Просмотр содержимого документа
«Сценарий читательской конференции по произведению Бориса Полевого " Повесть о настоящем человеке"»
Сценарий читательской конференции по произведению
Бориса Полевого«Повесть о настоящем человеке»
Цель проведения: формировать потребность у учащихся читать произведения, посвященные событиям Великой Отечественной войны, популяризация произведения Б. Полевого, воспитание интереса к истории своей страны, ее героям.
Ведущий 1. В этом году наша страна в 73 раз будет с гордостью праздновать великий праздник Победы советского народа над фашистской Германией. По улицам больших и маленьких городов нашей Родины и за рубежом пойдут участники акции « Бессмертный полк» - дети, внуки и правнуки воинов – победителей.
Ведущий 2. И мы сегодня повторяем знаменитые строки из стихотворения ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, пережившей блокаду : «Никто не забыт, и ничто не забыто».
Ведущий 1. Что же поможет нам спустя десятилетия понять, представить все величие подвига простых советских людей, которые 1418 дней и ночей через голод, кровь, смерть и страдания упорно шли к единственной для них цели: освобождению Родины от немецко-фашистских захватчиков?
Ведущий 2. Это и воспоминания участников Великой Отечественной войны, и фильмы, и, конечно же, книги. Книги, написанные участниками тех страшных и великих событий, живыми свидетелями героизма защитников Родины.
Ведущий 1. Одной из таких книг стала «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Решение написать книгу о безногом лётчике – герое пришло Полевому весной 1946 года, спустя год после окончания Великой Отечественной войны. Борис Николаевич создал это произведение на одном дыхании - всего лишь за 19 дней.
Ведущий 2. С интересом и волнением её до сих пор читают и взрослые, и дети. Книга эта переведена на многие языки мира. У нас в стране она издавалась более ста раз!
Ведущий 1. В дни Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой, в то время военный корреспондент газеты "Правда", познакомился в одной из авиационных частей с командиром эскадрильи Алексеем Маресьевым. В этот день отважный летчик сбил два фашистских самолета. Но писателя потрясло другое: у летчика не было ног! После боя в землянке Маресьев рассказал свою историю.
Ведущий 2. 4 апреля 1942 года в воздушном бою с немецкими мессершмиттами истребитель Маресьева ЯК-1 был подбит. Он попытался совершить посадку на лед замерзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолет стал быстро терять высоту и упал на лес. Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй.
ВеВе С июня 1943 года Маресьев опять в боевом строю, воюет в составе 63-го гвардейского авиационного истребительного полка. 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2. А сейчас, ребята, мы бы хотели задать вам вопросы, связанные с этой книгой.
Каким представляет писатель русский национальный характер?
Ведущий 1. Что означает словосочетание «настоящий человек»?
Ведущий 2. Кого считает Б.Полевой настоящим человеком?
Ведущий 1. Сколько дней добирался герой произведения до своих? (18 дней). Почему ползком?
( Были раздроблены ступни ног).
Ведущий 2. Чем питался раненый летчик эти 18 дней?
Ведущий 1. Кто его нашел? (дети, 2 брата Сергей и Федя, жители партизанской деревни).
Сценка . Алексей в деревне.(Катя Козлова и другие).
Ведущий 2. Как же сельские жители оказались в лесу, в землянках? Ответы учащихся. (Отрывок из произведения читает Добровольская Юлия). История деревни Плавни.
Ведущий 1. Но не только люди оказывали сопротивление фашистам. Кто такая Партизаночка? (Ответы учащихся)
Ведущий 2. Не только природа страдает от врага. Гибнут советские люди. Первые сцены смерти мы встречаем уже на первых страницах повести. Это и непогребённые погибшие в яростном бою в том месте, куда упал самолёт Мересьева; и раненые с перерезанным горлом; и заколотая кинжалом медсестра, прикрывшая своим телом бойца; и фашист и наш боец, вцепившиеся друг в друга мёртвой хваткой. Смерть повсюду. Вспомните, как переживает смерть своих родителей и возлюбленной танкист Гвоздев, как подкошен гибелью единственного сына врач Василий Васильевич, как тяжело переживает вся палата уход комиссара Воробьёва…
Ведущий 1. Борис Полевой стремится объективно передать бесчеловечность войны, горечь потери близких, объяснить желание каждого солдата бороться с врагом до последнего вздоха.
Ведущий 2. Поэтому пример Мересьева убеждает нас в том, что нет ничего невозможного для человека, если он силён духом.
Ведущий 1. Оказавшись в госпитале, где ему ампутировали голени, он испытал настоящее потрясение. Ему не хотелось жить.
Ведущий 2. Однако в палате, где лежал Алексей, вместе с ним лечились совершенно особенные люди. Таким оказался комиссар Воробьев. Именно он смог к каждому подобрать свой ключик, то есть заставить человека поверить в себя, чтобы появились силы жить, защищать Родину.
Ведущий 1. Комиссар Воробьев нашел статью о летчике времен Первой Мировой войны, указал молодому безногому юноше цель, к которой он должен стремиться, подарил ему смысл жизни.
Ведущий 2. Но сам комиссар не справился со своими болезнями. Когда его хоронили, Алексей Мересьев услышал такие слова:«… Настоящего человека хоронят…» И Мересьев запомнил это: настоящего человека. Лучше, пожалуй, и не назовёшь Комиссара. И очень захотелось Алексею стать настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь».
Ведущий 1. Лежа в госпитале, упорно тренируясь, Алексей с нетерпением ждал писем от своих друзей. Кто ему писал?(Ответы)Письма поддерживали в герое желание идти к цели, бороться за возвращение в авиацию, согревали душу, давали почувствовать, что он не одинок. Именно письма оказались лучшим лекарством после операции.
Ученик читает стихотворение тихотворение К. Симонова «Жди меня…»
Ведущий 2. Убедив себя, что возвращение в лётную часть возможно, Мересьеву должен был убедить в этом и других. Путь в небо начинался на земле, со скитаний по многочисленным комиссиям, и наконец его зачислили в учебный полк.
Отрывок о первом полете в учебном полку читает Вара Мария.
Ведущий 1. Почему произведение названо не «Повестью о лётчике» или «Повестью о Мересьеве», а «Повестью о настоящем человеке»? (Ответы)
Ведущий 2. Правильно, молодцы. Борис Полевой посвятил эту повесть всем советским солдатам, которые своим беспримерным мужеством и силой духа одолели злейшего и опытнейшего противника. Слово «человек» не имеет возрастной, национальной и половой принадлежности. Мы увидели, что настоящих людей на страницах повести выведено автором немало.
Ведущий 1. Во время Великой Отечественной войны тысячи советских летчиков мужественно сражались против фашистов. Гастелло, Покрышкин, Кожедуб, Маресьев, Речкалов, Гулаев, Скоморохов… Их подвиги беспримерны.
Рассказ учащихся про летчиков.
Ведущий 2. Прототип героя повести полковник в отставке А.П.Маресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знаком Почета, «За заслуги перед Отечеством» IIIстепени, медалями, иностранными орденами.
Ведущий 1. Многим людям книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» помогла в трудную минуту. Она учила мужеству, стойкости, героизму.
Ведущие . Мы поздравляем Вас с днем Победы. Вспомните о своих родных – защитниках Родины. Поздравьте их. Спасибо за внимание.