.Толстого;
показать тесную взаимосвязь разных видов искусства; использовать музыку Чайковского, картины Брюллова, Айвазовского, другие иллюстрации, афоризмы известных людей в работе над формированием эстетического вкуса учащихся, а также их нравственных ориентир.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко, понятно, чем вы живете и дышите: о любви ( слайд с темой урока). И первый вопрос сегодняшнего урока: «Что такое любовь?»
/Ответы учащихся./
Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь - это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто плотские утехи, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.
Индивидуальным домашним заданием было подготовить викторину по стихотворениям о любви. Девочки проведут викторину, и мы сделаем вывод, какие стихи о любви вы любите.
Викторина (проводят две ученицы); назовите автора и произведение:
И дождалась… Открылись очи; 2) Отворите мне темницу,
Она сказала: это он! Дайте мне сиянье дня,
Увы! Теперь и дни, и ночи, Черноглазую девицу,
И жаркий одинокий сон, Черногривого коня.
Всё полно им…
3)Заметался пожар голубой, 4) На заре ты её не буди,
Позабылись родимые дали, На заре она сладко так спит:
В первый раз я запел про любовь, Утро дышит у ней на груди,
В первый раз отрекаюсь скандалить. Ярко пышет на ямках ланит.
5) На тебя заглядеться не диво, 6) Я понял недавно,
Полюбить тебя всякий не прочь, Я понял недавно,
Вьётся алая лента игриво Что Таня Петрова
В волосах твоих, чёрных как ночь. В душе Ярославна.
Работа по теме урока.
Учитель
Можно сделать вывод, что вы любите и знаете стихи о любви.
А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Чему бы вы хотели поучиться? Слайд – цель урока)
Мне хотелось бы прочитать одно стихотворение о любви: Я верю в чистую любовь
И в душ соединенье,
И мысли все, и жизнь, и кровь,
И каждой жилки бьенье
Отдам я с радостию той,
Которой образ милый
Меня любовию святой
Исполнит до могилы.
1832.
Это стихотворение написал Алексей Толстой, когда ему было всего 15 лет.
Потом он напишет очень много стихов о любви – разных: серьёзных и весёлых, мажорных и грустных, философских и на фольклорные мотивы.
Ребята подготовили чтение и анализ некоторых стихов.
4.Чтение наизусть и анализ стихов
«То было раннею весной…»
«Слеза горит в твоём ревнивом взоре…»
«Катерина» - инсценировка стихотворения
«Не верь мне, друг…»
Учитель.
Одним из лучших стихов о любви у А.К.Толстого является романс «Средь шумного бала…»
- Что такое романс?
- Об истории создания расскажет Люба К.
- Прослушивание романса в исполнении М.Магомаева сопровождается показом слайдов.
5.Аналитическая беседа по тексту.
- Ребята, а что вы почувствовали, прослушав романс?
- Чем явилась для поэта данная встреча: открытием, потрясением или внезапным пониманием близости счастья?
- Что он видит в незнакомой женщине-маске, отбросив «тревоги мирской суеты»?
- А в чём эта тайна?
- Что тревожит автора?
- Как построено это стихотворение?
- Можно ли судить о законченности стихотворения? Есть ли у героев будущее? Как автор об этом говорит?
6. Работа в группах.
Карточка№1
«Коль любить, так без рассудку…»
1.Проблематика
2.Эмоциональность.
3.Лексический фон.
4.Образ лирического героя.
5.Средства художественной выразительности.
6.Современно ли это стихотворение?
Карточка№2
«Минула страсть…»
1.Когда написано стихотворение?
2.Кому посвящено?
3.Значение начала и финала.
4.Лексический фон.
5.Эмоциональность.
6. Средства художественной выразительности.
Карточка№3
«Слушая повесть твою…»
1.С чем сравнивает себя и свою возлюбленную А.К.Толстой?
2.Что узнаем мы о прошлом героини, и как к нему относится лирический герой?
3. Образ лирического героя.
4.Рифма.
5.Размер стиха.
6. Средства художественной выразительности
Карточка№4
«Не ветер, вея с высоты…». Определите значение тропов в стихотворении.
1.Психологический параллелизм
2. Простое и развернутое сравнение.
3. Анафора.
4. Аллитерация.
5. Композиционная антитеза.
6.В чём особенность финала?
7.Вывод:
- Какой вывод из урока вы можете сделать?
Учитель.
«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»
(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)
Толстой верен самому себе. Не надевая масок, он широко и щедро дарит нам богатство своей души, а его лира органически не способна издавать фальшивые звуки - слишком верном камертон у сердца поэта. В такие лица хочется вглядываться, с такими личностями хочется общаться. И кажется, что сам становится лучше, чище:
8.Домашнее задание.
Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого и выучить наизусть.
Письменно ответить на вопрос: «Можно ли назвать стихи А.К.Толстого о любви современными? Почему?»