Внеклассное мероприятие «Когда гремит оружие, музы не молчат» (10класс)
Внеклассное мероприятие «Когда гремит оружие, музы не молчат» (10класс)
Цель мероприятия:расширить сведения учащихся о поэзии военных лет и интересных фактах из жизни знаменитых поэтов советской эпохи; воспитание патриотизма, чувства сопричастности к истории своей страны на примере творчества советских поэтов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Когда гремит оружие, музы не молчат» (10класс)»
Тема: «Когда гремит оружие, музы молчат»
Цель: расширить сведения учащихся о поэзии военных лет и интересных фактах из жизни знаменитых поэтов советской эпохи;воспитание патриотизма, чувства сопричастности к истории своей страны на примере творчества советских поэтов;
Задачи:воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям; выявлять и поощрять талантливых детей, предоставлять им возможность для самовыражения; обучать выразительному чтению, актёрскому мастерству.
Оборудование: презентация, выставка книг, видеозапись песни.
Опережающее задание учащимся: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов
Форма проведения: устный журнал
Слово – великое оружие жизни.
В. О. Ключевский
Ход мероприятия
1.Оргмомент.
Дорогие гости, мы с ребятами рады видеть Вас на нашем мероприятии.Перед Вами мой любимый 10 класс, Среди них много умных и талантливых ребят.
2.Звучит песня «Довоенный вальс» в исполнении И.Кобзона (вальс исполняют 2 пары).-(1м 15 сек)
3.Слово учителя
22 июня 1941 года ровно в 4 часа началась ВОВ.
«Когда говорят пушки, музы молчат». Это крылатое выражение было создано на основе цитаты из речи Марка Туллия Цицерона в защиту Милона «Когда гремит оружие, законы молчат». Смысл обновлённого выражения в том, что искусство отходит на второй план, когда идёт война. Долгие 4 года Великой Отечественной… Война, но музы не молчали…
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!
Анна Ахматова “Мужество”, 23 февраля 1942 года
. -Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия? (Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний).
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.
В первый год на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушли 943 писателя, из них более 200 погибли, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР.
Лирика была одним из самых популярных жанров этого периода.
Сегодня мы с вами пролистаем несколько поэтических страничек и поговорим о поэтах, в творчестве которых есть стихи, посвященные теме Великой Отечественной войны, чтобы понять, как война вошла в жизнь этих людей , и почему они не могли обойти своим поэтическим вниманием эту святую для каждого русского человека тему.
Страница 1. Константин Симонов (ученица)
Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Он в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты “Красная звезда”. Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, бывал в окопах вместе с солдатами. ( «Песенка военных корреспондентов»)
Леонид УТЕСОВ - Песенка военных корреспондентов - YouTube
Симонов дружил с офицерами, очень хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. Он писал : «Я не был солдатом, был всего лишь корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, - поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»
Согласно завещанию прах поэта К.Симонова был развеян над Буйнигским полем под Могилевом . На огромном валуне , установленном на краю поля , выбита подпись писателя «Константин Симонов» и годы его жизни 1915-1979.С другой стороны валуна можно увидеть мемориальную доску с надписью :»…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах.
Войне и ее героям он посвятил большое количество стихотворений. Наиболее ярким и сильным является «Жди меня и я вернусь». Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой.
Чтение стихотворения “Жди меня”( читает ученица)
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, - Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Слово учителя.
Жанр стихотворения –послание. Этолирический монолог-послание. Основная мысль заключена в первой строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит какрефрен, призыв. Обратили внимание нааллитерацию .Сочетание согласных звуков (Ж, ЖД), усиливают мотив ожидания. которые (жди, желтые дожди, жара)),
Страница 2. Александр Твардовский (ученица)
Окончив Московский институт истории, философии и литературы, Александр Твардовский отправился в армию. В течение нескольких лет работал над “Фронтовой хроникой”, герой которой еще не солдат, а больше крестьянин. Из этого цикла и выросла поэма “Василий Теркин”. Фельетонный персонаж – Вася Теркин имел у бойцов огромный успех. Каждая глава поэмы печаталась в очередном номере газеты “На страже Родины”. Бойцы на фронте с нетерпением ждали продолжения.
Отрывок из поэмы «Василий Теркин»(читают два ученика)
Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно: Красотою наделен Не был он отменной.
Не высок, не то чтоб мал, Но герой — героем. На Карельском воевал — За рекой Сестрою.
И не знаем почему, - Спрашивать не стали, - Почему тогда ему Не дали медали.
С этой темы повернем, Скажем для порядка: Может, в списке наградном Вышла опечатка.
Не гляди, что на груди, А гляди, что впереди!
В строй с июня, в бой с июля, Снова Теркин на войне.
— Видно, бомба или пуля Не нашлась еще по мне.
Был в бою задет осколком, Зажило — и столько толку. Трижды был я окружен, Трижды — вот он! — вышел вон.
И хоть было беспокойно — Оставался невредим Под огнем косым, трехслойным, Под навесным и прямым.
И не раз в пути привычном, У дорог, в пыли колонн, Был рассеян я частично, А частично истреблен…
Но, однако, Жив вояка, К кухне — с места, с места — в бой. Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой.
Как ни трудно, как ни худо — Не сдавай, вперед гляди,
Это присказка покуда, Сказка будет впереди.
Слово учителя.
Говорят, у войны не женское лицо, но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, летчиками. Слово их тоже было оружием. Среди них были Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Юлия Друнина. Давайте посмотрим отрывок из поспоминай Юлии Друниной. Поэтесса Юлия Друнина читает стихотворения военных лет, рассказывает о себе (1984) - YouTube(4мин)
Мы просмотрели небольшой отрывок из интервью , но увидели ,что женщины –фронтовики повершали подвиги, переносили все тяготы военной жизни наравне с мужчинами.
Слово учителя .Много создавалось поэзий во времена ВОВ. Но и в послевоенное время многие из тех, кто воевал или был свидетелем тех страшных событий, продолжили эту тему.
Страница 4. Булат Окуджава (ученица.)
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая ( в будущий День Победы!) 1924 года в Москве в семье партийных работников. Но в 1937 году его родителей арестовали , отец был расстрелян , а маму сослали в карагандинский лагерь. Он и его брат воспитывались после этих трагических событий у бабушки. В начале Великой Отечественной войны Булат Окуджава работал токарем на оборонном заводе. В 1942 году после окончания 9 класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Булат Окуджава был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Под городом Моздок получил ранение . В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.
« До свидания, мальчики!» ( Под музыку читают 2 ученика)
Ученица
Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли — Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили и ушли, за солдатом — солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат
Ученик
И себя не щадите, и все-таки Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала вместо свадеб — разлуки и дым, Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги — ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон… Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад… До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад.
Страница 5.Владимир Высоцкий(ученица)
Конечно, самому Владимиру Семеновичу воевать на фронте не довелось. Но его отец, Семен Владимирович Высоцкий ,по профессии военный связист, был ветераном Великой Отечественной войны, имел звание полковника, являлся кавалером более чем 20 орденов и медалей.
Дядя Высоцкого, Алексей Владимирович , кстати, писатель, также был участником Великой Отечественной войны , артиллеристом. Он – кавалер 3 Орденов Красного Знамени, полковник.
Поэтому тема войны , фронтового братства так близка самому Владимиру Семеновичу Высоцкому. С творчеством Высоцкого знакомы не только граждане бывшего Советского Союза, но практически весь мир. Сегодня вы услышите его стихотворение «Братские могилы» на английском языке. Он написал его в 1963 году, переложил стихи на музыку, и впервые эта песня была исполнена 22 июня 1963 года
Братские могилы (учитель)
На Братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше — вставала земля на дыбы, А нынче — гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы — Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата.
У Братских могил нет заплаканных вдов — Сюда ходят люди покрепче, На Братских могилах не ставят крестов… Но разве от этого легче?!
They do not put up crosses on communal graves, (читает ученица)
And widows do not come to shed tears,
But flowers are laid and eternal flames
Will never be quenched, it appears.
The Earth that was shaking fnd heaving of late
With granite and marble is plated
There is not a single separate fate
All fates are in one integrated.
We see in the flame our burning tank,
A house on fire and smoulder,
The burning Smolensk and the burning Reichstag,
The burning heart of a soldier.
The tearful widows do not visit the place,
To give and receive the blessing
They do not put up crosses on communal graves
But does it make less distressing
Страница 5.Евгений Евтушенко (ученица)
Он родился 18 июля 1932 года. Его мама, Зинаида Ермолаевна ,- заслуженный деятель культуры РСФСР. С начала войны и до апреля 1945 года она выступала на фронтах .Некоторое время сын находился рядом.
Как-то раз, во время зарубежной командировки Евгений Евтушенко задумал написать стихотворение . Он подчеркнул в нем, что русские умеют воевать и готовы защищать свою Родину , но им не нужна чужая земля. Война - это зло, которое надо обходить стороной. Так родилось его стихотворение «Хотят ли русские войны?» К сожалению, оно долгое время находилось под запретом , так как чиновники посчитали , что оно лишено патриотизма и не способствует укреплению боевого духа солдат . Лишь в середине 60-х годов эту песню услышали миллионы людей.
Исполнение на гитаре «Хотят ли русские войны»
Хотят ли русские войны? Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей и у берез и тополей. Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат, и пусть вам скажут их сыны, хотят ли русские войны.
Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну, а чтобы люди всей земли спокойно видеть сны могли. Под шелест листьев и афиш ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж. Пусть вам ответят ваши сны, хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю грустную свою. Спросите вы у матерей, спросите у жены моей, и вы тогда понять должны, хотят ли русские войны.
Слово учителя. Мы знаем, что русские войны не хотят. Но мы знаем и то, что мы всегда готовы постоять за свою Родину.
А в заключение предлагаю послушать ваши любимые стихотворения на военную тематику (обучающие читают стихотворения).